Виды сюжетно-ролевых игр
статья (средняя группа)

Аксенова Марина Борисовна

Игра – основной вид деятельности дошкольников. С помощью игр малыши познают мир, находят друзей, учатся новому. А игры, которые дети создают самостоятельно, занимают в их развитии совершенно особое место. Они называются сюжетно-ролевыми. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_syuzhetno-rolevyh_igr.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Виды сюжетно-ролевых игр.

Игра – основной вид деятельности дошкольников. С помощью игр малыши познают мир, находят друзей, учатся новому. А игры, которые дети создают самостоятельно, занимают в их развитии совершенно особое место. Они называются сюжетно-ролевыми. 

Детей в дошкольном возрасте привлекает деятельность взрослых людей. Ребенок с удовольствие возится с большой лопатой, когда папа во дворе чистит снег; он просит маму разрешить ему расставить тарелки на стол, когда оно готовит на кухне ужин. Это желание делать то, что делают взрослые, и действовать теми же орудиями труда, есть свидетельство стремления ребенка жить общей с взрослыми жизнью. В детском саду это стремление выражается через сюжетно-ролевые игры.

Психологи утверждают, что интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трем годам. До этого ребенок накапливает представление о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений.

Основной элемент сюжетно-ролевой игры – это сюжет. Без него игры не будет. Сюжет – область деятельности, которую воспроизводят дети (например, осматривать пациента, печь пирог, строить дом, тушить пожар и т.д).

Следующий важный элемент игры – ее содержание, которое ребенок воплощает при помощи определенной роли. Роль для малыша – это его позиция, то есть он отожествляет себя с каким-то героем на основе собственных представлений. В основе роли – правила поведения, которые ребенок заимствует из внешнего мира, копируя манеру поведения взрослых.

Творческая сюжетно-ролевая игра. Дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий в условиях вымышленных обстоятельств. Например, полет на Марс, археологические раскопки, путешествие во времени и т.д.

Сюжетно-дидактическая игра.  Является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний. Например, игры «Магазин», «Детский сад», «Банк», «Столовая».

Деловая игра.  Это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых. Взаимодействие между участниками игры отражает модель сотрудничества руководителей и специалистов. Деловые игры направлены на формирование культуры отношений в обществе и первичных представлений о профессиональной этике. Дети должны понимать, что важны не только начальники, капитаны, директора, но и каждый член команды. Например, игры в «Парикмахерская», «Почта», «Кафе», «Библиотека» и др.

Среди наиболее популярных ролевых игр с применением игрушек можно выделить:

  • Куклы. Примечательно, что с кукольными наборами нередко играют как девочки, так и мальчики. С ними особенно удобно создавать различные ситуации, похожие на настоящую жизнь. Благодаря куклам дети учатся взаимоотношениям, понимают азы социальных ролей и контактов, учатся вести себя в разных ситуациях правильно.
  • Игрушки-животные. Подобные игрушки учат главному – уважительному и милосердному отношению к животным любых пород и размеров. А также позволяют воплотить мир сказок и фантазий через говорящих зверей.
  • Транспортные средства. Часто требуют дополнительного взаимодействия: поднять кузов, загрузить предметы, посадить водителя. Способствуют развитию моторики, логики, творческого мышления.
  • Пальчиковый театр. Безупречный выбор для развития речи, креативного мышления. С помощью таких кукол малыш с легкостью устроит настоящее представление.
  • Материалы и конструкторы. Еще один прекрасный вариант для развития мелкой моторики, мышления и творчества.

Сюжетно-ролевые игры – важная часть социализации, развития и адаптации малышей в обществе. Их нельзя заменить смартфонами и компьютерами или полностью исключить из жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"

Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....

Конспект НОД в виде сюжетно-ролевой игры "Ателье"

Занятие по профориентации дошкольников....

Виды сюжетно-ролевых игр

Виды сюжетно-ролевых игр:1.Игры на бытовые сюжеты2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.3. Игры на героико-патриотические темы4. Игры на темы литературных про...

«Виды сюжетно - ролевых игр дошкольников,тематика в разных возрастных группах»

Знакомство родителей с различными видами сюжетно-ролевых игр в детском саду....

Сюжетно - ролевая игра детей дошкольного возраста: значение, особенности организации. Виды сюжетно- ролевых игр.

Что такое сюжетно- ролевая игра?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых усл...

Занятие в виде сюжетно – ролевой игры по теме «Профессия – врач»

Цель занятия: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи:1. расширить кругозор и представление детей о профессии врача.2. развить фантазию и творческие способности.3. дать детям...