Рабочая программа "Мастерята"
методическая разработка (старшая группа)

Западнова Ирина Евгеньевна

художественно - эстетическая детельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masteryata.docx73.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

                           

                           

                                Рабочая программа

                  кружка дополнительного образования

          по художественно-эстетическому воспитанию

                                    «Мастерята»

                                               Подготовил

                                                                  Воспитатель

                                                                             Западнова И.Е.

                                                                 

                                                                       

                                                           

Оглавление

                                                  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Обязательная часть

1.1 Пояснительная записка.............................................................................................3

 1.2. Цель и задачи по реализации Программы……………………………………….3

 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы …………………………..4

 1.4. Значимые характеристики Программы ………………………………………….5

 1.5. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного

Возраста…………………………………………………………………………………5

 1.6. Планируемые результаты освоения Программы..................................................6

 1.7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе.........................................................................................................................6  

                                         2. СОДРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей.................................................................................................................................7

2.2. Планирование образовательных отношений  …………………………………..7  

2.3. Календарно тематический план…………………………………………………..8                                  

                                         3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей ………..16

3.2.  Материально-техническое обеспечение Программы……..................................16

3.3. Методические материалы и средства  обучения................................................. 16

3.4. Используемая литература........................................................................................18

                                                 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
    Программа дополнительного образования  «Мастерята» является авторской программой художественно-эстетической направленности. Созданной на основе методических пособий: «Программа художественного воспитания обучения и развития детей  2 до 7лет» Лыковой И. А. , «Художественный труд в детском саду»  Лыкова И. «Пластилинография»   Давыдовой Г.Н.  
   Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 
   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.   
   Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих  сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Цель: - создавать условия для  формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

  • обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
  • познакомить детей с терминологией, техниками работы по декоративно - прикладному искусству;
  • формировать интерес к декоративно- прикладному искусству; формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи; формировать эстетический художественный вкус;  развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение;  поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества
  • воспитывать нравственные качества детей
  • воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

 Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования);

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разному «минимуму»);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Принцип актуальности разработки программы предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.

Принцип прогностичности предусматривает способность программы соответствовать возможным изменениям образовательного запроса к ДОУ. Программа призвана, не только удовлетворить сегодняшний образовательный запрос, но и формировать педагогическую целесообразность и социально-значимые потребности у родителей. Программа ясно излагает содержание образования, оставляет простор для творческого и гибкого развития содержания образования.

Принцип реалистичности предполагает соответствие программы не только потребности родителей и возможностям, интересам, склонностям детей, но и менталитету, профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.

Принцип контролируемости  позволяющий отслеживать промежуточные и итоговые результаты образовательного процесса.

Принцип системности предполагает целостность программы, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ групп и материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Значимые характеристики  Программы

Цели и задачи Программы реализуются не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Воспитательно – образовательные отношения строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей, предполагая адекватные возрасту формы работы с детьми.

Программа рассчитана на разновозрастного развития:

  • младший возраст (3 до 4лет);
  • средний возраст(4  до 5 лет);
  • старший возраст (от 5 до 6 лет);
  • подготовительный возраст (6до 7лет).

Характеристики особенности развития детей дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобрази- тельной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

 В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в аппликации, скульптуре, рисунке.

Старший возраст детей обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства. В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы 

При решении поставленных в Программе задач создаются условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров. Ребенок  научиться планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; осуществляет творческий подход к каждой работе; владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;  проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Участие в выставках и конкурсах. Дети способны работать с различным художественным материалом (пластилин, бумага разных видов, природный материал) Выделять выразительные средства народных декоративных росписей. Украшать силуэты игрушек элементами народных декоративных росписей.

   1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Контроль за реализацией программы

В начале обучающего периода проводится  педагогическая диагностика, с целью выявления навыков и способностей детей;

Текущей контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

Итоговая аттестация, проводится в конце учебного года, в форме выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков.

Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:

Уровни  освоения программы

Низкий -  проявляет интерес к  ручному труду, не различает и не называет цвета, не самостоятелен в деятельности, выполняет аппликацию  только  при помощи взрослого.

Средний – проявляет интерес к ручному труду, различает и называет цвета, иногда прибегает к помощи взрослого.

Высокий – достиг уровня самостоятельности, уверенно вырезает  по образцу, по шаблонам.

                                     

                               2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2. 1. Организация образовательной деятельности.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество  непосредственно образовательных ситуаций в неделю

Длительность непосредственно образовательной ситуации

72

2 раза в неделю

25 минут

Программой предусмотрено проведение:

- диагностических занятий — 2ч.

- практических занятий — 70 ч.

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Формы работы с семьями: Направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольной организации и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

  • Оформление наглядной агитации для родителей
  • Проведение бесед
  • Консультаций для родителей
  • Родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов
  • Выставки детского творчества
  • Совместное творчество родителей и детей
  • Анкетирование

2.3. Календарно - тематический план работы  кружка «Мастерята»

                                                             

                                                            Октябрь

                             

Тема

тестопластика

Цель

материал

1

«Знакомство с солёным тестом»

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы.

Солёное тесто, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей.

   

   2

«Яблоки и груши »

Учить лепить яблоки и груши. Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

 Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика, перец.

3

«Колючий ёжик »

Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.

Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками.

лёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода.

4

«Раскрашивание красками ёжика.»

Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Краски «Гуашь», кисточки.

5

«Осенние листочки »

Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать листочки по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой.

Соленое тесто, березовый, кленовый или дубовый листья, или шаблоны листьев, стеки, кисточки, вода.

6

«Декоративная тарелка» «Роза»

 Учить из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

7

« Мышки»

Лепить мышку из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить кусочек сыра, соединять детали. Дополнять работу мелкими деталями.

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

Ноябрь

Тема

Пластилинография

Цель

Материал

1

« Совушка – сова большая голова»

Учить формировать из целого куска задуманное.

Пластилин, картон, стеки.

2

«Декоративный цветочек»

Формировать умение налепливать по контуру, размазывать по всей форме

Пластилин, картон, стеки.

3

«Рыбки »

Учить приёму налепливания маленькими частями

Пластилин, картон, стеки.

4

«Кошечка »

 Учить приемами создания овальной формы, отдельно лепить мелкие детали

Пластилин, картон, стеки

5

   Рельеф «Петушок»

Закрепить приём налепливания маленькими частями

Пластилин, картон, стеки

6

«Подарок маме» 

Закрепить приём налепливания маленькими частями по контуру

Пластилин, картон, стеки

7

Сюжетная композиция по сказе

Формировать умение создавать выразительный образ  посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение

Пластилин, картон, стеки

8

«Виноград »

Продолжать учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладонями и расплющивать пальцем; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику;

Пластилин, картон, стеки

                                                                 Декабрь

Тема

Работа с природным материалом

Цель

Материал

1

«Цыпленок »

Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук

Аппликация из разных круп

2

«Зимний лес»

Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук

Аппликация из цветной  бумаги

3

«Рыбка»

Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук

Аппликация

Крупа (пшено,греча, рис, овсяные хлопья) кисточки,  клей ПВА

4

«Снежинки»

Учить создавать узор

Макароны разной формы, клей ПВА, кисточки

5

«Фантазеры»

Развивать фантазию

Макароны, клей ПВА

6

«Маленькой елочке холодно зимой»

Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук

Аппликация из разных круп

7

«Зимний пейзаж»

Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук

Аппликация из разных круп

8

«Рамка для фото»

Развивать фантазию и воображение, мелкая моторика пальцев рук

Аппликация из разных круп

                                                                   Январь

Тема

Бумага пластика

Цель

Материал

1

«Волшебные комочки»

 научить делать обрывную аппликацию; - развивать мелкую моторику; 

Аппликация из мятой бумаги

2

«Снегири на ветке»

учить подбирать красивые сочетания цветов;
- закреплять навыки работы с ножницами;
- развивать воображение, фантазию; 

Аппликация из бумаги

3

«Гусеница»

Закрепление приема складывания «гармошкой», скручивание шариков из кусочков салфеток. Побуждать к декоративному оформлению созданного образа с добавлением элементов аппликации. 

Основа из полоски цветного картона, 
Цветные салфетки, клей ПВА 

4

« Лягушка»

Объемная аппликация - закреплять навыки работы с ножницами;
- развивать воображение, фантазию

Основа из полоски цветного картона, 
Цветные салфетки, клей ПВА 

5

«Петушки»

Объемная аппликация. Учить скручивать в конус, приклеивать мелкие детали

Основа из картона цветная бумага, 
Цветные салфетки, клей ПВА 

6

«Черепахи и змеи ползают в пустыне »

Создание панорамной техники коллаж

Основа из картона цветная бумага, 
Цветные салфетки, клей ПВА 

                                                                    Февраль

Тема

Бумага пластика

Цель

Материал

1

«В глубинах космоса»

Создание панорамной композиции в технике коллаж

Аппликация, картон, цветная бумага, клей ПВА, ткань, фольга

2

«По морям по волнам»

Создание сюжетной композиции на основе обогащения представления о морских обитателях

Цветная бумага, картон, клей ПВА

3

«Тили-тили –тили бом»

Создание коллективной композиции по мотивам народной потешки

Цветная бумага, картон, клей ПВА

4

«Петушок»

 Аппликация из ткани, Создание панорамной композиции в технике коллаж

Кусочки ткани, клей ПВА, картон, кисточки

5

« В зоопарке»

 Научить делать объёмную аппликацию из цветной бумаги с элементами гофрирования.

Цветная бумага, картон, клей ПВА

6

«Цыплята»

Создание сюжетной композиции  

Цветная бумага, картон, клей ПВА

7

«»

Март

Тема

Тестопластика

Цель

Материал

1

«Плетеный венок»

Учить украшать. Вылепленные изделия при помощи стеки;использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки, бисер)

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

2

« Корзина с фруктами»

Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании стека

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

3

«сердечки - подвески»

совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки,  дополнять налепами.

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

4

« Уточка»

Дымковская игрушка Воспитывать интерес к народной культуре.

Развивать самостоятельность и фантазию

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

5

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Продолжать знакомить с народной культурой, развивать самостоятельность и фантазию

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

6

«Коты на крыше»

Способствовать закреплению интеллектуальных навыков. Развивать представление, воображение, фантазию. Учить составлять композицию.

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

7

«Рамка для фотографии»

Продолжить освоение техники рельефной лепки.

Упражнять в сочетании различных форм 

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

8

«Лепка и роспись пасхальных яиц»

Познакомить детей с народными пасхальными традициями.

Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц в России.

Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста.

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

Апрель

Тема

Работа с бросовым материалом

Цель

Материал

1

«Портрет весны »

Учить детей делать поделку используя бросовым материал

Коллаж из различного материала

2

« Натюрморт»

Учить детей делать поделку используя бросовым материал

Коллаж из различного материала

3

«Динозаврики »

Продолжать учить детей работать с природным материалом — скорлупой грецкого ореха. Развивать воображение.

Коллаж из различного материала

4

« Как я люблю одуванчики»

Развивать воображение, умение работать в коллективе, выполняя аккуратно порученную работу.

Коллаж из различного материала

5

« »

6

«красивая салфетка»

Развивать воображение, мелкую моторику рук

Коллаж из различных материалов

7

«Цветы»

Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек.

Ватные диски, клей, Ватные палочки

8

«Натюрморт »

Познакомить с натюрмортом как с жанром изобразительного искусства

Коллаж из разных кусочков ткани

Май

Тема

пластилинография

Цель

материал

1

«Картина на стену»

Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъемное изображение предметов

Пластилин, стеки

2

«Сказочное болото для царевны лягушки»

Знакомство с изразцом как видом декоративно прикладного искусства, лепка по его мотивам

Пластилин, стеки

3

«Перо жар птицы»

Создание миниатюры пластическими средствами

Пластилин, стеки

4

«Цыплята на лужайке»

Закреплять умение, используя навыки скатывания, расплющивания

Воспитывать аккуратность

Пластилин, стеки

5

« Бабушкины сказки»

Лепка сказочных персонажей по мотивам сказок

Пластилин, стеки

6

«Бабочки»

 Развивать фантазию

Пластилин, стеки

7

«Фантастические цветы »

Развивать творческое воображение- свободное применение знакомых худ. Техник.

Пластилин, стеки

8

«Скоро наступит лето»

Развивать творческое воображение- свободное применение знакомых худ. Техник.

Пластилин, стеки

                                    3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего  дошкольного возраста; среднего дошкольного возраста; старшего дошкольного возраста  проводиться  2 раза в неделю. Непосредственно образовательная деятельность проводится группами, продолжительность соответствует нормам СанПина. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Расписание непрерывной непосредственно образовательной области

«Художественное творчество»

Дни недели

Время проведения

Возрастные группы

Вторник

15.30 - 15.55

Занятие

Пятница

15.30 – 15.55

Занятие

3.2. Материально-техническое оснащение Программы.

Занятия проводятся в помещении, соответствующем требованиям санитарных норм, пожарной безопасности и хорошей освещенности.

Технические средства: Компьютер, экран, мультимедийные системы, детские столы, детские стулья.

3.3. Методические материалы и средства обучения  

    

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией: Н. Е. Вераксы. 2014г.Комарова Т. С. 2.Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез,  2011.

3.Комарова Т. С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

4.Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – 2 – е изд. – М.: Айрис-прес, 2008. – 128с.

5.Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.

Наглядно дидактические пособия    изделия декоративно- прикладного искусства.

Народные игрушки

6. Богородская резная игрушка:

«Мужик  и  медведь»  Л.  Смирнова,  «Маша  и  медведь»  И.  Стулова,  «Царь

Додон и Звездочѐт» И. Стулова

7. Дымковская  (вятская)  игрушка:  барыня,  водоноска,  нянька,  всадник, лошадка, козѐл, баран, индюк, гусь

8. Русская матрѐшка:

 загорская, полхов-майданская, разновидности матрѐшек:  матрѐшка-боярыня,  матрѐшка-боярин, витязь, старик-мухомор

Филимоновская  игрушка-свистулька:  барыня,  мужик,  всадник,  медведь, козѐл, петух, курица, лиса

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

Авиация. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Автомобильный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Бытовая техника. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Водный транспорт. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Инструменты домашнего мастера. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,

Музыкальные инструменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Офисная техника и оборудование. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Посуда. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Спортивный инвентарь. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Школьные принадлежности. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

 День Победы. -М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010

Иллюстрации   известных художников

Билибин  И.  Русские  народные  сказки  «Белая  уточка»,  «Василиса

Прекрасная»,  «Марья  Моревна»,  «Перышко  Финиста  Ясна-Сокола»,

«Сестрица Алѐнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Царевна-лягушка»  

Васнецов  Ю.  «Три  медведя»  Л.  Толстого,  русские  народные  песенки  в

обработке  К.  Чуковского  «Пятьдесят  поросят»,  «Русские  народные  сказки»  

из сборника  A.   Афанасьева, сборники русских  народных потешек  «Радуга-дуга» и «Ладушки»

Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова

Демченко  О.«Сказки-крошки»B.    Кротова,  «Почему  пантера  чѐрная,  а

леопард - пятнистый?» Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга

Дехтерѐв Б.«Красная шапочка» Ш. Перро

Дубинчик  Т.«Жили  у  бабули»  по  книге  К.Д.  Ушинского  «Родное  слово»,

альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»

Елисеев  А.  русская  народная  сказки  в  обработке  М.  Булатова  «Лисичка  со скалочкой»

       

                                       Используемая литература

1.  Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.

2.  Арапова-Пискарѐва  Н.А.  О  российских  программах  дошкольного

образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.

3.  Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.

4.  Бетенски  Мала.  Что  ты  видишь?  Новые  методы  арт-терапии.  -  М.:

Эксмо-Пресс, 2002.

5.  Буров  А.И.  Эстетическая  сущность  искусства//  Проблемы  и  споры.  -М., 1987.

6.  Венгер  А.Л.  Психологические  рисуночные  тесты:  Иллюстрированное

руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.

7.  Венгер  Л.А.,  Пилюгина  Э.Г.,  Венгер  Н.Б.  Воспитание  сенсорной

культуры ребѐнка. - М.: Просвещение, 1988.

8.  Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  -  М.:

Просвещение, 1967.

9.  Галанов  А.С.,  Коршелова  С.Н.,  Куликова  С.Л.  Занятия  с

дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

10.  Гибсон  Дж.  Экологический  подход  к  зрительному  восприятию.  -  М.:

Прогресс, 1988.

11.  Гильдебраннд  А.  Проблема  форм  в  изобразительном  искусстве.  -  М.:

Изд-во МПИ,1991.

12.  Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ

Академия, 1997.

13.  Григорьева  Г.Г.  Игровые  приѐмы  в  обучении  дошкольников

изобразительной деятельности. - М., 1995.

14.  Григорьева  Г.Г.  Развитие  дошкольника  в  изобразительной

деятельности. - М.: Академия, 2000.

15.  Давидчук  А.Н.  Конструктивное  творчество  дошкольников.  -  М.:

Просвещение, 1973.

16.  Давыдов  В.В.  Проблемы  развивающего  обучения:  Опыт

теоретического и экспериментального психологического исследования.

- М.: Педагогика, 1986.

17.  Доронова  Т.Н.  Природа,  искусство  и  изобразительная  деятельность

детей. - М.: Просвещение, 1999.

18.  Казакова  Р.Г.  и  др.  Рисование  с  детьми  школьного  возраста.

Нетрадиционные  пики,  сценарии  занятий,  планирование.  -  М.:  ТЦ

Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.:

19.  Киселева  М.В.  Арт-терапия  в  работе  с  "детьми:  руководство  для

детских психологов, педагогов,

20.  Кожохина  С.К.  Путешествие  в  мир  искусства  (программа  развития

детей дошкольного и младшего школьного возраста).  -  М.: ТЦ Сфера,

2005.

21.  Комарова  Т.С.  Детское  художественное  творчество:  Методическое

пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

22.  Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.

- М.: Педагогическое общество России, 2005.

23.  Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.

24.  Копцев В.П. Учим детей  чувствовать  и  создавать  прекрасное:  основы

объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.

25.  Котляр  В.Ф.  Изобразительная  деятельность  дошкольников.  Киев:

радянська школа, 1986.

26.  Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс,

2001.

27.  Куцакова  Л.В.  Конструирование  и  художественный  труд  в  детском

саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.

28.  Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.  -  М.: Просвещение,

1965.

29.  Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы).  -  М.: ТЦ

Сфера, 2006.

30.  Мелик-Пашаев  А.А.  Художественные  способности  как  проявление  и

форма  самореализации  личности.  Автореферат  диссертации  доктора

педагогических наук. - М., 1995.

31.  Мухина  B.C.  Изобразительная  деятельность  ребѐнка  как  форма

освоения  социального  опыта.  Диссертация  на  соискание  учѐной

степени доктора педагогических наук. - М., 1981.

32.  Неменский  Б.М.  Мудрость  красоты:  О  проблемах  эстетического

воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.

33.  Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.  -  М.: Карапуз,

1999.

34.  Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.:

Апрель: ACT, 2005.

35.  Савенкова  Л.Г.  Изобразительное  искусство  и  среда:  Интегративная

программа  полихудожественного  развития  на  основе  взаимодействия

искусств:  Изобразительное  искусство  и  среда  (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.

36.  Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с

народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

37.  Теория  и  методика  изобразительной  деятельности  в  детском  саду:

Учебное  пособие  для  студентов  педагогических  институтов/В.Б.

Косминская,  Е.И.  Васильева,  Р.Г.  Казакова  и  др.  -  М.:  Просвещение,

1985.

38.  Торшилова  Е.М.,  Морозова  Т.В.  Развитие  эстетических  способностей

детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.

39.  Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.:

Высшая школа, 1992.

40.  Учебные  планы  дошкольных  образовательных  учреждений.  Учебное

пособие/Сост.  И.А.  Патронова,  О.А.  Куликова,  Л.Л.  Тимофеева.  -  М.:

Педагогическое общество России, 2006.

41.  Ушакова  О.С.,  Струнина  Е.М.  Диагностика  речевого  развития

дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.

42.  Флѐрина  Е.А.  Изобразительное  творчество  детей  дошкольного

возраста. - М., 1956.

43.  Цукарь А.Я. Уроки развития воображения.  -  Новосибирск: РИФ  плюс,

1997.

44.  Юдина  Е.Г.,  Степанова  Г.Б.,  Денисова  Е.Н.  Педагогическая

диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 200

         

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...