Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе
консультация (старшая группа)
Информирование родителей с воспитательно-образовательной работой в старшей группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2017-2018 год
месяц | Название мероприятия | ответственные |
сентябрь | 1.Организационное родительское собрание «Что должен знать ребенок в 5-6 лет» 3. Оформление уголка для родителей: информация о режиме работы, сотрудники, графики приема специалистов 4. Беседа «Одежда в разные сезоны» 5. Папка-передвижка «Золотая осень» 6.Анкетирование родителей «Будем знакомы» 7.Консультация для родителей по ПДД «Берегись автомобиля» | Воспитатели родители |
октябрь | 1. Консультация «Игра- ведущий вид деятельности» 2. Беседа с родителями о необходимости вакцинации (грипп, орви ) 3. Консультация «Авторитет родителей» 4.Памятка «Как заучивать наизусть стихотворение» 5.Папка – передвижка «Взрослые – пример для подражания» 6. Выставка «Осенняя пора» 7. Утренник «Осень в гости к нам пришла» | Воспитатели Родители медсестра |
ноябрь | 1. Консультация «Маленькие фантазеры» 2.Папка- передвижка «Прививки! за и против» 3. Консультация «Одежда детей в группе» 4. Памятка «В каких продуктах живут витамины» 5. Совместный праздник «День матери» 6. Выставка "Светлая Русь" | Воспитатели Медсестра Родители |
декабрь | 1. Консультация «Зима. Зимние развлечения» 2.Папка- передвижка «Зимняя сказка» 4. Конкурс «Елочная игрушка» 5. Папка – передвижка «Празднование Нового года» 6.Совместный праздник «Здравствуй Новый год!» | Воспитатели Родители |
Январь | 1. Консультация «Ребенок левша» 2. Консультация «Формирование привычек культурного поведения» 3.Папка – передвижка «Безопасный отдых зимой» 4.Консультация «Рождественское чудо» 5.Памятка «Приглашаем к сотрудничеству» | Воспитатели |
Февраль | 1.Папка- передвижка «Гимнастика после сна» 2.Выставка рисунков «Мой папочка» 3.Беседа «Говорите чаще с ребенком» 4.Совместная поделка родителей и детей «Наше увлечение» 5. Консультация «Вместе весело рисуем» 6.Папка- передвижка «День защитника Отечества» | Воспитатели |
Март | 1. Консультация «Читаем вместе» 2.Выставка поделок «Для любимой мамочки» 3.Папка – передвижка «8 марта» 4.Беседа «Как правильно общаться с ребенком» 5.Памятка «Артикуляционная гимнастика» 6.Анкетирование «Нравственные ценности» | Воспитатели |
Апрель | 1. Консультация «Закаливание ребенка» 2. Консультация «Как отвечать на детские вопросы» 3.Беседа «Как отвечать на детские вопросы» 4.Папка- передвижка «Как измерить детский талант» 5.Папка- передвижка «Здоровый образ жизни» | Воспитатели |
Май | 1.Итоговое родительское собрание «Растем играя» 2.Памятка «Безопасность ребенка дома» 3.Анкета «семейные традиции» 4. Консультация «Детские страхи» | Воспитатели |
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
2017-2018 учебный год.
Подготовила
воспитатель Иванова И.В.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Закаливание детей»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка. Но, как и другие подобные процедуры, закаливание имеет свои особенности и противопоказания. Чтобы закаливание пошло только на пользу, выполнять его нужно, пользуясь приведенными рекомендациями.
Чем полезно закаливание детей?
- Закаливание детского организма особенно полезно, ведь защитные реакции вырабатываются именно в детском возрасте. К сожалению, родители часто делают ошибку, игнорируя закаливание. Они слишком тепло одевают малыша даже при умеренных температурах, не дают ему лишний раз промочить ноги или съесть мороженное
- Все это приводит к тому, что ребенок становиться «тепличным». Родители не могут всю жизнь опекать такого ребенка. В итоге, поступая в сад или школу, ребенок начинает часто болеть. Все из-за того, что его организм просто не способен бороться с воздействием окружающей среды
- Закаливания предназначены именно для подготовки малыша ко встречи с реальным миром, они укрепляют защитные функции всего организма. Закаливания показаны лишь тем детям, у которых нет хронических заболеваний. В остальных случаях, о возможности закаливания, следует проконсультироваться у педиатра
Цели и принципы закаливания детей
Правильное закаливание имеет определенные принципы и цели.
Принципы закаливания детей:
- Следует учитывать возраст ребенка, его физические и психические особенности.
- Последовательность. Процедуры закаливания нужно проводить последовательно, постепенно увеличивать время процедур и нагрузку на организм
- Систематичность. Этот принцип напоминает, что закаливания имеют свой режим
- Закаливание необходимо проводить только при положительной реакции малыша. Нельзя, чтобы ребенок боялся таких процедур, или проводить их насильственно
Цели закаливания:
- Укрепляет иммунную систему
- Держит тело в тонусе
- Укрепляет сердечнососудистую систему
- Повышает настроение ребенка, позитивно воздействует на психику.
Какие существуют методы закаливания детей?
В зависимости от того, с помощью каких ресурсов происходит закаливание, существует несколько методов:
- Воздушные закаливания
- Солнечные закаливания
- Водные закаливания
Каждый из приведенных методов по-своему эффективен. Они по-разному воздействуют на организм, имеют свои преимущества и недостатки.
Традиционные и нетрадиционные методы закаливания. Нетрадиционное закаливание для детей дошкольного возраста
- К традиционным методам относятся те, которые описаны выше. Такие методы закаливания проверены временем, широко используются в педиатрии. У традиционных методов есть четкие противопоказания. Во остальных же случаях, все они крайне полезны для здоровья
- Нетрадиционные методы включают в себя те, при которых воздействие контрастных температур наиболее ощутимо. Такие методы имеют множество противопоказаний, к ним нужно относиться с повышенной осторожностью
- К нетрадиционным методам закаливания относят: обтирание тела снегом, обливание ледяной водой, воздействие на тело человека отрицательных температур воздуха. Такие методы не рекомендованы для детского организма, тем более, для дошкольников
Закаливание детей в летний период. Польза и вред
Лето — отличное время года, когда температура располагает к закаливанию. Здоровье детей в этот период крепче, поэтому лето — оптимальное время для таких процедур. Но, процедуры закаливания в летний период имеют свои особенности.
- Летом удобно совмещать игры с закаливанием. Это позволит ребенку полюбить подобные процедуры
- В летний период удобно совмещать закаливание с массажем и упражнениями
- Даже летом таких процедур необходимо в меру. Нельзя допускать перегревание или переохлаждение малыша
Закаливание детей в зимний период. Польза и вред
В холодные периоды, следует относиться к закаливанию с осторожностью. Нельзя проводить такие процедуры, если ребенок болеет простудным заболеванием. Когда же малыш здоров, пренебрегать закаливанием в зимний период не стоит. Чтобы закаливание в холодную пору принесли пользу, необходимо соблюдать правила:
- В зимний период, повышать контрастность температур необходимо крайне осторожно
- Время процедур закаливание должно быть сокращено зимой.
- Для того, чтобы зимнее закаливание воспринималось ребенком позитивно, необходимо проводить закаливание активно
- Одевать ребенка в зимний период нужно умеренно. Следует прислушиваться к мнению малыша, учитывать, когда ему жарко или холодно
- Прекращать закаливание зимой можно только на время простудных заболеваний
Воздушное закаливание детей. Что оно подразумевает?
- Закаливание воздухом считается наиболее естественным. Его можно проводить даже для детей самого раннего возраста
- Воздушное закаливание происходит даже неосознанно: во время прогулок с ребенком, проветривания помещения, переодевания малыша
- Родители должны поддерживать в квартире свежий и чистый воздух, регулярно проветривать помещения
- Особенно тщательно следует проветривать комнаты после сна и перед. Температура комнат должна быть 22-23 градуса
- Даже с маленькими детьми нужно регулярно гулять на свежем воздухе. Ребенка нужно одевать по погоде
- Детские врачи настоятельно рекомендуют детям, особенно в летнее время, максимально находиться на улице
- При хорошей погоде можно устраивать дневной сон для ребенка на свежем воздухе
Закаливание детей солнцем: как правильно осуществлять этот метод закаливания?
Закаливание солнцем происходит по средствам солнечных ванн. Чтобы солнце не причинило вред ребенку, следует выполнять рекомендации:
- Солнечные ванны рекомендуется проводить в головном уборе светлого цвета
- Безопасное время солнечной активности — до 11 утра и после 16 вечера
- Солнечные ванны лучше принимать за 2 часа после еды
- Если у ребенка имеются крупные родинки или пигментные пятна, их следует закрыть от солнца
- Солнечные ванны рекомендуется проводить при температуре воздуха от 18 градусов
- Повышать время солнечных ванн нужно постепенно
- Следует обращать внимание на самочувствие ребенка. Если ему тошнит, кружится голова, то следует немедленно прекратить процедуру
- При проведении солнечных ванн, нужно пить достаточно жидкости
Водные процедуры закаливания
Водные закаливания считаются наиболее действенными. Их очень любят дети, особенно в летнее время года. Если родители убеждены в хорошем самочувствии ребенка, не стоит мешать ему летом играть с водой. Рекомендуется посещать бассейн, речные и морские пляжи. Но и водные закаливания должны вводиться постепенно. Вот несколько этапов:
- Обтирание влажной тканью или мочалкой.
- Обливание ног водой пониженной температуры.
- Контрастный душ с небольшой разницей температур.
- Местные ванны (рук, ног)
- Купание в бассейне
- Купание в открытом водоеме
Вредит ли детям закаливание?
Закаливание вредит детям только в таких случаях:
- Резкое изменение температурного режима
- Слишком контрастные процедуры закаливание
- Наличие у ребенка хронических или временных вирусных заболеваний
- Личная непереносимость определенного метода закаливания
Правила закаливания болеющих детей
Как уже отмечалось выше, закаливание — отличный способ профилактики многих болезней. Если же ребенок часто болеет, отменять закаливание не стоит. Его нужно проводить во время, когда малыш здоров. И соблюдать несколько правил:
- Для болеющих детей необходимы регулярные прогулки на свежем воздухе
- В летнее время года необходимо, чтобы ступни были максимально открыты. При возможности, давать малышу босиком походить по траве
- Для болеющих детей рекомендуется начать процедуры закаливания с обтирания и контрастных ванн рук и ног
- Как утверждают педиатры, запись ребенка в бассейн, станет отличным вкладом в его самочувствие
При наличии хронических заболеваний, о возможности и методах закаливания лучше посоветоваться с врачом.
Физическое воспитание и закаливание детей
В здоровом теле — здоровый дух. Закаливание — это только одна ступень в здоровом образе жизни. Кроме этого, необходимо приобщать малыша к физической активности. Для этого, необходимо совмещать закаливание с подвижной игрой. Сама же процедура благотворно влияет на силу организма и на выносливость малыша.
Процедуры закаливания важны для детей всех возрастов. Их должны проводить в детских садах и школах. Но, никто кроме родителей, не сделает эти процедуры регулярными и максимально полезными.
Предварительный просмотр:
« Воспитание культурного поведения у детей»
Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова.
Воспитанность человека – в его духовности и гармонии нравственных качеств, душевной тонкости и способности к самоконтролю, а также в его ответственности и чувстве долга перед обществом и Родиной.
Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.
Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей.
Мы хотим видеть следующие проявления воспитанности в наших детях:
1. Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.
2. Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать не неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.
3. Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.
4. Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.
5. Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.
6. Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.
7. Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также стремлении самому делать то, что посильно.
8. Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.
Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы, в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.
Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, надо начинать с дошкольного возраста.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде .
В силу того, что дети годами посещают, дет/сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминая, третьи – только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Предварительный просмотр:
Возрастная особенность детей 4-5 лет - это бурное развитие речи и творческого мышления. Эта особенность ярко проявляется в появление такой черты, как фантазирование. Именно в этот период жизни дети начинают рассказывать невероятные истории. О том, как они видели собаку размером с корову. О том, что папа с мамой оставили его одного на весь вечер, хотя ничего такого в этой семье не было и т. п.
К сожалению, подобные рассказы часто квалифицируются взрослыми, а вслед за ними и сверстниками как ложь, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка.
Давайте разберемся, что же такое ложь и что же такое фантазия? Чем они отличаются? Психологи считают, что вымыслы и уловки ребенка - лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т.д.). То есть в основании обмана лежит манипулятивное поведение, направленное на получение каких либо выгод, избегание наказания и т.д.
Почему же малыши начинают лгать?
- Одна из главных причин лжи маленького человека - его недоверие к взрослым. Ребенок говорит неправду, поскольку боится, что его накажут за проступок. Особенно часто ко лжи прибегают дети, чьи родители слишком суровы в наказании и быстры на расправу;
- Другая причина, провоцирующая детскую ложь, - это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Умоляющие слова “сейчас-сейчас, ну еще минуточку”, не производят на вас впечатления и даже раздражают. Так же безапелляционно пресекаем мы попытки принести с улицы комок снега, понравившуюся палочку, гладкий камешек - настоящее сокровище, которые мы воспринимаем как хлам и мусор. И ребенок начинает защищаться от нас с помощью вымысла и обмана: проносит все это в дом тайком.
- Еще одной причиной детской лжи может явиться и страх разочаровать взрослых. Ребенок старается во всем соответствовать их требованиям. Ожидая от малышей, что они будут хорошо себя вести, станут примерными учениками, мы неосознанно оказываем на них сильное психологическое давление. Оно может исходить как от родителей, так и от воспитателей, а в дальнейшем от учителей. Многие дети считают, что от хороших оценок зависит их будущее. И если они не оправдывают ожиданий взрослых, то чувствуют, что у них нет другого выхода, кроме как обманывать. В таких случаях ложь выполняет функцию защитного механизма от чрезмерного прессинга.
4. Часто малыша побуждает к обману ущемленное самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, ребенок начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды. В этом случае ребенок будет рассказывать, как он отомстил, и как окружающие смеялись над обидчиком. Переиначивая болезненное для своего самолюбия происшествие, ребенок испытывает облегчение, в воображении “расправляясь” с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, имеющие определенный терапевтический эффект и помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую “версию” события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.
Таким образом, чаще всего в том, что дети лгут, виноваты мы, родители. Свершая педагогические ошибки, ставя детей в ситуации, в которых он вынужден защищаться, мы тем самым вынуждаем его лгать.
Помните, что ребенок честен со своими родителями, только когда:
- доверяет им;
- не боится их гнева или осуждения;
- уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
- обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
- помогут, поддержат, когда ему плохо;
- ребенок твердо знает: вы на его стороне;
- знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.
Что надо знать родителям детей, которые лгут:
- “Ложь” детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и “лживость" сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих.
- С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами - не образец правдивости.
- Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь “из приличия” и, чтобы приучить ребенка к “вежливой “ лжи, иногда нужно немало усилий.
Вернемся теперь к детским фантазиям. Детские же фантазии не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку.
Источники таких фантазий могут быть весьма различны:
- Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность.
- Это может быть выражение его затаенных желаний: "А мне папа купил щенка", хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности.
- Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства.
- Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.
Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Не стоит разоблачать ребенка в его фантазиях, заставлять признать факт неправдоподобности рассказов. Лучше похвалите сына или дочь за интересный рассказ, предложите нарисовать свою фантазию, сочинить продолжение сказки или проиграть события фантазии.
С одной стороны за фантазией может лежать какая-то проблема, с которой ребенку трудно справиться в одиночку и, тем самым, вы помогаете своему малышу отреагировать негативный опыт в безопасной обстановке. А с другой - это хороший способ развить его творческое, креативное мышление, которое поможет ему в будущем нестандартно подходить к решению различных проблем и станет надежной опорой в постоянно меняющемся мире.
Консультация
Выполнила: Паринова Е.А.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему «Одежда детей в группе»
В садике ребенок активен. Не просто активен, как дома или на дворовой площадке, а ОЧЕНЬ активен. Ведь он постоянно со своими сверстниками, а значит постоянно в движении. А если так, то наилучшим выбором будет являться одежда из натуральных материалов. Такая одежда не только хорошо впитывает влагу, но и дает прекрасную возможность «дышать» коже ребенка.
Другим немаловажным фактором является простота, удобство и практичность детской одежды. В идеале она должна соответствовать следующим критериям:
- практичность. Одежда для садика должна легко стираться и при этом «не линять»;
- комфорт. Ребенок не получит радости и пользы от посещения детского сада, если одежда его отвлекает и даже раздражает;
- простота. Чем легче и проще надеть или снять вещь — тем лучше. Ее сможет переодеть не только нянечка, но и сам ребенок.
Если раньше эти советы вызывали некоторое «смятение» у родителей, то сейчас недостатка в магазинах детской одежды нет. Можно подобрать детскую одежду превосходного качества на любой вкус и кошелек.
Попробуем условно разделить одежду в садике на несколько групп:
- повседневная одежда:
- обычные будни;
- дни с занятиями физкультурой;
- дни с прогулками;
- дни с занятиями «музыкой»;
- одежда для сна;
- праздничная одежда;
- одежда для прогулок на улице;
- комплект сменной одежды.
Повседневная одежда.
В данной группе речь идет о повседневной одежде, которую ребенок носит в группе детского сада. В этой одежде он проводит максимальное количество времени. Итак, для ребенка потребуется как минимум:
- футболка или майка;
- водолазка или джемпер с длинными рукавами на случай, если в группе прохладно;
- колготки;
- бриджи или шорты. На наш взгляд — бриджи предпочтительней, т. к. выглядят красивее. Главное — чтобы и у тех и у других была широкая, мягкая и эластичная резинка. Чтобы она (резинка) не «врезалась» в нежную кожу ребенка, но при этом и не сползала. Вариант, когда в бриджах используется пуговица или тесемки нежелателен — ребенку будет гораздо сложнее переодеться без помощи взрослых;
- для детей постарше шорты можно заменить трико (спортивные штаны) и носочки. Особенно данная форма одежды удобна для занятий физкультурой;
- отдельно для девочек можем посоветовать одевать сарафан или юбочку. Рекомендации к юбочке те же, что и к шортам — на эластичной, мягкой резинке;
- для девочек постарше - юбочку и сарафан можно заменить на платье.
«Спорт, спорт, спорт» или детская одежда для занятий физкультурой в садике.
Занятия спортом — обязательный (и очень хорошо) тип занятий в детском садике. Положительный эффект от них уже давно стал «стандартом де факто». Однако, чтобы занятия для ребенка прошли с максимальной пользой — нужно правильно подобрать одежду. Обувь должна быть без шнурков и завязок. «Липучки» - самое оно. На «резинке» тоже подойдет. Обувь должна плотно облегать ступню, но не сдавливать ее.
Дети ходят на физкультуру обычно в той одежде, в которой они ходят и в группе. А вот детям постарше понадобится «отдельная спортивная форма»:
- носочки;
- шорты/трико;
- футболка/майка.
Праздничная одежда для садика.
Время от времени в садиках проводятся различные утренники и праздники. Для ребенка — это целое событие. И выглядеть он должен соответственно. Повседневная одежда в этом случае будет «несколько неуместна».
Мальчикам мы бы посоветовали:
- белую, праздничную рубашку;
- такие же белые носочки или колготки (если прохладно);
- темные шорты или штанишки. Идеальный вариант — классический черный цвет. В сочетании с белоснежной рубашкой — эффект потрясающий;
- не забудьте про бабочку. Мы бы рекомендовали именно ее, а не галстук. Все же галстук требует к себе больше внимания. А мы ведь не хотим отвлекать ребенка от веселья, не так ли?
- Девочкам же мы посоветуем иметь в гардеробе несколько праздничных, нарядных платьев. Возможность выбора позволит Вам и Вашей дочурке подготовиться к любому торжеству со вкусом.
Комплект сменной одежды для детского сада.
В заключении хотелось бы обсудить и комплект сменной одежды. Особенно это актуально для детей, которые совсем недавно начали посещать детский садик.
Приготовьте пакет, в который положите «спасательный» набор:
- две-три пары колгот;
- две-три пары носочков;
- пару трусиков;
- пару футболок;
- сменную майку;
- сменную водолазку;
- сменный джемпер.
Это «общий» набор. В зависимости от времени года и температуры в помещении группы, некоторые пункты могут быть просто не нужны.
Одежда для сна в садике.
Как правило, дети в группе днем спят в футболке или в майке и трусиках. Если в группе довольно прохладно — приобретите пижаму. Только из натуральных, «дышащих» материалов. Пусть вместе с ребенком его кожа тоже отдыхает.
«Танцуют все!» или детсадовская одежда для занятий «музыкой».
Для гармоничного и всестороннего развития ребенка в детских садах предусмотрены занятия «музыкой». Во время этих занятий детишки пляшут, поют, слушают «живую» музыку. Одним словом — культурно обогащаются. Ну а мы, родители, поможем им. Подберем ту одежду, которая будет способствовать максимальному эффекту от занятий. Тем более, что особых усилий для этого прикладывать и не нужно: на занятия детишки ходят в той же одежде, в которой ходят и в группе. Единственное отличие — нужно будет переобуться в чешки.
«На прогулку становись!»
Здесь мы будем вести речь об одежде, которую мы рекомендуем одевать на прогулки в детском саду. К выбору одежды в данном случае следует подойти с максимальной ответственностью: неправильно подобранная одежда может привести к заболеванию ребенка. Нам ведь этого не нужно, не так ли? Наше мнение — одежда для прогулок должна быть не только практичной и удобной, но и функциональной. Если ребенок сможет переодеться сам без помощи взрослого — это просто отлично. Желательно, чтобы ни обувь, ни верхняя одежда не имели застежек в виде шнурков и пуговиц. Оптимальный вариант — молнии и «липучки». Шапочку желательно приобрести не на завязках — а в виде «шлема». «Убьете» сразу двух зайцев — и одеть просто (ребенок сам легко справится), и ушки прикроет, и горлышко будет закрыто. А большего от шапочки и желать нечего.
Если же на улице зима или очень сильный ветер, то дополнительной защитой горлышка вашего ребенка послужит манишка. Конечно, можно и шарф... Но Вы ведь понимаете, что с шарфом ребенок один не справится...
По поводу перчаток... Думаем, что детям будет удобнее, проще и комфортнее носить варежки. Перчатки же подойдут деткам постарше. Весной и осенью желательно брать «непромокаемые» варежки/перчатки.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЗИМНИЕ ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ»
Если за окном все белым-бело, кружатся искристые хлопья снега и на улице стоит легкий морозец, значит, пришло время зимних забав! Чтобы получить удовольствие от зимы, необходимо правильно организовать свой досуг. Зимние развлечения для детей увлекательны и разнообразны: различные игры на снегу, лепка снеговика и лепка снежной крепости, игра в снежки, веселое катание с горки на надувных санях …Все, что так радует ребенка и заставляет его долго вспоминать зимние детские игры находится в вашем воображении.
Зимние развлечения не только доставляют детям необыкновенную радость, но и приносят пользу для здоровья. Зимние детские игры на свежем воздухе гораздо полезнее, чем занятия в закрытом помещении. Зимой ребенок выполняет движения намного активнее, иначе легко замерзнуть!
Чем можно занять ребенка зимой? Достаточно оглянуться вокруг – белые просторы снега являются отличным источником развития детского творчества. В компании друзей или родителей можно заняться лепкой снежной крепости. Понадобятся общие усилия, чтобы возвести прочную стену из снега, которая выдержит любые удары во время игры в снежки. Чтобы построить снежную крепость, нужно для начала определиться, сколько человек укроется за ее стенами. Когда примерные габариты крепости обозначены, нужно нарисовать на снегу размер постройки в натуральную величину.
Крепость может быть круглой, квадратной, прямоугольной, пятиугольной формы – все зависит от фантазии! Чтобы постройка получилась качественная, нужно использовать "высокие технологии": ведерко набивается снегом, хорошенько утрамбовывается и один за другим лепятся "куличики", из которых состоят стены. В конструкции крепости можно также использовать снежные комы, которые можно скатать из липкого снега. И не забудьте про проем для ворот и окошки-бойницы! В конце строительства крепость можно полить водой, чтобы она прослужила как можно дольше. Лепка снежной крепости мгновенно поднимает настроение и заряжает энергией, ведь впереди столько интересных игр на снегу с участием этого снежного сооружения!
Самая популярная и необыкновенно веселая зимняя игра – снежки. В этой игре участвуют две команды, которые забрасывают друг друга снежками. Снег должен быть немного мокрым и липким, иначе снежные комки не удастся слепить. Процесс игры в снежки представляет собой имитацию огневого боя. Существуют различные ее модификации. Например, использование специальных сооружений – снежной крепости и т.д. Можно воспользоваться щитами, которые защитят от снежков, или не полениться и сделать снежное ружье.
Еще одна любимая игра детворы – "Царь горы", относящаяся к числу старинных русских забав и популярная в современности. Для игры понадобится наличие невысокой снежной горки, а также команды игроков из 5-8 человек. Один игрок должен забраться наверх и объявить: "Я – царь горы!" Все несогласные с таким заявлением начинают штурмовать высоту, чтобы сразить самодержца и столкнуть его с вершины. Тот, кому удастся свергнуть царя "с престола", взбирается на гору и становится следующим царем.
Какие еще зимние развлечения популярны среди детей? Лепка снеговика – это зимняя детская игра, дошедшая до нас с древних времен. Самый простейший снеговик состоит из трех снежных шаров. Более сложные скульптуры из снега можно слепить в виде персонажа из мультфильма или детской сказки, например, медведя, лошадь, даже бабу ягу! Лепка снеговика позволяет отлично проводить время и развивать творчество. Снеговик - веселый зимний персонаж, требующий украшений и внимания. Вам понадобятся краски, морковка для создания носа, возможно, пуговицы или большие яркие бусины, солома, еловые ветки, старая одежда (шапка, шарф, рукавички) – все, что найдется дома и без сожаления подарено для украшения снежной скульптуры.
Зимние детские развлечения на этом не ограничиваются. Существует огромное количество игр на снегу, начиная с простой игры в снежки и заканчивая целыми видами спорта (лыжи, коньки, хоккей, сноубординг и т.д.). Одним из самых любимых зимних развлечений для детей является катание с горки. Спускаться с горы всегда весело, особенно если съезжаешь не на обыкновенных жестких санях, а на современных надувных санках-ватрушках. Эти надувные санки-ватрушки появились всего несколько лет назад, но уже успели завоевать популярность среди детворы. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в их универсальности. Они отлично скользят по снегу, даже если снежное покрытие еще довольно тонкое. Эти санки имеют отличную грузоподъемность, поэтому могут прокатить не только ребенка, но и почтенного главу семейства. Санки-ватрушки абсолютно неприхотливы в эксплуатации. Они будут радовать всю семью не один зимний сезон.
Зима – отличное время для совместного досуга с детьми. Подскажите своему ребенку, как провести зимние деньки с пользой и интересом. Пусть зимние детские игры будут в жизни малыша одними из самых приятных воспоминаний!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»
Цель: Беседа о детских страхах.
Задачи: Познакомить с детскими страхами. Рассказать о причинах возникновения последних. Найти пути решения этой проблемы.
Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.
Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.
Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.
Как возникают детские страхи?
Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым.
Ребенок не слушается (например, не убирает свои игрушки). К чему мы прибегаем в этой ситуации?
• Повышаем голос (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями).
• Приводим в пример себя: «Ведь мама и папа всегда убирают свои вещи» (пробуждая у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей).
• Угрожаем лишениями, вызывая страх потери: «Придет Петя, я ему отдам твои игрушки, потому, что он хороший мальчик»; «Не разрешу смотреть мультфильм»; «Не пойдешь в зоопарк»; «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек» и т.д.
• Пускаем в ход телесные наказания, вызывая страх боли и унижения.
• И, наконец, прямо стращаем: «Запру в ванной и выключу свет»; «Выставлю на лестницу, уйду и не вернусь»; «Посажу тебя в мешок и выброшу на помойку»; «Не будешь слушаться — тебя заберут хулиганы и бандиты»; «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Такие угрозы формируют у ребенка страх темноты, одиночества, смерти, злых людей (хулиганов, бандитов и т.п.).
Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение.
Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д.
Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии.
Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители (и в первую очередь, папы) рассказывают детям о своих детских страхах, — это вселяет в них уверенность. Ваш авторитет от этого не пошатнется, скорее наоборот, это вас сблизит.
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
- Большое количество запретов.
- Предоставление полной свободы.
- Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
- Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
- Одиночество, нехватка общения с родителями.
- Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
- Боль.
- Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
- Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
- Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
- Плохие взаимоотношения со сверстниками.
- Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» - это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» - это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Диагностика страхов
Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.
Для выявления страха детей дошкольников в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:
1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном - живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.
Ты боишься:
1. Когда остаешься один;
2. Нападения;
3. Заболеть, заразиться;
4. Умереть;
5. Того, что умрут твои родители;
6. Каких-то детей;
7. Каких-то людей;
8. Мамы или папы;
9. Того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. Перед тем как заснуть;
12. Страшных снов (каких именно);
13. Темноты;
14. Вволка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. Когда очень высоко (страх высоты);
18. Когда очень глубоко (страх глубины);
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. Воды;
21. Огня;
22. Пожара;
23. Войны;
24. Больших улиц, площадей;
25. Врачей (кроме зубных);
26. Крови (когда идет кровь);
27. Уколов;
28. Боли (когда больно);
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. Опоздать в сад (школу);
2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.
3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.
4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.
Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.
В основе другой классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.
Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Страх смерти
Обычно он появляется у детей лет в шесть и не является отклонением. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, — это бывает для него серьезным потрясением. На некоторых детей это открытие производит тяжелое впечатление и долго еще не дает им покоя. Родителям стоит проанализировать свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях своих и детских, на разговорах о тяжелой и опасной жизни? Детям до девяти-десяти лет (особенно нервным и ранимым) лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Для них это непосильное переживание, которое затем может вызвать скрытые навязчивые страхи. Последствия таких психических травм порой аукаются через много лет. Это не означает, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Напротив, следует. Ведь такие разговоры выступают, как косвенное доказательство «жизни после жизни» (если человека вспоминают, он не покинул нас окончательно, а продолжает жить в наших сердцах).
Страх социальных потрясений
Увы, в наше время такие страхи, в основе которых лежит все тот же страх смерти, становятся все более обоснованными. Поэтому взрослым надо постараться не повышать у ребенка чувство тревожности: не смотреть при нем новости, в которых то и дело рассказывают про катастрофы, войны, насилие, убийства и т.д. Родители могут отчасти помочь преодолеть эти страхи, если скажут: «Да, угроза существует, но это не обязательно должно случиться. Тот, кто соблюдает осторожность, - не попадает в опасные ситуации». И, конечно же, вы должны обучать ребенка тем элементарным мерам предосторожности, которые помогут избежать насилия, не запугивая и не нагнетая страха.
Страх наказания
Такая форма фобии у детей совсем необязательно говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допуская возражений или предъявляя завышенные требования. В атмосфере диктата в детской душе поселяется страх — не соответствовать родительским притязаниям, и, как следствие, возникает страх стать нелюбимым, страх быть отвергнутым родителями. А ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!
Ребенок боится темноты
Одним из наиболее распространенных страхов у детей является страх темноты или никтофобия. С этим явлением сталкиваются многие родители: ребенок настойчиво просится в спальню к родителям, отказывается засыпать с выключенным светом или закрытой дверью, просит, чтобы мама подольше оставалась с ним. Страх темноты тянется из глубины веков, из доисторического периода, когда свет означал безопасность, тепло, защиту. Темноты обычно боятся дети в дошкольном и (реже) младшем школьном возрасте, основной период, на который приходится этот страх: 2-7 лет. В этом возрасте родители могут помочь ребенку преодолеть страх. Если темноты боится подросток 13 и старше лет, это сигнал, что уже может потребоваться помощь специалиста: страх темноты порой сохраняется и у взрослых людей.
Причины появления страха темноты у детей:
Это может быть конкретная ситуация: ребенка напугал кто-то или что-то в темной комнате. Иногда родственники пугают детей сознательно: кто-то просто потому, что ему это кажется веселым, а кто-то с «благой» целью – например, желая вылечить заикание малыша. Делать так нельзя ни в коем случае: подобное «лечение-развлечение» может и взрослого шокировать, а у ребенка запросто усугубит ситуацию.
Другая причина появления страха темноты – внушенный страх. Здесь возможны 2 варианта: первый это запугивание чудищем и прочими бабаями – «Не будешь спать, тебя домовой заберет». Второй – неверное объяснение, почему надо спать: «Не выспишься, будешь капризный». Здесь ребенок воспринимает вторую часть фразы, как пояснение, программирование на то, как себя надо будет вести. Прекрасной почвой для появления страха темноты служит вечерний просмотр страшных мультфильмов или кино, новостей. Во многих семьях телевизор почти не выключается: но то, на что взрослые не обращают внимания, успешно впитывается ребенком, трансформируясь в страхи и кошмары.
Этому же способствуют страшные сказки и рассказы, а также «добрые» рассказы взрослых о злых существах, живущих в вентиляции, канализации или мебели. Фраза бабушки о том, что в шкафу сидит черт, который по ночам ходит по квартире, способна сильно испортить малышу жизнь. И конечно же, на развитие страха темноты влияет внутрисемейная обстановка. Конфликты, скандалы, занятость собственной жизнью провоцируют появление у ребенка чувства неуверенности, отсутствия защиты в родном доме. Такие эмоции могут вылиться в ночные страхи, в частности, страх темноты, который сохранится и в более старшем возрасте.
Как помочь ребенку преодолеть страх? Если речь идет о страхе темноты у подростков или о травмирующей ситуации, может понадобиться консультация специалиста. Если же родители хотят помочь дошкольнику пережить возрастной страх, то важно понять, что объяснение «В темноте нет ничего страшного» для малыша неубедительно. Это для вас в ней нет ничего пугающего, а в той темноте, которую боится ребенок, таятся злые и агрессивные существа. Нужно постараться вызвать у него чувство безопасности: оставлять ночник или приоткрывать дверь, разрешать брать в постель любимую игрушку. Также можно назначить какую-то из игрушек «охранником, стражем», который будет охранять сон малыша. Нельзя ругать ребенка за то, что он боится темноты: он научится скрывать страх, но это не решит проблему, а лишь вытеснит его в глубь психики. Хорошим помощником в преодолении страхов является творчество: страх можно нарисовать, а потом уничтожить его – порезать на кусочки, сжечь, выкинуть.
Как преодолеть страхи
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
- Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
- Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
- Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
- Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
- Общение со сверстниками на тему общего страха.
- Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
- Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
- Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
Предварительный просмотр:
«Как отвечать на детские вопросы»
Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых и вызывают недовольство: «Замучили твои «почему?» и «зачем?», перестань спрашивать, займись делом!».
Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на детские вопросы? Как на них отвечать? – вот над чем задумываются родители. Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он прибегает к помощи взрослого – задает ему вопросы. Вопросы, которые показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребенка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе. Некоторые родители сетуют на то, что их дети не любят читать. Чтение – это способ получения информации, а у детей, возможно, нет интереса к этому, так как взрослые в свое время отбили у них желание узнать новое.
Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.
Как отвечать на вопросы детей? Сказать: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Так как иногда дети по-своему объясняют услышанное. Иногда правильный, но труднодоступный для понимания ответ взрослых вызывает новый, более сложный вопрос.
Маленький ребенок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», «Как это называется?». На такие вопросы детей не сложно ответить.
Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими», нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых, о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом.
К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: «Почему солнце не падает?», «Почему воздух ночью черный?». Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребенка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребенка всезнайку. Иногда следует показать ребенку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.
Ответы на вопросы детей о рождении человека затрудняют взрослых и не случайно. Во-первых, потому, что часто они воспринимаются как проявление нездорового любопытства; во-вторых, потому, что на многие из них действительно трудно дать простой и понятный маленькому ребенку ответ. Иногда взрослые ограничиваются кратким ответом, не поддерживая в дальнейшем интерес ребенка к этому вопросу, иногда дают в простых словах объяснения, иногда создают такие условия, чтобы ребенок мог длительно наблюдать за развитием животных: котят, щенят, цыплят. Нельзя стыдить ребенка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса.
Ребенка интересуют вопросы о начале и конце бытия. К. И. Чуковский отмечает, что оптимизм нужен ребенку как воздух. В его душевном арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма. Так, на исходе 4-го года жизни он убеждается в неотвратимости смерти для всего существующего, он торопится уверить себя, сто сам он «навеки будет бессмертен».
Часто дети спрашивают о смысле новых слов. По мере развития усложняются вопросы, бесконечные «Зачем?», «Почему?» и др. Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Например, если ребенок спрашивает, поплывет ли камень, дерево, сосулька, надо предложить ему проверить и обратить его внимание на то, что плавает, а что тонет.
Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо.
Подготовила Колесник Е. В., воспитатель
Источник Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании. М. 1990)
Предварительный просмотр:
Авторитет родителей в воспитании детей.
«Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по совершенствованию и самовоспитанию.
Для родителей самая важная задача хорошо воспитать своих детей. Лучше изначально правильно начать сам процесс, чем впоследствии перевоспитывать. Хорошо воспитать свое чадо может каждый, только если он действительно захочет этого.
Каждая мать и каждый отец должны хорошо знать, что именно они хотели бы воспитать в своем ребенке. Главную роль в воспитании играет поведение самих родителей. Вы не правы, если считаете, что воспитание происходит в те моменты, когда вы с ним говорите или командуете им. Как происходит ваше общение с другими людьми и о других людях, как вы проявляете свои эмоции - радуетесь, грустите, как вы выглядите и т.д. – все это имеет огромное значение для детей. Контроль родителей в первую очередь за своим поведением, проявление уважения к своей семье – это лучший метод воспитания. Подлинная сущность воспитательных работ состоит в налаженности вашей семьи в частной и общественной жизни родителей, и, конечно же, в обустройстве жизни ребенка.
Откуда же черпается авторитет родителей? Мамы и папы, которых их собственные дети не слушаются, склонны считать, что авторитет предоставляется природой. Они очень ошибаются!
Существует множество примеров авторитета ложного.
Подавляющий авторитет.
Если отец вечно дома рычит, постоянно сердитый, и при любом удобном и даже не удобном случае берется за ремень, на любой вопрос отвечает резкостью, каждую провинность подмечает каким-либо наказанием, это и является авторитетом подавления.
Авторитет на расстоянии.
Существуют и те родители, которые искренне считают: чтобы дети их слушались, необходимо поменьше разговаривать с ними, держаться подальше, только изредка проявляя себя в роли начальника.
Авторитет чванства.
Кое-какие родители, которые занимают высокопоставленные должности, демонстрируют свою важность перед детьми. Они только лишь и делают, что заявляют о своих добродетелях, они относятся к другим людям очень высокомерно. Частенько случается, что сраженные подобным видом отца, дети начинают вести себя похожим образом.
Авторитет педантов.
В данном случае послушание детей, формируется так же через детскую любовь, но вызывается она не поцелуями и лаской, а мягкостью, добротой и уступчивостью родителей. И в такой семье очень скоро дети начинают командовать своими родителями. Родительское же подчинение открывает обширный простор для новых и новых капризов, желаний и требований.
Дружеский авторитет.
Если дружба достигает крайних пределов. Заканчивается воспитание и начинается обратный процесс: дети принимаются воспитывать родителей.
Авторитет взятки.
Это самый безнравственный авторитет, когда послушание просто покупается постоянными обещаниями и подарками. Можно выдавать премию за хорошие оценки, за выполнение какой-либо сложной работы. Но и в таком случае родители как бы «заедают» жизнь ребенка непонятными установками и назидательными разговорами. Такие родители убеждены, что в наставлениях и заключается основная педагогическая мудрость.
В чем должен заключаться истинный авторитет родителей?
Главной базой авторитета родителей, может быть только их работа и жизнь, их поведение и их лицо в обществе. Семья является сложным и ответственным делом. Родители возглавляют это дело и держат ответ за него, перед обществом и перед жизнью своих детей. Если родители поступают честно и рационально, если их цели прекрасны и значительны, и если сами они всегда отдают себе полный отчет в своих деяниях и поступках, это означает, что родительский авторитет у них, безусловно, есть и не нуждается, ни в каких основаниях, тем более нет необходимости что-то искусственно выдумывать.
Прежде всего, необходимо придерживаться дисциплины в ваших распоряжениях.
1. Они не должны передаваться с раздражением, со злостью, с раздражением, при помощи крика, и не должны быть похожими на упрашивания.
2. Они должны являться для вашего ребенка посильными, не требующими от ребенка особенного напряжения.
3. Они не должны перечить здравому смыслу, т. е являться разумными.
4. Они не должны быть противоречивы, по отношению к другому важному заданию. Или просьбе другого родителя, что тоже не маловажно.
Ребенок не должен замечать того, что вы контролируете выполнение задания. Также у него не должно возникать даже малейших сомнений, что задание необходимо выполнить. В крайних случаях можно допустить небольшие способы наказания как как-то: задержка каких-либо развлечений, задержка ежедневных карманных денег, запрет на выход к друзьям. Важно добиваться того, чтобы работа выполнялась, пусть даже в форме игры.
Памятка для родителей.
- Авторитет родителей - основа воспитания.
- Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
- Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.
- Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
- Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
- Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
- Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.)
- Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
- Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
- С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение «обещанного» необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе.
Здесь представлена разработка работы с родителями по тематическим неделям, которые проходят в нашем саду....
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе детского сада .
Опыт работы по планированию воспитателя работы с родителями на текущий учебный год....
перспективное планирование работы с родителями в старшей группе ДОУ
В работе представлено планирование работы с семьями воспитанников. Планирование разбито по месяцам .В него входит информационно-просветительная работа и совместные мероприятия с семьями воспитанников....
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе...
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе на год.
Планирование работы с родителями на год в старшей группе компенсирующей направленности....
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе ДОУ
Планирование работы с родителями...
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе "Цветочки" на 2018 – 2019 учебный год
Цель: найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и обогатить воспитательный опыт родителей....