Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников
консультация (старшая группа)

Волкова Лариса Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д. ), но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Ямама, Я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

«Использование мультимедийных презентаций в профессиональной деятельности»

Консультация для педагогов

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

Профессиональный стандарт «Педагог» (учитель, воспитатель) обозначил одно из необходимых знаний воспитателя: «владеть икт – компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного. возраста».

Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний.

Сегодня речь пойдет об использовании программы Microsoft PowerPoint в профессиональной деятельности.

Программа Microsoft PowerPoint – это программа для создания презентаций – упорядоченного набора слайдов, с помощи которых вы можете наглядно пояснить свое выступление на конференции, на занятиях.

Вставка рисунка

Для того чтобы вставить рисунок на вкладке «Вставка» выбираем команду «Рисунки». Выбираем нужное изображение и вставляем его в презентацию.

Изменить размер фотографии можно двумя способами. 1) Изменить высоту и ширину можно, потянув с зажатой левой клавишей мышки, за один из углов – это позволит изменить оба параметра одновременно. 2) на интерфейсе PowerPoint в группе Размер на вкладке Работа с рисунками (Формат) увеличиваем высоту и ширину изображения. Данный вариант подходит для более точного изменения размеров.

Анимацию в PowerPoint можно разделить на два вида:

- анимация перехода между слайдами;

- анимация элементов на самом слайде.

Сейчас разберем первый тип – переходы между слайдами. Для добавления переходов следует перейти на вкладку «Переходы». Здесь находятся предложенные эффекты. Можно развернуть и посмотреть все возможные варианты. Данный эффект применяется к тому слайду, который на данный момент активирован. Выбираем, например, переход «Появление». Посмотрим, что получится. Осуществился переход от первого слайда ко второму. Можно выбрать особенности переключения слайда (добавить звук, настроить смену слайдов по щелчку или определить длительность перехода.

Второй тип анимации на презентациях Microsoft PowerPoint – это анимация содержимого на слайде.

Анимацию для объектов на слайде делится на несколько видов:

1) Вход, применяется для объектов, которые должны будут появится на слайде;

2) Выделение, применяется для объектов, которые уже есть на слайде.

Например, сделаем так, чтобы фотография появлялась на слайде. Нажимаем на фотографию, выбираем вкладку «Анимация», группу «Фигуры». Чтобы посмотреть полученную работу, выбираем вкладку «Просмотр анимации». Точно также выполняется работа с надписями.

Вставка звука, видео

Чтобы вставить медиа, выбираю вкладку «Вставка», справа есть группа «Мультимедиа» (две команды – вставка видео, звука).

Чтобы вставить видео. Выбираю вкладку «Вставка», группа «Мультимедиа», команда «Видео» - «Видео из компьютера». Выбираю нужное видео и вставляю в презентацию.

Чтобы вставить звук. Выбираю вкладку «Вставка», группа «Мультимедиа», команда «Звук».

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развивать логическое мышление детей, усиливать творческую составляющую учебного процесса. Спасибо за внимание!

«Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Консультация для воспитателей

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

Изучение математики – процесс сложный и трудный. Математические представления должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически. Для дошкольника одним из средств развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить цифры, геометрические фигуры, также разные герои простых сказок. В сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными математическими испытаниями, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями. Использование сказок позволяет делать процесс обучения привлекательным, содействует формированию положительного отношения к обучению. В дошкольном возрасте увеличивается потребность ребёнка в знаниях, в построении связной картины мира. Для детской картины мира характерны субъективные отношения к предметному миру и живой природе, что позволяет ребёнку сделать мир доступным для понимания. Поэтому для обучения детей дошкольного возраста целесообразно использовать математические сказки с познавательным содержанием. В младшей группе детского сада используются геометрические и цифровые сказки для формирования представлений о геометрических фигурах (например, история о трёх братьях: Треугольнике, Квадрате и Круге).

В средней группе работа ведётся с понятийными сказочными историями, основанными на математических величинах и терминах.

А в старшей группе детского сада для подготовки к школе сказки уже носят комплексный характер, то есть закрепляют материал и объединяют в одно целое несколько понятий (например, фигуры, цифры, элементарные действия на сложение-вычитание и пр. в виде задач, которые даёт Принцесса своим женихам-Принцам). Если говорить о задачах математических сказок на занятиях с дошкольниками, то этот приём также помогает сформировать элементарный понятийный аппарат для дальнейшего обучения в школе; обучить малыша грамотно и кратко формулировать свои мысли. Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие.

Сказка в увлекательной форме вводит ребёнка в мир математики, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необходимых ситуаций в математический материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в тоже время упражняется в решении целого ряда сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть – это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10. Предлагая детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используем приём «вхождения в сказку», например, предложить детям закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и т. д.) и сказать волшебные слова. Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического материала. Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Принцип составления познавательных сказок

- Содержательной основой таких сказок является познавательная, а не развлекательная информация

- В сказках действуют вымышленные персонажи, либо реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им способностями

- Главное у воспитателя вызвать интерес, положительное отношение к героям сказок

Условия эффективного использования математических сказок

- В процессе рассказывания сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка

- Сказки должны преподноситься детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала

- Рассказывание сказки необходимо сопровождать показом наглядного материала

Рекомендации по рассказыванию математических сказок

- Прежде чем рассказать сказку детям, воспитатель сам должен проработать текст, проанализировать его, выделить тему, сюжет, обратить внимание на особенности языка данного произведения

- Сказки нужно рассказывать, а не читать, так как в живом рассказе взрослого они звучат более эмоционально

- Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста, для этого можно использовать сюрпризный момент, проблемную ситуацию

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т. д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей

Актуальность

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми для жизни умениями и навыками самообслуживания.

«Источники способностей и дарование детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский

Цель: развитие мелкой моторики рук и творческой активности посредством пластилинографии. Учить основным приёмам пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук.

Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Для развития мелкой моторики рук очень хорошо подходит техника пластилинография. И к тому же это отличная возможность развития творческих способностей. Данная техника выбрана не случайно.

Рисованием пластилином с детьми можно начать заниматься уже с младшего возраста. Это осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Детям нравиться рисовать. Но на деле нередко сталкиваешься с ситуацией, когда дети быстро теряют интерес к рисованию. Чаще всего это происходит из-за того что они не чувствуют себя успешными в этом деле, попросту говоря не получается то, что ребёнок хотел изобразить. Всегда приятно заниматься тем, что у тебя получается, дети в этом не исключение.

Для того чтобы рисование, оставалось для детей любимым и желанным занятием, они должны чувствовать себя в этом деле счастливыми и успешными. И здесь опять нас выручит пластилинография.

И так что же такое «пластилинография»?

Пластилинография – это создание плоскостных (рельефных) картин из пластилина, с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Освоение детьми нетрадиционной техники «пластилинография» предполагает последовательную реализацию трех этапов:

На первом этапе (2 младшая группа) используем восковой пластилин, знакомим с простыми приёмами изображения: нажим. размазывание (травка, ручеёк, солнышко). Раскатывая пластилин круговыми и прямыми движениями, сплющивая, украшаем различные силуэты:мухомору и божьей коровке дорисовываем точечки, снег на ёлочке; украшаем ёлочку шариками, яблочки на яблоньке и так далее.

Силуэты предлагаются небольших размеров, что бы дети не утомлялись и получали радость от своих работ. Постепенно усложняя композицию (новогодний шарик, мишура, снежинка). Работаем коллективно: (гора самоцветов,новогодняя ёлочка,ягодная полянка).

В процессе освоения техники рисования пластилином, занимаясь индивидуально или подгруппами, мы радуемся нашими маленькими победами. У ребятишек повышается уверенность в своих силах, крепнут и развиваются пальчики. Совместное творчество доставляет радость от общения и познанию нового.

Второй этап (средняя группа) – продолжается освоение доступных приемов изображения.

На этом этапе большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.

Знакомимся:

С получением более светлого оттенка, (смешивая основной цвет с белым пластилином). Развивая умение размазывать пластилин по шаблону, затем делали лепные украшения.

С обратной пластилинографией двумя способами: налепом, шариковым и жгутиковым способом, выполнение простых композиций.

Третий этап (старший возраст) - создание условий для свободного варьирования накопленного опыта и самостоятельного применения в работе.

Этот этап подразумевает комбинирование известных способов с новыми, поиск альтернативных решений.

Дети составляют более сложные рельефные композиции.

На этом этапе дети создают основу для будущей композиции (фон) – прижимают и размазывают пластилин по плотной основе. Затем выполняют задуманную композицию. Если необходимо, можно сделать предварительный набросок карандашом или стекой. Новых оттенков цвета можно достигнуть путем смешивания пластилина разных цветов.

Чтобы добиться эффекта «мраморности», «мерцания цвета», т. е. изображения с разноцветными хаотичными разводами, пластилиновые жгутики разных цветов скручиваем друг о другом. Затем слегка перемешиваем, но не допускаем полного поглощения красок.

Колорит комбинированных «пластилиновых красок» при нанесении на поверхность должен просматриваться разноцветными разводами.

Видимость объемности передаем более высоким рельефом, т. е. выпуклостью над ровной поверхностью картины. Для передачи фактурности шерсти, неровности коры, чешуи у рыбы используем стеку – процарапываем гладкую ровную поверхность пластилина. Дополнительные природные (ракушки, камешки, семена) и бросовые (бисер, бусины) материалы используется для создания определенных эффектов, придающих выразительность образу и неповторимость всей работе.

Создавать индивидуальные творческие работы в технике «пластилинография» на большом формате дошкольникам сложно:

Если работа большого формата, то наносить пластилиновый слой на всю площадь основы для создания фона – это утомительный, трудоемкий процесс, и дети могут потерять интерес к творческой деятельности. Поэтому вначале можно нарисовать фон акварельными или гуашевыми красками (цветными карандашами, восковыми мелками) в соответствии с замыслом. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу за ламинировать скотчем. Можно картон покрыть клейкой плёнкой или цветным скотчем. Работы большого формата создаются совместно, дети объединяются по своему желанию, педагог всегда рядом помогает советом, показывает или творит совместно.

Отличные работы получаются на стекле (фото-рамки очень хороши для обратной пластилинографии, эффектные на зеркале.

Дефекты пластилиновой картины и неудавшиеся детали можно легко исправить, срезать стекой и на этом месте внести исправления.

Всегда поощряется самостоятельные работы (когда дети работают по своему замыслу, используя изученные ранее приёмы). Дети рисуют пластилином с удовольствием, радуются и восхищаются самим процессом рисования. Очень нравиться экспериментировать с пластилином, получать новые оттенки.

Доступность материала поддерживает интерес у детей к данной технике. Ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в свободное время.

Работая с детьми в этой замечательной технике, убеждаемся, что она открывает возможности комплексно воздействовать на развитие ребенка:

повышается сенсорная чувствительность (восприятие формы, фактуры, цвета);

-развивается общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизирует работу обеих рук;

-формируется умение планировать работу по реализации замысла, умение предвидеть результат и достигать его;

-развивается воображение, пространственное мышление, творческие способности.

Из опыта проведенной работы, можно с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом.

Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением.

Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными.

«Особенности работы с детьми в условиях разновозрастной малокомплектной группы в детском саду»

Консультация для педагогов

Особенности работы с детьми в условиях разновозрастной малокомплектной группе в детском саду

Преимущества разновозрастных групп заключается в возможности большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей. Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого.

О пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению.

Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве.

Риски пребывания детей в разновозрастной группе связаны с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим;с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших.

Характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению. Смыслообразующий мотив общения при этом - стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие,но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.

В условиях разновозрастной группымогут наблюдаться три типа взаимодействия старшего с младшим:

1) активно-положительный (демократический);

2) активно-отрицательный (авторитарный);

3) безразличное, незаинтересованное взаимодействие.

На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную.

Перед старшими детьминеобходимо ставить следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру.

Необходимо создавать условия, способствующие формированию у воспитанников разновозрастных групп элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста.В результате совместной игры у старших детей появляются организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т. д.

В условиях разновозрастной группы необходимо создавать условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. Необходимо использовать способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать.

При реализации Программы необходимо принимать во внимание особенности взаимодействия воспитателя с детьми в разновозрастных группах.

Во-первых, воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса.

Другая особенность взаимодействия воспитателя с детьми в условиях разновозрастной группы отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. Дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В связи с этим воспитателям необходимо обеспечивать поощрение усилий младших детей, поддержку стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. В разновозрастной группе необходимо предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы, позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Важно стимулировать сотрудничество детей в разных видах деятельности.

В результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга.

Регулярные игры старших детей с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Однако, при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. В связи с этим, воспитателю необходимо проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий, которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т. д.

Дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым необходимо больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения.

Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия,в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.

При реализации ООП ДО в условиях разновозрастной группы педагогам необходимо особым образом организовывать образовательную деятельность с детьми смежных возрастов.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") существует несколько возможных вариантов организации деятельности детей в разновозрастной группе.

1. Возможна работа детей разного возраста в паре. Причем каждый ребенок выполняет отдельную работу, доступную ему по технике выполнения, а затем составляется общая композиция (например, старший ребенок лепит собачку, а младший сосиску для собачки; cтарший ребенок рисует дерево, а младший дорисовывает листья).

2. Дети младшего возраста могут подключаться к занятию в середине занятия и заканчивать работу со всеми вместе или в начале занятия, но раньше заканчивать свою деятельность, а могут подключаться лишь на вторую часть занятия. В случае участия младших детей во второй части занятия задания продумываются так, что малыши лепят для поделок старших детей отдельные конструктивные элементы, доступные им по технике (шары, жгутики, цилиндры, а старшие дети используют их для своих лепных изделий.В аппликации: малыши вырезают для поделок старших детей отдельные аппликативные элементы, доступные им по технике (полосы) или нарывают кусочки для обрывной аппликации, а старшие дети используют их для своих аппликативных работ. Возможен вариант, когда старшие дети вырезают элементы, а младшие наклеивают их.

3. Возможна организация занятий по изобразительной деятельности по подгруппам, формируемым по возрастам.

При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна - первыми встают на 15 минут раньше старшие дети).

Важно всегда соблюдать правило - режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т. д.

При изменении возрастного состава детей режим обновляется.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по самообразованию

Методические рекомендации

для педагогов ДОУ по самообразованию

ЭПИГРАФ:

Я чувствую себя вправе сказать:

да здравствует самообразование во всех областях.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами,

побуждаемые собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

К. И. Чуковский

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование педагога естьнеобходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического колледжа или ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Можно определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. (Особенно психологии и педагогики).

• Изменения, происходящие в жизни общества, формируют образ педагога как «несовременного человека».

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». «Плохим» педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно.Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать?

• Телевидение.

• Газеты, журналы.

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

• Интернет.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Платные курсы.

• Семинары и конференции.

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и т. д.

• Курсы повышения квалификации.

Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию.

Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы.Наиболее часто возникают следующие проблемы:

- не могут определиться с темой по самообразованию, выделить её актуальность;

- не могут правильно сформулировать тему самообразования;

- при подборе литературы теряются в её изобилии, затрудняются в правильном выборе;

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал;

- не могут сформулировать цель и задачи работы.

Предлагаем свои решения обозначенных проблем:

Таблица 1

Возможная проблема Пути решения

Не могут определиться с темой самообразования выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат

определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса.

Не могут правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность.

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе.Формулируйте темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;

- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.

Например:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия,в которых он изучается:

Изучаемый

процесс Предмет исследования Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т. п. Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

и. т. п. В НОД по ОО «Музыка»

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем-либо

В игровой деятельности

и т. п.

Например:

«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий в природу».

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

- просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

- ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме;

- изучите современные взгляды на проблему;

- используйте опыт других педагогов и ДОУ.

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал. По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке,используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могут сформулировать цель и задачи работы. Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Например:

Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание деятельности исследования Частичный предмет

исследования

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т. п. Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т. п.

Этапы работы по самообразованию:

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

Включает в себя:

- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

- Изучение периодической печати.

- Посещение библиотек.

- Знакомство с работами других педагогов.

- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

- Разработка конспектов ННОД.

- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

- Подготовить консультации по теме.

- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

- Разработать проект.

- Разработать опросники для диагностирования детей.

- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

- Создать собственные методические пособия, атрибуты.

- Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

- Презентация проекта.

- Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

- Открытые просмотры.

- Мастер – классы.

- Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т. д.

- Консультации для педагогов по теме самообразования.

- Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ,

методических пособий.

- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме само

образования (проблеме).

- Неделя педагогического мастерства.

- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

- Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

Предлагается образец ведения плана самообразования (см. Приложение 1 и Приложение 2).

Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

В конце учебного года все педагоги составляют отчет о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете. (см. Приложение 3).

Результаты самообразования

Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизиовать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогическихх и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Список используемой литературы:

1. Белая К. Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом / К. Ю. Белая. - М., 1996.

2. Голицына Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.:Издательство: Скрипторий, 2003.

3. Львова Л. Т. Держим на контроле / Л. Т. Львова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 11. - С. 10-17.

Приложение 1

Образец ведения плана самообразования.

План самообразования

Год Этап Содержание работы Результат /

форма отчетности Срок

выполнения

2012 – 2013

уч. год 1 1. Изучение научно-

методической и учебно-методической литературы по данной теме.

2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет).

3. Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год.

4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).

5. Проведение мероприятий по плану.

6. Изготовление демонстрационного материала «…»,

картотеки «…» и т. д.

7. Разработка конспектов ННОД по теие самообразования. Картотека методической литературы.

Перспективный план на 2020-2021 учебный год

Сообщение на ПС или МС.

Оформление конспектов НОД. сентябрь

2013 – 2014

уч. год 2 1. Изучение научно-

методической и учебно-методической литературы по данной теме.

2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «…».

Оформление методической папки материалов.

3. Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей.

4.Оформление информационного листа на тему: «…».

4 Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «…».

Пополнение картотеки методической литературы

Методическая папка «…».

Сообщение на родительском собрании.

Информационный лист – ширма — передвижка.

Выставка работ.

Выступление на ПС, МС.

2014 – 2015

уч. год 3 Показ открытого мероприятия.

Обобщение опыта.

Оформление методических рекомендаций.

Презентация.

Приложение 2

Перспективный план работы

по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год

Месяцы Деятельность Отметка о

выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Приложение 3

Памятка для анализа процесса самообразования.

- Оправдал ли себя план?

- Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования.

- Планировалась ли исследовательская работа.

- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

- Этапы проработки материала.

- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т. д.

- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

Постановка новых задач.

Приложение 4

Требования к педагогам по самообразованию

при подготовке к аттестации:

• Работа по теме самообразования не менее 1 года;

• Изучение научно-методической литературы;

• Разработка перспективных планов, конспектов НОД по теме, сценариев;

• Создание предметно-развивающей среды в группе;

• Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

• Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

• Обучение на курсах повышения квалификации;

• Выступление с докладом об опыте работы на педсовете;

• Участие в семинарах, консультациях, конференциях;

• Показ открытого мероприятия;

• Активное участие в работе методического объединения района;

• Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

• Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Консультация для воспитателей «Чудеса нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности детей и родителей»

В дошкольном возрасте очень часто мамы и папы не находят достаточно времени для совместной деятельности с детьми: работа, домашние дела отнимают много времени и сил. Чаще всего, придя домой, родители включают ребенку телевизор или планшет и рады, что малыш не мешает заниматься им своими делами.Доктор Комаровский в одном из интервью сказал: «Планшет не научит ребенка прыгать, бегать, драться или падать. Он только создаст иллюзию этих умений». Также не научит умная техника логике, вниманию, не разовьёт память, моторные навыки, не сформирует воображение. Детей необходимо учить, учить в процессе совместной деятельности, показывая малышам алгоритм того или иного вида деятельности.

Сегодня мы поговорим о совместной творческой деятельности детей и родителей, о влиянии этой деятельности на развитие ребёнка и гармонизацию отношений в семье. Ведь недаром психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого, совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение, как для детей, так и для родителей.

Дети очень любят выполнять задания совместно с родителями,неважно какие: с ножницами, с красками, с нитками, с клеем и т. д. Ведь в совместной деятельности укрепляются дружеские отношения между детьми и родителями, ребенок видит, что мама или папа доверяет ему, и малыш старается оправдать это доверие. Именно в совместной деятельности закладывается основа уважения к людям, поскольку взрослый демонстрирует уважение к малышу и к его деятельности. Так же, в процессе совместной деятельности детей и родителей формируется умение понимать друг друга без слов, поддерживать друг друга морально и развивать интерес к работе, даже если не получается. Ребенок получает уверенность, что все получиться, только надо научиться. А взрослые, работая вместе с детьми, имеют возможность понять проблемы ребенка, его внутренний мир, его восприятие окружающего мира, учат размышлять.

Поддержка родителей, формирует в малыше самостоятельность, отсутствие тревожности. При выполнении нового задания поддержка родителей стимулирует желание детей к активной деятельности. А активная деятельность ребенка способствует формированию мотивации к познанию, к творчеству. Организовывая совместные занятия с детьми, придумывая, фантазируя, ребенок вырастет интересной личностью, которой родители будут гордиться.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе. Творчество снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю выставку его работ). При игровом, творческом взаимодействии детей и родителей рождается масса положительных эмоций, что создает в семье особо теплую атмосферу.

Предлагаю родителям в качестве совместного творчества с детьми позаниматься рисованием и не просто рисованием, а рисованием с использованием нетрадиционных материалов и техник. В помощь родителям я разработала альбом, который включает в себя подробное описание выполнения рисования с помощью нетрадиционных материалов и техники. Здесь описаны подробно все материалы, используемые в работе и ход работы. Этот альбом создан на базе практических занятий по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Что же такое «нетрадиционные материалы и техники» в рисовании и что они нам дают? «Нетрадиционные материалы» - это любые подручные средства и способы их применения, с помощью которых можно создать изображение. Родителям не придется ломать голову, где достать эти подручные средства, их так много и дома, и на даче, и в природе. К тому же нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у дошкольников.

Отдыхая на природе, вы можете предложить ребёнку пофантазировать и порисовать песком на любой гладкой поверхности. Это занятие позитивно влияет на эмоциональное равновесие ребёнка, развивается фантазия, внимание, моторика рук, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Темой рисунка может быть всё,что угодно: узоры, подводное царство, сказочный лес и т. д. В помощь могут идти камешки, ракушки, веточки и прочее.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов маленького человека - использование в новом ракурсе предметов,которые окружают ребенка каждый день: можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки.

Можно долго рассказывать о вариантах совместного творчества с детьми, так как существует большое количество техник и материалов,с помощью которых можно создавать свои семейные шедевры: ровно столько, насколько богата ваша фантазия! Не отказывайте себе в удовольствии творить с ребёнком всегда и везде: нарисовать картину кетчупом на тарелке во время обеда, выложить картины на столе, используя фасоль, горох, зерно, с помощью папиной пены для бритья создать на холодильнике, окнах рельефные узоры (она легко смывается, обращайте внимание на улице на всё, что может послужить вам основой или способом для творческой деятельности.

И самое главное: не забывайте, что рисунок или поделка вашего ребёнка – это способ его самореализации и самовыражения. Никогда не помещайте ребенка в рамки, не мешайте детской фантазии. Задача пап и мам, помогать ему создавать благоприятные условия для творчества

Консультация для педагогов

«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:

- проведение социологических срезов, опросов;

- «Почтовый ящик».

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

- совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа» и др.);

- участие родителей и детей в выставках.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

- семинары-практикумы;

- педагогический брифинг;

- педагогическая гостиная;

- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес»);

- устные педагогические журналы;

- педагогическая библиотека для родителей;

- заседания клубов для родителей.

Наглядно - информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

- информационные проспекты для родителей;

- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет;

- организация мини - библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Нетрадиционные формы собраний.

  • Педагогическая мастерская
  • Деловая, ролевая игра
  • Конференции
  • Консилиумы
  • Диспуты
  • Диалоги
  • Дискуссии
  • Практикумы
  • Тренинги
  • Круглый стол
  • Вечер – встреч
  • КВН
  • Конкурсы
  • Праздники
  • Посиделки
  • Семинары
  • Педагогический всеобуч
  • Педагогические гостиные
  • Школа заботливых родителей

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно ги...

«Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников»

воспитание детей разного пола, одинаково способных   к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников....

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Особенности  гендерной  социализации в игровой деятельности дошкольников.              ...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности   дошкольников...

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников.

Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного...