Речь детей четвертого года жизни.
консультация (средняя группа)
Логопедическая характеристика развития речи детей четвертого года жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_na_chetvertom_godu_zhizni_rebenka.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие на четвертом году жизни ребенка.
Три года, конец раннего возраста — еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. Ваш ребенок теперь не только ходит, говорит, играет, задает вопросы, но и борется за свою самостоятельность и независимость. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Родителям важно знать, что в это время происходит очень значительный для ребенка процесс: его первое яркое выражение своего “Я“ — это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую “пуповину“, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития — это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.
Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегдапроисходит смена периодов: относительно длительных и спокойных — стабильных и более коротких, бурных — критических, то есть кризисы — это переходы между стабильными периодами.
Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя“бескризисность“, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей.
Попробуем разобраться, как смягчить проявления кризиса, как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего “Я“; эгоизм — в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность — крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость -неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей - не допустить закрепления их крайних проявлений,
Давайте посмотрим, что отличает ребенка в период кризиса 3 лет. Первый симптом ярко выраженное проявление негативизма. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, а стремление делать все наоборот. Суть негативизма заключается втом, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. При этом ребенок, действуя наперекор взрослому, часто поступает и наперекор своим собственным желаниям, ощущениям, впечатлениям. Второй симптом кризиса трех лет — это упрямство, которое отличается от настойчивости; ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до З лет. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу — выражение этого симптома. Следующий, четвертый симптом — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность. Реже встречаются другие симптомы. Это бунт против окружающих, когда ребенок находится в состоянии постоянного конфликта со всеми, ссор ведет себя очень агрессивно. Это также и обесценивание ребенком личности близких людей. Так, малыш может начать называть родителей бранными словами, которых никогда раньше не употреблял. И, наконец, встречается стремление ребенка к деспотическому подавлению окружающих, когда вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, иначе ее ждут истерики и слезы.
Что надо знать родителям о детском упрямстве
и капризности в этом возрасте:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, этот период заканчивается к 3,5—4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — вещь тоже вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5—3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности встречаются у детей по пять раз в день, у некоторых — до 19 раз!
- Если дети по достижении четырех лет все еще продолжают упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это — отношение к предметному миру, к другим людям и к себе.
Взаимодействуя с предметами, ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, стремится достичьего. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни ребенок хочет получить такой же результат, что и взрослый. Однако, он пока еще не в состоянии оценить его правильно, и именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха.
С самого рождения отношение родителей к младенцу строится на его полном принятии. Сколько бы огорчений и хлопот ребенок не доставлял, он все равно остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу — это выражение абсолютной любви. Такое любовное отношение формирует у малыша ощущение своей нужности и ценности. Отсюда его, пусть еще аморфное, представление о себе складывается как абсолютная положительная самооценка. Порицание взрослого вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает недоумение и обиду. Постепенно в ходе овладения ребенком предметными действиями взрослый оценивает их результаты, и эта оценка не всегда может быть положительной — так, наряду с положительной абсолютной самооценкой, у ребенка формируется конкретная самооценка. При правильном воспитании у ребенка раннего возраста сосуществуют два вида самооценки:абсолютная, при которой он, несмотря ни на что чувствует и знает, что ею любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное положительное отношение к себе у малыша доминирует и зачастую приходит в противоречие с порицаниями, которые неизбежно возникают. Во многом это — причина многих негативных явлений раннего возраста, в том числе и кризиса трех лет.
В этом возрасте ребенок уже хорошо осознает неуспешность своего действия либо порицание взрослого, он воспринимает его как угрозу его абсолютной положительной самооценке, что очень тяжело переживается ребенком. Поэтому на критику в свой адрес малыш может реагировать очень эмоционально, обижаясь даже на самое невинное замечание. Обостренная чувствительность к своему неуспеху часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Ребенка начинает тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним бурную радость, хвастовство.
Ребенок уже может быть самостоятельным и хочет, чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения и ценил его самостоятельность.
Из сказанного становится понятной основная стратегия поведения родителей. Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с каким заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности. Такие слова, как “неумеха“, “растяпа“ больно ранят самолюбие малыша, причиняют ему страдания. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие инициативы, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, сказать ему: “Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверен, что и этому ты научишься. Посмотри, как это делается, попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу“.
Не следует также сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей. Такие слова, как “эх ты, у тебя неполучается, а вот Саша уже давно умеет это делать“, могут вызвать лишь недобрые чувства к сверстнику.
В тех случаях, когда ребенок слишком часто упрямится, противопоставляет себя окружающим, не вступайте с ним в бесконечные споры. Вы мудрее его, поэтому помогите емусправиться с самим собой. Предоставляйте ему как можно больше самостоятельности. Там, где это возможно, давайте ему право самому выбирать, что и как он будет делать. Одна мама, зная, что сын, собираясь на прогулку, обязательно затеет спор, надевать комбинезон или нет, не акцентируя внимания на этом моменте, предлагала ему возможность самому принятьрешение: “Ты сегодня будешь надевать комбинезон с правой или с левой ноги?"
Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчить конфликтные моменты, внося в них долю юмора. Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами. Неприятные процедуры, которые необходимо делать малышу (например, обтирание холодной водой или зарядку, которую любят не все дети), старайтесь перевести в увлекательную игру.
В то же время нельзя идти на поводу любых желаний ребенка. Если вы позволите ему при помощи истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймет, что таким способом он ничего не добьется. Бесполезно увещевать его или наказывать в момент истерики — в таком состоянии он непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут продолжениеистерики.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Три года — возраст “почемучек“, бесконечных вопросов. Расширяется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась,— он легко внушаем, раним.
К четырем годам все это принимает более сложные формы, а главное — совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассивный, так и активный словарь. В грамматически правильно построенных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, чточашка, ложка, блюдце, тарелка — это посуда.А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиеваяи т. д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.
У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как “одежда“, “обувь“, “овощи“, “фрукты“, “мебель“, “домашние животные“ — нередко это происходило по дороге из детского сада домой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называл их, определяя величину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы.
Следите, пожалуйста, за своей речью, ибо она должна быть образцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.
Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислушивайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Постарайтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно говорить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит центральная нервная система. Возможно, нелишне напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи.Органы голосоподачи и голосоведения, то есть гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.
Учитель-логопед Е.В. Лосева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей четвертого года жизни
Большое значение речи дошкольника в том , что это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены...
Из опыта работы. «Развитие речи детей четвертого года жизни»
Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации. Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи....
Развитие произносительной стороны речи детей четвертого года жизни.
Консультация для родителей по развитию активного словаря детей среднего дошкольного возраста....
Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни
Предлагаю Вашему вниманию материал для родителей по развитию речи детей четвертого года жизни.Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка четвертого года жизни. Для этого необхо...
Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни
Рекомендации родителям по развитию речи детей четвертого года жизни...
Консультация для родителей. Развитие речи детей четвертого года жизни.
Развитие речи является несомненно приоритетным для развития социально-коммуникативных навыков у дошколят....