Проект "Волонтерское движение юных дошколят как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников «Мы – волонтеры»"
проект
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_-_malenkie_volontery.docx | 149.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа развития №24»,
г. Нефтеюганск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Волонтерское движение юных дошколят
как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников «Мы – волонтеры»
Воспитатели: Султонова М.Г.
Иошина Л.К.
г. Нефтеюганск
Волонтерское движение юных дошколят
как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников «Мы – маленькие волонтеры»
Упавшему помоги встать.
Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.
И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка).
В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие.
Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека. И то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
Работая с детьми, у меня возникло много вопросов: как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества? Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им? Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
В.А. Сухомлинский писал «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребёнок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
Стимулом для создания волонтёрского движения в нашей группе нам послужило отсутствие у наших ребяток социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Сегодня волонтерское движение в России стало очень масштабным. Его главная цель – воспитание у детей положительных качеств характера, сплочение коллектива, побуждение детей к совершению новых поступков, добрых дел во благо других.
Актуальность волонтерского движения в группе состоит в том, что оно приведет к более эффективному формированию у наших ребят милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы, а также укрепит детско-родительские отношения.
Главная цель волонтёрской деятельности – это воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Поэтому организуя волонтерское движение в группе я поставила перед собой цель: Создание условий для развития и поддержания интереса наших ребят к волонтерскому движению, направленному на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.
Определила задачи:
- Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность.
- Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
- Укреплять сотрудничество ДОУ и семьи.
Работа волонтёрского движения в нашей группе началась в сентябре 2023 года, в средней группе. Свою работу в рамках проекта по организации волонтерского движения в группе мы условно разделили на 3 этапа:
1 этап – мотивация детей к деятельности,
2 этап – формирование волонтерского движения,
3 этап – проведение акций и мероприятий.
Первый этап включает:
- определение цели и задач проекта;
- планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами;
- предварительная работа по сбору информации;
- анкетирование родителей;
- изучение литературы, интернет – ресурсов, опыта работы других ДОУ;
Работа с педагогами:
- разработка механизма внедрения технологии «волонтерское движение»;
- консультация для педагогов «Что такое волонтерское движение?»;
- подготовка различных атрибутов (пилотки, галстуки, эмблема, презентации);
Работа с родителями:
- консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность»
Работа с детьми:
- детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью;
- просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».
- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.
Второй этап:
- Разработка плана мероприятий по реализации проекта (приложение 2).
Третий этап:
- анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в ДОУ;
- на основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий;
- распространение опыта через СМИ, интернет –ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.
Проект включает разделы: работу с детьми, родителями и педагогами.
Задачи (в работе с родителями):
- Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
- Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников детского сада, педагогов, родителей детского сада.
- Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
- Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
Задачи (в работе с педагогами):
- Разработать и провести цикл практических встреч с педагогами групп, направленный на повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах волонтёрского движения в ДОУ.
- Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.
- Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.
- Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2022– 2024 учебных годов.
- Разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности.
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования
Вид проекта: практико – ориентированный, творческий, информационно – просветительский.
Срок реализации: долгосрочный (с сентября 2023года по май 2026 года)
Участники проекта: дети, педагоги, родители МБОУ «Школа развития №24».
Реализация проекта «», рассчитана на 3 календарных года, предполагается возможность претворения проекта в жизнь неоднократно.
Ожидаемые результаты
- Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
- Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
- Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
- Создание условий:
- Методические условия
- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации работы с дошкольниками по волонтерскому движению;
- обобщение и распространение педагогического опыта по волонтерскому движению.
- Материально- технические ресурсы проекта
- наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (фотоаппарат, диктофон, микрофон, видеокамера), материалы для продуктивной деятельности.
Благодаря волонтёрскому движению, и добрым делам происходит сплочение ребят на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, и творчество, доброжелательность и заботу к окружающим людям. Для детей очень важно получить положительную оценку своих действий, что они трудолюбивы, доброжелательны к окружающему миру и людям, заботятся и бережно относятся к людям и природе. У них развивается милосердие, отзывчивость, формируется потребность в здоровом образе жизни.
Волонтерское движения – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, и нами, воспитателями, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка, и это зерно, обязательно даст свой плод.
Список литературы:
1.Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
2. Л.Л.Шевченко «Добрый мир».из-во «Подмосковье» 2012г.
3.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
4.«Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя)
4.Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. – №3. – С. 51-54.
Приложение 1
Анкетирование родителей
«Помощь не просят, ее предлагают»
- Имеете ли Вы информацию о деятельности волонтерских отрядов в России и в вашем регионе?
- Да
- Нет
- Как Вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в ДОУ?
- Положительно
- Отрицательно
- В какие сферы деятельности, по Вашему мнению, можно вовлекать волонтеров?
__________________________________________________________________________________________________________
- Кто, по Вашему мнению, должен входить в состав волонтерского отряда ДОУ?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
- Какую помощь может оказать волонтерский отряд дошкольному учреждению?
__________________________________________________________________________________________________________
- Считаете ли Вы необходимым участие детей дошкольного возраста в деятельности волонтерского отряда?
- Нужно
- Не нужно
- Какую помощь и кому, по Вашему мнению, могут оказать дети дошкольного возраста?
__________________________________________________________________________________________________________
- Готовы ли Вы лично стать участником волонтерского движения?
- Да
- Нет
- Ваши предложения по этому направлению
__________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
План работы волонтерского отряда «Мы волонтеры»
(средняя группа)
Тема | Работа с детьми | Работа с родителями |
«Кто такие волонтеры?» | Беседа «Кто такие волонтеры?». Просмотр видеопрезентации «Мы -волонтеры». Обсуждение эмблемы, девиза волонтеров. Составление правил и обязанностей волонтеров. | Анкетирование (приложение 1). Консультации: «Волонтерское движение в детском саду», «Волонтеры: история и современность». Привлечь родителей к пошиву галстуков и пилоток для волонтеров. |
«Первые добрые дела» | Экскурсия в группу раннего возраста. «Научим малышей убирать игрушки на места». Общение на тему: «Что значит быть добрым?», «Добрые поступки, какие они?». «Что мы знаем о Дне пожилого человека». | Привлечение родителей к акции «Корзина добра», посвященная «Дню пожилого человека». Ознакомление с волонтерскими организациями в городе. |
«Тепло сердец» | Ситуативная беседа «Защищать это доброе дело?», «Как дружить без ссоры», «Что мы знаем о наших правах». Акция «Тепло сердец». Участие в акции «Ждем в гости птиц». | Привлечение к акции «Тепло сердец», Памятки «Толерантность. Равноправие» (в рамках месячника «Белая трость»). |
«День волонтера» | Общение на тему «Благотворительные акции». Видеопрезинтация «День волонтера». Выставка рисунков «С днем рождения волонтера». Акция «Блиндажная свеча», «Посылка бойцам Юргы», «По зову сердца». | Привлечение к благотворительной акции «По зову сердца», бойцам СВО ХМАО-Югра» |
«Братья наши меньшие» | Беседа «Кто такие наши братья меньшие?», «Чем мы можем помочь животным». Витруальная экскурсия в приют для бездомных животных «Подари мне жизнь». Акция добра «Помоги животным». | Участие в акции «Помоги животным». Доставка продуктов для животных в НКО «Право на жизнь» |
«Наши солдаты» | Общение на тему «Защитники Отечества». Ежегодная акция «Посылка солдату». «День добрых дел» (посещение малышей детского сада), помочь малышам одеться после дневного сна. | Памятка «Воспитывать патриота» Участие в акции |
Мамин праздник, мамин день | Общение на тему: «Почему весной отмечаем мамин праздник». Беседа –рассуждение: «В сказках добро всегда побеждает зло». Выставка рисунков: «Дорогою добра». Акция «Подари улыбку маме». Неделя «Доброй книжки». Акция «Читающая семья». | Памятка: «Какие книги читать в кругу семьи». Участие в акциях. |
День Земли | Виртуальная экскурсия «Путешествие вокруг планеты Земля». Беседы: «Что значит, беречь нашу планету?».Акция «Чистый сад, чистый город, чистая планета». | Консультация «Роль семьи в трудовом воспитании ребенка». Участие в акциях. |
«Наша Победа, наша Память». | Выставка рисунков «Победный май!». Акция «Этот день мы приближали как могли». Участие в возложении цветов к памятнику Посвящение в волонтеры. Флешмоб: «Твори добро на всей земле». | Привлечение в разработке сценария посвящения в волонтеры. Участие во всех мероприятиях. |
Приложение 3
План работы волонтерского отряда «Мы волонтеры»
(старшая группа)
Дата | Программное содержание – работа с детьми | Работа с родителями | |
Октябрь | Беседа- напоминание «Кто такие волонтёры?» Цель: напомнить детям о понятии «Волонтёр», «Волонтёрская группа». Чтение художественной литературы: Юлия Котенева «Сказка о добрых делах» | Консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность» Разместить в родительском уголке - эмблему, девиз команды волонтеров | |
Беседа «Мы – маленькие волонтёры!» Цель: Мотивирование детей на волонтёрскую деятельность, организация команды. Разработать эмблему, девиз команды (оформить в родительском уголке) | |||
Просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры». Цель: расширить представления о том, как дети вступают в ряды волонтеров. | |||
Акция «Зелёная планета! «Сдай батарейку – спаси ежа!» Цель: Улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе. | Размещение на сайте ДОУ информаии по созданию волонтёрского движения в детском саду. Организация изготовления подарков для пожилых людей | ||
Проведение акции «Рука к руке», посвященной Дню народного единства - 4 ноября | |||
Ноябрь | Участие в Акции «Спаси дерево – сдай макулатуру!» Цель: Формировать у детей бережное отношение к природе. ЧХЛ - В. Осеева –«Что легче?» | Организация видео – гостиной «Добрые дела всей семьей». Чтение в домашних условиях художественной литературы: В. Осеева «просто старушка», Л. Толстой «Бабушка и внучка», «Сыновья». | |
13 ноября – всемирный день Доброты Беседа с детьми «Что значит быть добрым?» Цель: выяснить с детьми, что значит быть добрым, считают ли они себя добрыми и как понимают, что такое «добро» Чтение художественной литературы: К Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» | |||
Трудовой десант: «Мусору – нет!». Цель: воспитывать бережное отношение к природе, приучать детей к соблюдению чистоты на участке. Чтение и обсуждение произведения: Н. Носов «Карасик» | |||
Фото - выставка «В объятиях мамы», посвященная дню мамы. Цель: формирование у детей интереса к семейным традициям, привязанности к самому близкому человеку – маме. | |||
Декабрь | «Всемирный день приветствия». Акция «Ладошка счастья» (изготовление ладошек с пожеланиями и вручение их прохожим) | Оформление стенда «Рука к руке» | |
Выставка рисунков детей и оформление альбома «Мой любимый питомец» | |||
Акция «Подарки для ёлки». Изготовление безопасных ёлочных игрушек для малышей Цель: Побуждать детей проявлять заботу о младших. | Консультация «Как воспитать добровольца?» Изготовление совместно с детьми кормушек для птиц. | ||
Акция «Столовая для птиц!». Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями. Цель: вовлечение детей и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению кормушек для птиц из разного материала. | |||
Январь | Акция «День добрых дел» Январь Цель: оказание помощи малышам в разных видах деятельности (одевании, раздевании, умывание). Чтение художественной литературы: А. Гайдар – «Тимур и его команда» (главы) | Оформление фотоальбома «Наши добрые дела» | |
Акция «Книга в подарок» для детей младшей группы. Беседа «Как поделиться добротой?» | Консультация о пользе ЗОЖ «Родители – пример для детей» | ||
Акция «Дарим радость» Изготовление открыток своими руками педагогам - пенсионерам пожилого возраста Цель: Воспитание чувства уважения по отношению к старшему поколению | |||
Акция «Покормите птиц зимой!» | |||
Февраль | Показ театрализованного представления «Сказка о добре» для детей младшей группы. | Работа с родителями: Организация творческого марафона «Мы – волонтёры!» Консультация «Научите детей делать добро!» | |
Акция «Здоровые зубки» Цель: познакомить с элементарными правилами ухода за зубами. | |||
Акция «Трудовой десант» - «Чистые тропинки» (уборка снега) Цель: Побуждать желание помогать младшим детям. | |||
Акция «Научи меня играть» Цель: Помочь детям младших групп организовывать сюжетно-ролевые игры | |||
Военно-патриотическая игра: «Зарница» Цель: Вовлечь детей в спортивно – игровую деятельность. | |||
Март | Акция к празднику 8 Марта «Дарим радость» - изготовление открыток и поздравление педагогов – ветеранов. Цель: Доставить радость к празднику. Воспитывать уважительное отношение к старшим. | Консультация «Секреты воспитания вежливого человека» Чтение в домашних условиях: В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын». | |
Выставка рисунков «Миром правит доброта» Цель: Воспитание у детей сострадания и милосердия к другим людям, птицам, животным, насекомым и т.д. | |||
Выпуск памяток «Правила поведения в природе» для детей младших и средних групп. Задачи: воспитывать бережное отношение к окружающей природе. | |||
«Сказка в гости к нам пришла» - показ кукольного театра «Три медведя» Цель: Доставить детям радость от просмотра знакомой сказки | |||
«В мире игр» проведение дидактической игры «Хорошо – плохо» для детей средней группы ЧХЛ - В. А. Сухомлинский –«Скупой» | |||
Апрель | Акция «Детская безопасность» Цель: Довести до малышей представления о правилах пешехода. | Акция по благоустройству территории детского сада «Посади дерево», «В мире цветов» | |
Всемирный день здоровья. Акция «Мы здоровье сбережем». Цель: Воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни. | |||
Акция «Зелёная планета!» Цель: улучшить экологическое состояние территории детского сада, воспитывать бережное отношение к природе. ЧХЛ - «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», | |||
«Красота своими руками» - Акция «Цветущая клумба» Цель: Оказать помощь в посадке рассады цветов для клумб на участке малышей. | |||
Май | Патриотическая акция «Георгиевская ленточка». Цель: воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. | Привлечение родителей к организации праздника ко Дню защиты детей «Чтобы солнышко светило» Фото – выставка «Наши добрые дела» | |
Акция «Цветущая клумба» Цель: оказание помощи в озеленение территории детского сада; воспитывать, бережное отношение к окружающей природе, ответственность за посаженные растения, трудолюбие. ЧХЛ - В. Катаев «Цветик – семицветик» | |||
Флэшмоб «Чтобы солнышко светило», приобщённый к Дню защиты детей. Презентация (отчёт) «Копилка добрых дел» Цель: Подведение итогов работы детей волонтёров. |
Приложение 4
Беседа с детьми 4 – 5 лет на тему:
«Кто такие волонтеры?»
Цель: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.
Задачи:
- познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
- определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;
- формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Материалы: иллюстрации с изображением детей, выполняющих разные добрые дела.
Ход беседы:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну добрых дел. Как вы думаете, почему некоторые дела, которые выполняет тот или иной человек, называются добрыми? (дети отвечают на вопрос). Правильно, когда человек, взрослый или ребенок, делает что-то для других, от чистого сердца, чтобы сделать другим приятно. Назовите мне, пожалуйста, какие добрые дела могут сделать дети по отношению друг к другу, к взрослому, к своим родителям? (дети отвечают на вопрос). Молодцы, ребята. А вы знаете, в нашей стране сейчас идет год добровольца, или по-другому год- волонтера. Волонтер, ребята, это как раз тот человек, который помогает своими добрыми делами, всем кто в этом нуждается.
Давайте рассмотрим картинки, которые висят на доске и поговорим о том, что делают дети, изображенные на этих картинках, добрые ли дела они делают:
На первой картинке, ребята, старший мальчик играет с малышом. Как вы думаете, хорошо ли он поступает.
На второй, девочка помогает старенькой бабушке.
На следующей картинке, дети помогают птичкам зимой, они заботятся о них.
Дети сажают дерево, они хотят, чтобы наша земля была красивой и зеленой. Это добрый поступок ребята?
Маленький мальчик помогает убирать дом своей маме или бабушке. Хорошо он поступает? Доброе ли дело он делает?
Дети собирают листья и мусор на участке, они хотят, чтобы город был чистым и красивым.
Скажите мне ребята, про какие поступки можно сказать, что они добрые (дети отвечают на вопрос).
А вы помните, кто такие волонтеры? Это люди: взрослые и дети, которые добровольно помогают другим людям (детям, больным, старикам, помогают животным, оказавшимся в трудной ситуации, хотят сделать край, где они живут, чистым и красивым).
Быть волонтером, добровольцем ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое стихотворение:
Спасибо, скажем волонтёрам
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам
Они идут добром делиться
Они свой труд отдать и время,
Готовы там, где всех нужнее,
Ведь помощь людям им не бремя,
А мир становится добрее.
Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для начала по отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир.
Эмблема волонтёрского движения «Мы – маленькие волонтеры»
Девиз: «Люди помочь друг другу должны, кто это сделает, если не мы!»
Заповеди отряда волонтеров «Мы – маленькие волонтеры»
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
• Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
• Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
• Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и
поступкам.
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь - сделай!
4. Не умеешь - научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни - пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1. Каждый становится волонтером добровольно
2. Готовы доказать на деле: Здоровый дух - в здоровом теле!
3. Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше!
4. Акции - нужное дело и важное, мы донести это хотим до каждого!
5. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается.
6. День волонтера имел успех. Желающих много - берем не всех!
7. Ситуаций опасных подальше держись, с нами веди интересную жизнь! Думай,
когда отвечаешь «нет» и «да», и помни, что выбор есть всегда!
Правила волонтёра:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Уважай мнение других!
3. Обещаешь - сделай!
4. Не умеешь - научись!
5. Будь настойчив в достижении целей!
6. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни - пример для подражания.
Приложение 5.
Игры на сплочение детского коллектива.
В арсенале любого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива.
Именно такие игры помогут ему не только самому установить положительный контакт с детьми, но и самим детям по-доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них.
Игры, которые помогут педагогу научить детей устанавливать доверительный
контакт между детьми, чувствовать состояние и настроение сверстников.
Задачи:
1. Способствовать созданию спокойной, доверительной обстановки в группе.
2. Обеспечить развитие социальной уверенности у дошкольников. Повысить
самооценку детей, их уверенность в себе.
3. Развивать умение чувствовать и понимать другого.
4. Развивать любознательность, наблюдательность.
Упражнение «Как меня зовут».
Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу
можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)
Игра «Виноградная гроздь»
Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину кладётся гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки.
Педагог просит одного ребёнка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть её и
передать своему соседу. После того, как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать её по второму кругу, отрывая «ягодки», при этом дети представляются, т.е. должны назвать себя.
Внимание обращается на то, что как гроздь состоит из ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки висят на веточке все вместе, крепко держась за неё. Так и ребята всегда должны и вместе и крепко дружить.
Пластический этюд «Солнышко».
От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем
солнышками и согреем друг друга.
Игра «Дотронься до...».
Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого,
согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно
сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Этюд «Скажи хорошее о друге».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к
этому этюду на других занятиях.
Игра «Найди друга».
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
Игра «Мяч в руки».
Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший
должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»
Игра «Ветер дует на... ».
Со словами «Ветер дует на... » воспитатель начинает игру. Чтобы все участники
игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д. ». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»). Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников
каждому.
Этюд «Сочиним историю».
Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного
детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
Игра «Дракон».
Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова»,
последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.
«Волшебный клубочек»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаётся клубок следующему ребёнку.
«Доброе животное»
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит «Мы -
одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все
прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох - все делают шаг вперёд, выдох - шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад и т.д.
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
«Назови себя».
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше
нравится, как называют дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Позови ласково».
Цель: воспитать доброжелательное отношение детей друг другу. Ход. Ребенку
предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
«Волшебный стул».
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные
ласковые слова.
Ход. Один ребенок садится в центр, на «волшебный» стул, остальные говорят о нем ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников
На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной жизни. Об этом говорят: высокая детская преступность, искажен...
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...
Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников
Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего? ...
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»
«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...
БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....
Круглый стол «Дети-волонтеры» как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Консультация для педагогов...