Картотека математических игр для детей старшей группы
картотека (старшая группа)

Романова Екатерина Сергеевна
"Раз, два, три - ищи!" Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета. Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета. "Лото" Цель: освоение умений выделять различные формы. Материал: карточки с изображением геометрических фигур. Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры. "Помоги цыплятам" Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами. Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса: "Речку переплыли ровно в полминутки: Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке, Цыпленок на утенке, а курица на утке!" "Что изменилось?" Цель: развить внимание и память детей. Содержание: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности. «Которая игрушка спрятана?» Цель: Закрепление порядкового счета. Содержание: Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало. "Что где находится?" Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя "впереди", "сзади", "перед", "слева", "справа", "вверху", "внизу". Материал: Игрушки Содержание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа. "Вчера, сегодня, завтра" Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как "вчера", "сегодня", "завтра" Материал: Мяч Содержание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: "Мы лепили...когда". Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос "когда?" Мы пойдем гулять в парк....(сегодня) Мы навещали бабушку....(вчера) Мы будем читать книгу...(завтра) Игра «Собери бусы» Цель: Развивать умения детей анализировать, сравнивать и осуществлять последовательные действия. Описание: Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что остальные бусинки рассыпались. Их нужно собрать, используя для этого круги и квадраты. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец(начало нитки бус). Ребенок собирает бусы так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету и форме. Игра «Что в мешочке?» Цель: Развивать способности детей называть предметы круглой и квадратной формы. Описание: дети делятся на две команды. Каждой дается мешочек с игрушками. По сигналу взрослого один ребенок из первой команды достает из мешочка игрушки круглой формы; ребенок из второй команды достает игрушки квадратной формы. Кто-нибудь из детей каждой команды называет игрушки. Например: «Наташа достала кубик, жвачку, коробку. Они квадратной формы»; «Сережа достал шарик, мяч, Колобок- они круглой формы». Воспитатель с другими детьми проверяет, все ли игрушки названой формы достали дети. Определяется команда-победитель, которая правильно выполнила задания и больше достала игрушек определенной формы. В мешочки кладутся новые игрушки. Игра повторяется 3-4 раза. Игра «Разноцветные шарики» Цель: Развивать способности детей сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения. Описание: Воспитатель и дети сидят за столом. Педагог выкладывает на столе в ряд три зеленых шарика и предлагает детям положить столько же желтых. Используя прием приложения, они убеждаются, что зеленых и желтых шариков поровну. Далее воспитатель изменяет расположение зеленых шариков путем увеличения или уменьшения расстояния между ними. Дети должны убедиться, что желтых шариков столько же, сколько и зеленых. Попросите их обосновать свой ответ. Если дети испытывают затруднения при выполнении задания, помогите им. Дети, которые умеют считать, могут пересчитать желтые и зеленые шарики. Дидактическая игра «Кто назовет как можно больше признаков отличия?» Цель: Развивать воображения детей, умение видеть характерные признаки предметов и сравнивать их. Описание: Взрослый предлагает детям две-три пары картинок, отличающихся четырьмя- пятью признаками, и говорит, что Микки-Маус в каждой паре нашел лишь по одному отличию. Требуется найти остальные. Названные детьми отличия фиксируются. Дети соединяют линией следующую пару точек загадочной картинки. Микки-Маус предлагает провести физкультминутку «Стойкий оловянный солдатик». На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий. Ногу левую- к груди, да смотри не упади. А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_matematicheskih_igr_dlya_detey_starshey_gruppy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека математических игр для детей старшей группы

"Раз, два, три - ищи!"

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.
Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.
Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины.
Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

"Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

"Помоги цыплятам"


Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:

"Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!"

"Что изменилось?"

Цель: развить внимание и память детей.

Содержание: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.

«Которая игрушка спрятана?»

Цель: Закрепление порядкового счета.
Содержание: Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.

"Что где находится?"

Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя "впереди", "сзади", "перед", "слева", "справа", "вверху", "внизу".
Материал: Игрушки
Содержание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

"Вчера, сегодня, завтра"
Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как "вчера", "сегодня", "завтра"
Материал: Мяч
Содержание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: "Мы лепили...когда". Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос "когда?"

Мы пойдем гулять в парк....(сегодня)
Мы навещали бабушку....(вчера)
Мы будем читать книгу...(завтра)

Игра «Собери бусы»

Цель: Развивать умения детей анализировать, сравнивать и осуществлять
последовательные действия.
Описание: Воспитатель показывает детям часть нитки бус и говорит, что остальные бусинки рассыпались. Их нужно собрать, используя для этого круги и квадраты. У каждого ребенка набор геометрических фигур и образец(начало нитки бус). Ребенок собирает бусы так, как показано в начале нитки, отбирая фигуры по цвету и форме.

Игра «Что в мешочке?»

Цель: Развивать способности детей называть предметы круглой и квадратной формы.

Описание: дети делятся на две команды. Каждой дается мешочек с игрушками. По сигналу взрослого один ребенок из первой команды достает из мешочка игрушки круглой формы; ребенок из второй команды достает игрушки квадратной формы. Кто-нибудь из детей каждой команды называет игрушки. Например: «Наташа достала кубик, жвачку, коробку. Они квадратной формы»; «Сережа достал шарик, мяч, Колобок- они круглой формы».
Воспитатель с другими детьми проверяет, все ли игрушки названой формы достали дети. Определяется команда-победитель, которая правильно выполнила задания и больше достала игрушек определенной формы. В мешочки кладутся новые игрушки. Игра повторяется 3-4 раза.

Игра «Разноцветные шарики»

Цель: Развивать способности детей сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения.
Описание: Воспитатель и дети сидят за столом.
Педагог выкладывает на столе в ряд три зеленых шарика и предлагает детям положить столько же желтых. Используя прием приложения, они убеждаются, что зеленых и желтых шариков поровну. Далее воспитатель изменяет расположение зеленых шариков путем увеличения или уменьшения расстояния между ними. Дети должны убедиться, что желтых шариков столько же, сколько и зеленых. Попросите их обосновать свой ответ.

Если дети испытывают затруднения при выполнении задания, помогите им. Дети, которые умеют считать, могут пересчитать желтые и зеленые шарики.

Дидактическая игра «Кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Цель: Развивать воображения детей, умение видеть характерные признаки предметов и сравнивать их.
Описание: Взрослый предлагает детям две-три пары картинок, отличающихся четырьмя- пятью признаками, и говорит, что Микки-Маус в каждой паре нашел лишь по одному отличию. Требуется найти остальные. Названные детьми отличия фиксируются. Дети соединяют линией следующую пару точек загадочной картинки. Микки-Маус предлагает провести физкультминутку «Стойкий оловянный солдатик».

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую- к груди, да смотри не упади.
А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека математических сказок для детей старшего дошкольного возраста

математические сказки для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека для развития математических представлений для детей старшей группы

Картотека для развития математических представлений для детей старшей группы...

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  ПО  ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_...

Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека математических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека математических игр для детей старшей группы

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...