Поддержка уникальности личности ребенка, в том числе с ОВЗ, через индивидуализацию образовательного процесса
материал
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
Чтобы раскрыть, развить лучшие качества личности ребенка, и педагогам, и родителям необходимо поддерживать стремление малыша к проявлению индивидуальности, способностей и талантов.
Особенно актуальна индивидуализация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности, где каждый ребёнок нуждается в особом подходе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поддержка уникальности личности ребенка, в том числе с ОВЗ, через индивидуализацию образовательного процесса
Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
Чтобы раскрыть, развить лучшие качества личности ребенка, и педагогам, и родителям необходимо поддерживать стремление малыша к проявлению индивидуальности, способностей и талантов.
Особенно актуальна индивидуализация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности, где каждый ребёнок нуждается в особом подходе.
Для выявления индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и для того, чтобы наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности, мы проводим мониторинг детского развития. Мониторинг особенно актуален при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе с детьми мы используем диагностику Н.В. Верещагиной. Данная система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художествснно - эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
После того как мы продиагностировали детей и выявили проблемы в развитии, с целью составления индивидуальной траектории развития ребёнка с учётом его потребностей и возможностей мы разрабатываем на каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. ИОМ отвечает на вопросы «чему учить?», «что должно измениться в личности?», а также разработанный способ реализации поставленных задач в отношении конкретного ребёнка. В ИОМ отражены специальные технологии, методики, средства образовательного процесса, т.е. ответы на вопросы «как учить?», «как воспитывать?», «как организовать педагогическое взаимодействие и общение?».
Далее мы проводим индивидуальную работу с каждым ребенком или подгруппой детей с одинаковой речевой проблемой.
Коррекционную индивидуальную работу мы ведем с детьми, имеющими определённые нарушения развития, к примеру, у нас есть дети с нарушением осанки, выявили группу детей по соответствию уровня понимания речи, их большинство, с нарушением поведенческих реакций (не развитой эмоционально волевой сферой), по темпу работы.
Для усвоения понятийного материала, мы в своей работе с детьми используем инсценировки сказок, настольный и пальчиковый театр. Например: сказка «Теремок», здесь важно, чтобы ребенок усвоил, кто заселился в теремок, что делал в теремке, передача интонации голоса персонажа, звукоподражание. Сказка «Репка», она уже сложнее, здесь детей учим устанавливать межличностные отношения, закрепление предлогов (кто за кем стоит?, Между кем стоит?); отрабатываем окончания мужского и женского рода, учим отвечать на вопросы Что делал?, что делала? Выделяя окончания голосом.
Так же мы для этой группы детей для закрепления предлогов используем игру, которую мы изготовили сами. Дети ищут карточку с заданным предлогом и помещают в окошко и обосновывают свой ответ
Для формирования понятия «кто?, Что? Мы используем игру «живое, не живое». Когда ребенок усвоит эти вопросы, у него в дальнейшем не возникнет проблем в правильной постановке вопросов и ответов на них.
Используем игру кубик «Даджет», это уникальная игра, ее можно использовать как для одного ребенка, так и для двух, трех детей с одинаковой речевой проблемой. Кубик помогает закрепить знания детей об изученных темах, помогает развивать речь, вызывает речевую активность, активизирует глагольный состав словаря детей, учит правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научит составлять развернутый описательный рассказ, развивает умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.
Так же в индивидуальной работе используем сенсорный экран, в нем есть игры из МЕРСИБО (логомир), «Мудрая сова».
Для детей с нарушением осанки мы используем «Сибирские борды», детям они очень нравятся, они охотно на них занимаются, учатся контролировать свое тело.
Используем коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование правильной осанки такие как:
- «Ходим в шляпах»
Цель: формирование навыка правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений.
Положить на голову легкий груз – «шляпу». Следить за осанкой, голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища. Ходить по залу, сохраняя правильную осанку.
- «Морская звезда»;
- «Лягушки (Лягушата)»;
- «Самолетик-самолет».
Для детей с нарушением поведенческих реакций, у нас 3 таких ребенка, у которых это наиболее выражено. Мы используем игры и упражнения направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
1. Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Психогимнастические упражнения (этюды, основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Например: Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
По темпу работы. Здесь на индивидуальную работу выносим то, что дети не успели сделать во время занятий, в основном это работа в индивидуальных тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...
Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающей работы.
Инновационные формы работы с родителями....
Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СКАЗОК
Основная цель работы по художественно-эстетическому развитию детей ДОО - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, обеспечива...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Индивидуализация образовательного процесса через развитие познавательного интереса у детей раннего возраста
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях....
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье подчеркивается важность индивидуального подхода к каждому ребенку, обосновывается значимость разработки и целесообразность модульного построения образовательного маршрута для дошкольников с О...
Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру
Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...