Пед. совет Сообщение. Тема: «Развитие читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
статья

Шляхина Екатерина Кузьминична

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

   Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

   Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение143.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                                        МБДОУ «Детский сад  «Аленка»

                                   

                                                                   

                                                                      СООБЩЕНИЕ

                             Тема:  «Развитие  читательской грамотности

                                         у детей дошкольного возраста»  

                       883de5dcbb168de5fa413aaa1025c2ab.jpg

           

                                                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                                                         Шляхина Е. К.

                                                     п. Тюльган, январь 2024 г.

    В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой.

   Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

   Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

   Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. В исследовании PISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

    Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

   Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

   Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.

   Согласно ФГОС дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет:

    "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".

   На образовательных занятиях дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).  В режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений  используется художественное слово. В  дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир.

 Этап формирования основ читательской грамотности включает в себя:

создание развивающей предметно-пространственной среды (в группе оформление центров по развитию речи, уголка чтения, минибиблиотеки, театрального уголка);

  • подбор книг разных жанров: сказки, рассказы, стихи, книги разной тематики: о природе, с волшебным сюжетом, о животных…., «толстые» -«тонкие» книги, «взрослые» книги, журналы.
  • Что можно делать с детьми: Классификация\сортировка книг, какая лишняя, с\игра библиотека, магазин книг. Здесь же мы активизируем словарь (стихи, энциклопедия, сказка, рассказ) Рассматривание книг, картинок, книжной графики, портретов писателей и др.

Этап формирования основ читательской грамотности продуктивного чтения-слушания включает в себя:

  • Прогнозирование и мотивация детей к чтению. Вызвать у детей желание прочитать книгу, используем приемы: беседы, загадки, дидактические игры, элементы костюмированных представлений, демонстрации иллюстраций, прослушивание отрывков музыкальных произведений.
  • Работа с текстом во время чтения - использование приема комментированного чтения - медленного, выразительного чтения текста с остановками, иногда что-то комментируя, иногда задавая вопросы детям, иногда предлагая им что-то домысливать, угадать. Работа с текстом после чтения. Обсуждение прочитанного, вопросы, творческие задания. Цель - включить детей в речевую деятельность.
  • Можно дать задание посмотреть мультик и сравнить книжный и анимационный вариант.

Этап формирования основ читательской грамотности - развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях включает в себя:

  • самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций
  • можно дать картинки с изображениями сказочных героев, или схему – придумать сказку
  • иллюстрировать знакомое литературное произведение (событие, героя, место событий, волшебные предметы, элементы одежды героя), сделать поделку по мотивам, слепить, сделать аппликацию
  • творческие задания: игра «Изобрази мимикой и жестами героя»; игровая проблемная ситуация «Как бы ты поступил на месте героя»; «Придумай другой конец сказки (рассказа)»; пересказ по мнемотаблицам; пересказ с использованием иллюстраций; инсценировка; создание элементов детской книги (обложки, иллюстрации);  «Создание мультфильма» на основе прочитанного произведения.

В книжном уголке необходимо предусмотреть разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги.

Периодически в группе организуются выставки книг, на тему «Моя самая любимая книга». Каждая тема недели должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, чтобы дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Оформляются выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.

Необходимо  ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.

В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. Проводятся литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.

Для того чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок используются наборы плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров (может быть наборы готовых игрушек к сказкам), для драматизации литературных произведений - элементы костюмов сказочных героев, маски.

   Так же можно использовать дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.

   Но работа детского сада будет неполной, если  не приобщать к ней родителей. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что приводит к значительному снижению читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами. В беседах с родителями необходимо обращать  внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

В соответствии с ФОП:

К 3 годам • ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым.

К 4 годам • пересказывает знакомые литературные произведения;

 • ребёнок понимает содержание литературных произведений и участвует в их драматизации, рассматривает иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения, эмоционально откликается на них;

 • совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;

• ребёнок в театрализованных играх разыгрывает отрывки из знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.

К 5- 6 годам • ребёнок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки;

• проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст;

•  проявляет себя в театрализованной деятельности.

 • ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов,

 • самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;

•  проявляет интерес и (или) с желанием занимается театрализованной деятельностью.

 К концу дошкольного возраста :

• ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.

   Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:

• эмоциональную отзывчивость;

• активность и объективность читательского воображения;

• умение пересказывать;

• аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);

• осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.

   Ну а сейчас  я предлагаю поиграть вместе.

1 игра:

«Найди псевдослово»,

Цель: развитие умения детей выделять слова, не имеющие смысла.

Я читаю вам слова, среди них вы должны найти слово, не имеющее значения слушайте внимательно: Кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикс, перемена.

Самовар, стол, ложка, паварнежка, бокал, ковш.

Самолет, трактор, лодка, парозов, трамвай.

Ну, а теперь сами придумайте цепочку слов со словом не имеющим смысла.

Тема «Детский сад»

2. игра.

«Смысловые несуразицы»

Цель: совершенствование умений детей анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой.

    Я читаю вам  предложение, вы  находите смысловую ошибку:

 Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.

  Дети играли на полянке возле леса, вдруг из леса выбежал зайчишка, сыроежки и рыжая лиса.

  Летом мы с семьей ездили на пикник, там мы жарили шашлыки, купались в снегу.

Ну, а теперь по традиции мы с вами превратимся в детей:

- «Ребята», совсем недавно мы с вами познакомились с творчеством К.И. Чуковского. Вспомните какие сказки мы с вами читали. ..

- Молодцы, я предлагаю вспомнить сказку «Муха Цокотуха» и по сказке показать мини-спектакль.

Драматизация сказки Чуковского «Муха Цокотуха».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  3. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
  4. Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.
  5. http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/12/pedagogicheskiy_proekt_0.docx 
  6. http://www.57ds.ru/upload/deyat_tv/pro_knig.pdf http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/2165.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

1.Формируйте у детей разумные потребности.Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др.Так он узнает о семейном бюджете.Составьт...

Консультация "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Консультация "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"1.  Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясн...