Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
план-конспект занятия (младшая группа)
Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:
- развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
- формирование навыков познавательной деятельности;
- формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d_igry.docx | 668.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
для детей
раннего возраста
Игра: «Собери пирамидку»
Цель: Учить детей раскладывать предметы в убывающей последовательности.
Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе
с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и
делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать
пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое
колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее
воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех
пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку
предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с
пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные
пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например:
пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков,
шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов
возрастающих по величине и т. д
Игра: «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам,
нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, и др.).
Ход игры:
В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на
ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. Организуя игру,
воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят
полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый
проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить
названия предметов, ответить для чего они нужны.
— Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в
мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на
столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты
потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит?
(Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и
другие дети. В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в
мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них.
Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек,
рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают
игрушку.
Игра: «Заштопай штанишки»
Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие
отверстия.
Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т. п.) с
отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и
соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и
штанишки.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у
волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям
геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать
штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их. Эту игру можно
проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны
разного цвета различными большими и маленькими геометрическими
формами соответствующих цветов.
Игра: «Какой это формы»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме.
Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины
одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и
корзиночка.
Ход игры:
Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей,
что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины.
Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке,
фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».
Игра: «Варежки»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных
варежек, куклы.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут
найти свои варежки, т. к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет
одну варежку (например, красную, спрашивает у ребенка, какого она цвета и
предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет
задание и игра продолжается.
Игра «Шарик в ложке»
Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.
Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.
Ход игры
Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела?Косточку положу в стаканчик.
Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят кукол).
Игра «Собери цветок»
Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.
Ход игры
Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).
Игра «Подбери по цвету»
Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.
Материал: у каждого ребенка карточка , разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.
Игра «Подбери блюдца к чашкам»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.
Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.
Ход игры
Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.
«Найди детёныша»
Цель: учить находить детенышей домашних животных.
Материал: два вида картинок : мамы и их детеныши.
Ход игры
Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.
Игра «Составь картинку»
Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.
Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и т.п.
Игра: «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и
1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла
к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает
куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что
там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла
попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает
внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала
воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает
сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т. к. если
чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, затем большую,
ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую
очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие
получились бусы.
Игра «Узнай и назови»
Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.
Материал: помидор, яблоко, апельсин.
Ход игры
Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.
Игра: «Угости зайчика»
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять
больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход игры:
Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить.
Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и
показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и
маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть
в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети
выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. По такому же
принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в
различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры
«Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь
машины в гараж» и т. д.
Игра: «КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?»
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному
указанию.
Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры:
Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему
большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает
разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой
ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча,
говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
Игра: «У кого какое платье»
Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
группировать оттенки одного цветового тона.
Материал: Демонстрационный материал: Куклы. Вырезанные из картона в
платьях разных цветов (однотонные платья, фланелеграф, магниты).
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем
фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они
отличаются друг от друга.
2. Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я
буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье.
Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших
дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали
цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье.
Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое
название.
Игра: «Курочка и цыплята»
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных
предметов и может служить для их обозначения.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого
цвета и один белого.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые
цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у
нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент
мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели
воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого
белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря,
что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и
предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-
курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены
«гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
Игра: «Разноцветные шары»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными
полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от
друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки,
чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и
прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее
задание выполняют дети. Эту игру можно проводить с другим
оборудованием: разноцветные карточки - «книжки» с вырезанными
«окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход
будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает
детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно
показывая как это сделать.
Игра: «Угостим медведя ягодой»
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких
предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов
красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми.
Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка
любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из
коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку, вставляет ее в панель и
предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали
только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в
«корзину», медведь благодарит детей.
Игра: «Поручения»
Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их
размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи,
чашки, кубики, матрешка.
Ход игры:
Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать
их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания: Большую
собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой; Покатай
матрешку в большой машине; Поставь маленькую собаку возле матрешки;
Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой –
из маленьких; Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; Возьми
большую собаку и посади ее в большую коробку; Собери маленькие кубики в
маленькую коробку, а большие – в большую и т. п. Если ребенок ошибается,
собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или
отворачивается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста ОО "Познавательное развитие"
В данном материале изложены дидактические игры по познавательному развитию...
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.
Карточка№1 Ди...
"Картотека дидактических игр для детей раннего возраста"
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами....
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста...
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы...
Картотека дидактических игр для детей раннего возраста
Варианты дидактических игр для детей 1,5- 2 лет...