Волонтерское движение юных дошколят как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников
проект

Султонова Муяссар Гайратовна

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие.

Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека. И то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volonterskoe_dvizhenie_yunyh_doshkolyat.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерское движение юных дошколят

как средство развития духовно-нравственной личности дошкольников

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

 И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.  

             (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.  

Толковый словарь русского языка).

В раннем детстве закладываются основы личности: начальное мировоззрение, понятия добра, зла, формируется реакция на поступки людей, свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения, отношений в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие.

Большинство этих качеств и являются фундаментом общей духовности человека. И то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Работая с детьми, у меня возникло много вопросов: как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества? Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им? Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?

В.А. Сухомлинский писал «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребёнок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

Стимулом для создания волонтёрского движения в нашей группе нам послужило отсутствие у наших ребяток социально – нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Сегодня волонтерское движение в России стало очень масштабным. Его главная цель – воспитание у детей положительных качеств характера, сплочение коллектива, побуждение детей к совершению новых поступков, добрых дел во благо других.

Актуальность волонтерского движения в группе состоит в том, что оно приведет к более эффективному формированию у наших ребят милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы, а также укрепит детско-родительские отношения.

Главная цель волонтёрской деятельности – это воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Поэтому организуя волонтерское движение в группе я поставила перед собой цель: Создание условий для развития и поддержания интереса наших ребят к волонтерскому движению, направленному на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.

Определила задачи: 

  • Формировать у детей позитивные установки на добровольческую деятельность.
  • Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Развивать коммуникативные навыки у детей.
  • Укреплять сотрудничество ДОУ и семьи.

Работа волонтёрского движения в нашей группе началась в сентябре 2023 года, в средней группе. Свою работу в рамках проекта по организации волонтерского движения в группе мы условно разделили на 3 этапа:

1 этап – мотивация детей к деятельности,

2 этап – формирование волонтерского движения,

3 этап – проведение акций и мероприятий.

Что может сделать волонтерский отряд детского сада? Участвовать в различных акциях, делать «Добрые дела», помогать взрослым и малышам.

В 2023-24 учебном году у меня была средняя группа. С ребятками проведились беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение. Дети рассказали из опыта о своих волонтерских делах дома и в детском саду. Детки маленькие, им всего 4-5 лет. Но, это не остановило нас! Мы уже помощники. Малыши-волонтёры выполняли трудовые поручения на территории нашего учреждения, участвовали в различных акциях вместе с родителями. Чтобы вызвать интерес у наших ребят к волонтерской деятельности мы приняли участие в акции «Добрые дела дошколят!». Дети с радостью утром помогали накрыть на столы к завтраку. Из дома принесли книжки и подарили их детям младших групп. Выйдя на прогулку, проявляли заботу о птицах, насыпав корм в кормушки. Оказывали помощь в расчистке участка от снега, испытывая при этом большое желание помогать. Самостоятельно развешивали одежду, чтобы просохла после прогулки. Если у кого-то не получалось, помогали друг другу.

Также дети участвовали в акции «Поможем малышам». Они помогали самым маленьким переодеться с прогулки, а те были рады таким помощникам и не хотели отпускать. С радостью возвращались в свою группу и с увлечением рассказывали детям о своих добрых делах. Помогая малышам, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению более сложных задач. Дошколята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Также ребята отправляли на фронт открытки и письма нашим бойцам. Пусть это картинка нарисована пальчиком и ребёнку помогал воспитатель и родитель, но это первый шаг к добровольчеству, желанию принести кому-то радость.

Дети твёрдо усвоили и знают, что если ты толкнул или обидел кого-то, то нужно попросить прощения, обнять, пожалеть.

В течение года проявляли заботу о птицах. Мы развесили кормушки для птиц на территории ОУ, чистили их от снега, пополняли их кормом, зимой подкармливали, весной вместе с родителями устанавливали скворечники и кормушки. В рамках волонтерства, нами были проведены следующие акции: «Покорми птиц», «Птичий домик».

Весной к Дню Земли мы с ребятами выпустили газету «Планету Земля сохранить мы должны» с целью воспитания у них гуманного отношения к природе, чувство ответственности за все живое на земле.

Дети, родители и мы, педагоги приняли активное участие в акции «Веснушка». Каждый хотел проявить этим заботу о бездомных животных и порадовать их. Собранный корм передали в НКО «Право на жизнь».

Волонтёрское движение ребята приняли с большим интересом.

В этом году наши ребята повзрослели и уже в старшей группе. Мы продолжаем работу волонтерского движения. Смотрим вместе добрые и полезные фильмы, читаем книги, обсуждаем их, организуем выставки рисунков, вместе обсуждаем планы работы. Наша группа активно принимает участие во всех акциях, проводимых в городе и в образовательном учреждении.  В октябре были активными участниками гуманитарной помощи нашим бойцам СВО «По зову сердца». Мы уверены, что наша поддержка и простое человеческое внимание помогут в первую очередь поддержать моральный и боевой дух наших солдат. Гуманитарная помощь была передана волонтерам добровольческого корпуса.

Прошла акция добра «Большая помощь маленькому другу». Целью акции являлось духовно-нравственное становление воспитания гуманного отношения к животным, совместная деятельность дошкольников, педагогов и родителей. С детьми проводились тематические беседы на темы «Помоги бездомным животным», «Защита животных». Читали художественные произведения по данной теме. Дети искренне прониклись к проблеме бездомных животных и решили им помочь.
Силами детей и родителей были собраны корма для кошек и собак, средства содержания. Все собранные средства отвозим в приют для бездомных животных. Ребята остались довольны своим волонтёрским поступком и испытали гордость.

Недавно наши воспитанники приняли участие акции «Дом в котором мы живем» по сбору батареек и пластиковых крышечек и в конкурсе по сбору макулатуры, который приурочен к III Всероссийской акции «Макулатура и пластик рулят.

Проведена отличная и слаженная работа с социумом и родителями. Родители активно участвуют в различных благотворительных акциях, флэш-мобах, организуют ярмарки, помогают своим детям и педагогам.

Ребёнок видит желание своего папы или мамы помочь кому-то, и это, несомненно, становится для него лучшим примером.

Мы отметили для себя положительные стороны и влияние всего происходящего в волонтерской группе, дети овладели культурными средствами общения, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность. Формируются такие качества, как положительное отношение к миру, к разным видам труда, повышается собственная самооценка. У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку. У родителей повысился интерес к жизни группы.

Мои воспитанники уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным. Они имеют четкое представление о доброте, добрых поступках. Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме. Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках. Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

Благодаря волонтёрскому движению, и добрым делам происходит сплочение ребят на базе интересных действий, позволяющих каждому участнику проявлять свою активность, и творчество, доброжелательность и заботу к окружающим людям. Для детей очень важно получить положительную оценку своих действий, что они трудолюбивы, доброжелательны к окружающему миру и людям, заботятся и бережно относятся к людям и природе. У них развивается милосердие, отзывчивость, формируется потребность в здоровом образе жизни.

Волонтерское движения – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, и нами, воспитателями, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка, и это зерно, обязательно даст свой плод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...

Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной  жизни. Об этом говорят:  высокая детская преступность,   искажен...

Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника

Сказка рассматривается в качестве особого средства познания мира и воспитания, усвоения ребенком окружающей действительности. Поэтому весьма актуальным является понимание родителями и педагогами...

Мини-музей как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников

Поликультурное воспитание дошкольников, развитие нравственных качеств личности ребенка.«Человеком ты родился, но Человеком должен стать»В.А.СухомлинскийЧто характеризует человека, прежде всего?  ...

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность»

«Формирование и развитие духовно – нравственных основ личности дошкольников через игровую деятельность» «Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно...

БЫЛИНЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассказывается о былинах как средстве воспитания патриотических и нравственных качеств старших дошкольников....