Выступление на педагогическом совете "Сенсомоторное развитие детей"
учебно-методический материал

Зотова Наталья Алексеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»

Доклад к педсовету на тему:

«Предметно-пространственная среда как средство развития сенсомоторных умений детей раннего возраста. «С игрой интересной мы мир познаём»

Подготовила воспитатель

Зотова Н.А.

2023г.

В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства, наблюдается тенденция к восстановлению системы работы с детьми раннего возраста, создаются инновационные программы, методики, развивающие технологии. Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких методик, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья.

Разработки и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных методик, рассчитана на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер, Н.Н. Поддьяков и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Как отмечает Н.Н. Поддьяков, ранний возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой и активно нами используются для развития сенсорных способностей в раннем возрасте.

В современной дошкольной педагогике и психологии, такие учёные как А.В. Запорожец, Э.Г.Пилюгина, А.П.Усова, Н.Г.Сакулина разработали последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества. Большое значение играет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах  внешних свойств предметов. Усвоить сенсорный эталон – это значит научиться правильно называть то или иное свойство, и использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойства веществ. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг эталонов, осмотр и описание формы.

Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Что такое сенсорика и как её развивать?

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «Sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие».

И.М.Сеченов писал, что корни мысли ребёнка лежат в чувствовании.

Сенсорное развитие — это метод формирования у детей раннего возраста представлений о свойствах предметов, начиная с размера и заканчивая запахами и положением в пространстве.

В начале жизни ребенка окружает множество всего нового. Он сталкивается с новыми событиями, которые удивляют, радуют и расстраивают его ежедневно, учится воспринимать формы и краски предметов.

   Данная методика предусматривает обучение детей  с младенческого возраста обследованию предметов, формирование представлений о форме, величине и цвете через игры и упражнения с сказочными или сюжетными героями.

Современные методики формирования сенсорных способностей в раннем возрасте.

Сенсорное воспитание осуществляется:

НОД

игры – экспериментирования

художественное творчество

наблюдение

дидактические игры

Сенсорное воспитание – формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем  возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования  органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание – целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное воспитание является основной задачей умственного воспитания. Умственное развитие происходит в ходе общения, игр и в процессе систематического обучения. Умственное воспитание ребёнка выступает не только как овладение им знаниями и способностями мыслительной деятельности, но и как формирование определённых качеств личности.

  Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной

 видов памяти.

 

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого ребенка. Наша задача обогатить этот опыт.

Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей

В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Главная задача — сформировать и усовершенствовать у детей раннего возраста представления о таких важных понятиях, как:

      цвет

      величина предмета

      форма

- формирование правильных ощущений;

- формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);

-приобретение навыков самостоятельного применения системы эталонов.

 

Чем младше ребенок, тем больше он поддается процессу воспитания в нем сенсорных навыков, которые копятся и со временем помогают составить полную картину окружающего мира.

И когда речь идет о таком важном моменте, как сенсорное развитие, тут в первую очередь требуется создание для ребенка оптимальных условий.

 

Разновидности сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения можно поделить на пять основных видов:

      визуальные;

      вкусовые;

      обонятельные;

      осязательные;

      слуховые.

Именно они влияют на формирование у малыша таких понятий, как форма предметов, размер, цвет, а также вкус, запах и звук.

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

      четыре основных цвета спектра (знакомство необходимо начинать с желтого и синего цвета, затем берем  для ознакомления зеленый и красный цвет);

      пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

      три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;

      музыкальные ноты, звуки родного языка;

      четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

      два температурных определения (тепло, холодно);

 

Особенности сенсорного развития в раннем возрасте

Нужно понимать, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от упражнений и игр-занятий.

С детьми раннего возраста нужно  играть на заданную тему непродолжительное время, в непринужденной дружественной атмосфере и обязательно в моменты, когда малыши находятся в хорошем настроении, не испытывают чувства голода и не чувствуют себя уставшими.

 

Продолжительность занятия-игры должна быть не более 7 минут — этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы чему-то научить кроху и не дать ему заскучать.

Работа  с детьми раннего возраста требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка. Для организации игр и упражнений  по развитию  сенсорики необходима серьезная подготовка и знание теоретических основ.Важным условием для развития мелкой моторики у детей раннего возраста является создание соответствующей предметно-развивающей среды.

 

Предметно-пространственная среда для сенсомоторного развития детей

Важным условием сенсорного развития детей младшего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание».

 Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

Сенсомоторный уголок предназначен:

      для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

      развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

      снятия мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

      создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

      активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

      повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

      для развития тактильных ощущений.

 

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

 

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения, которая получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автором одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания был Фридрих Фребель. Именно он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми по восприятию. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем. Это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их  эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность:

1.Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. Оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами.

Другое средство развития детской сенсорики – конструирование

Оно является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.

Методические принципы для сенсорного развития

Важным фактором в планировании непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего возраста усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Для младенца очень важно, тактильно чувствовать взрослого. Постоянство благотворно влияет на освоение первого тактильного  опыта. Самое главное в данном случае, чтобы этот опыт был положительным для ребенка. Нужно стараться в начале каждого занятия установить контакт с малышом,   его отклик видно по «комплексу оживления».

 При систематической работе по развитию сенсорики значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его пассивный и активный словарь.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Воспитатель должен знать личностные и физиологические особенности каждого ребенка, использовать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для игр-занятий материал должен быть доступен для соответствующего возраста ребенка. Ведь  часто соответствующий возраст имеет расхождения с фактическим. Так же при работе с каждым малышом учитывать необходимо общий уровень его развития и группу  развития.

Принцип связи с жизненным опытом

От умелой организации этого принципа зависит результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением умений в повседневной жизни: например, во время одевания и раздевания обращаем внимание ребенка на цвет его одежды, обуви; во время умывания  - на то какая вода, теплая или холодная; прогулку использовать как самый яркий момент для обогащения визуального сенсорного опыта.

Принцип наглядности

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами.  При этом образуется связь  между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

  Весь наглядный материал и дидактические пособия должны  иметь привлекательный внешний вид: яркие, красочные, имеющие различную фактуру.

Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности.

Развивая речь детей и ориентировку в окружающем мире, мы знакомим их с такими свойствами предметов, как цвет, форма, величина. Для этого используют яркие игрушки( цыпленок, утенок, движущиеся игрушки, живые животные), картинки. Сюрпризность, внезапность в появлении игрушек, вызывает потребность потрогать, погладить, взять в руки.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются простые орудийные действия и сенсорные эталоны.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей деятельности, делает жизнь ребёнка богаче и ярче. Бедность же впечатлений обуславливает появление отрицательного эмоционального состояния. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называется перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. В этот период ребёнок учится отображать отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния). Именно взрослый может своевременно обучить ребёнка этим действиям.

Сенсорное воспитание – это изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

Дети очень любят экспериментировать. Самым оптимальным вариантом для детских экспериментов являются песок и вода.

Игры с водой одно из любимых детских занятий, ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр – занятий под наблюдением воспитателя. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения. Вначале необходимо научить ребенка  правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений. Вначале дети просто опускают руки в воду, шевелят пальчиками. После ознакомления детей с водой, в процессе исследовательской  деятельности, формируем сенсорные способности.

Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Занятия с водой поднимают настроение у малышей, дарят им огромное количество положительных эмоций. Ребенок в этом возрасте познает и лучше усваивает окружающий мир тактильно и эмоционально.

Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннего возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

Влияние на сенсорное развитие ребенка оказывает формирование у него представлений об особенностях сухого и мокрого песка. Игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую дают возможность детям на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.

Огромный простор для детского экспериментирования открывают такие игры с песком как «Следы животных», «Огород» и другие. Они не только чрезвычайно увлекательны для малышей, но и полезны для познания свойств и возможностей, побуждают творческую активность детей. Дети очень любят хватать, сыпать песок, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листочки, камушки, делать куличи.

Во время наблюдений знакомим детей не только с характерными особенностями каждого сезона, но и сенсорными характеристиками природных явлений и предметов. Учитывая, что мышление маленьких детей наглядно-действенное, знакомить с сенсорными эталонами необходимо на реальных натуральных предметах, которые можно потрогать, понюхать, увидеть, услышать.

Наблюдения начинаем с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни животных и растений. Этим занимаемся в разное время суток на прогулках, экскурсиях. Объектами наблюдений не живой природы стали: солнце, радуга, дождь, снег, тучи, ветер, пузыри в лужах во время дождя и многое другое.

 Объектами наблюдений живой природы для наблюдений были отобраны наиболее распространенные: цветы, деревья, птицы, животные и др. т.к. данные объекты доступны для наблюдения.

В процессе наблюдения проводим следующие игры:

 «Собери букет»;

 «Колется не колется»;

 «Снежкина на ладошке»

 «Такой же листик лети ко мне» и др.

На прогулке рассматривая с детьми объекты живой природы, обращали внимание детей на цветовую гамму и форму листвы, на звуковые характеристики ветра, обращали внимание на размер камешек, шишек.

Важно отметить, что впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре.

 Поэтому необходимо использовать пособия, игрушки, действуя которыми, ребёнок практически знакомится со свойствами предметов - величиной, формой, тяжестью, цветом и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды.

Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его сенсорное развитие, а являются лишь необходимыми условиями, способствующими этому развитию. Организует и направляет сенсорную активность ребёнка взрослый человек.

 Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Уже в самом раннем детском возрасте игрушки, показываемые взрослыми, вызывают более длительное, а поэтому лучшее восприятие, чем игрушка, просто висящая перед глазами ребёнка.

Необходимо различными приёмами во время игр, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию. Без достаточного развития восприятия невозможно познать качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих явлениях окружающего.

В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важнее не столько дать детям как можно больше разных знаний, сколько развивать у них ориентировочно-познавательную деятельность и умение воспринимать.

В этом возрасте еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.

 Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.

Организация работы по сенсорному развитию детей позволяет :

 создать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

 расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

 успешно освоить сенсорные эталоны и сенсомоторное развитие дошкольников;

 учитывать индивидуальные социально - психологические особенности детей;

 учитывать интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

учитывать возрастные особенности.

В заключение отметим, что сенсорное развитие малышей в раннем возрасте при условии правильного его планирования и воплощения в жизнь позволит подготовить сознание детей к адекватной оценке событий, с которыми им придется сталкиваться в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста

Текст выстпуления на педагогическом совете по теме "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"...

Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...

Выступление на педагогическом совете Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...

Выступление на педагогическом совете « Развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх».

В данном материале представлены методы и приемы, направленные на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом в сюжетно-ролевых играх....

Выступление на педагогическом совете. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существ...