рабочая программа по ИЗО
рабочая программа (средняя группа)

Шаламова Оксана Сергеевна

Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4- 5 лет (средняя группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»

Утверждаю:

 Старший воспитатель           

__________  Н. Е. Савельева

           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Шаламова О С

Урай

2021 год

Содержание программы

 

I Целевой раздел

 1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста

1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребенка среднего, старшего и подготовительного к школе возраста

2.2. Региональный компонент

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников, специалистами и воспитателями М ДОУ

 

I Целевой раздел

1.1.         Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с локальными документами

-Рабочей программой (далее Программа) «От рождения до школы», ГОС ДО.

Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4- 5 лет (средняя группа).

Здесь же обозначены технологии, которыми пользуется педагог ИЗО, проектируя воспитательно -образовательный процесс; дана психолого-педагогическая характеристика возраста; сформулированы цели и задачи в области рисования; определена процедура проведения педагогической диагностики по рисованию, необходимая для оценки индивидуального развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста. В Рабочей Программе представлены: комплексно – тематическое планирование по рисованию в средней, старшей и подготовительной групп, план взаимодействия со специалистами и воспитателями. Отражен региональный компонент взаимодействия с семьёй и социумом.

     Указаны все необходимые условия для реализации Программы.

1.2.          Цели и задачи по освоению Рабочей программы:

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности .

Задачи:

  1. Развитие художественно-творческих способностей
  2. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  3. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами.
  4. Ознакомление с универсальными средствами художественно-образной выразительности.
  5. Воспитание художественного вкуса, чувства гармонии, интереса к изобразительной деятельности.

 

1.3.         Принципы и подходы к формированию программы: 

Программа построена с учетом специфики методики работы в разных возрастных группах и дидактических принципов:              

- культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

- сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

- систематичности и последовательности: постановка и /или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

- природ сообразности: учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

- интеграции различных видов искусства, художественной деятельности и других образовательных областей.

- интереса: опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом. 

1.4.         Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста.

1.5.         Планируемые результаты освоения рабочей программы:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок знает разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство;

- называет основные выразительные средства;

- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;

- создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- использует в рисовании разные материалы и способы создания изображения.                                         

II Содержательный раздел 

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребенка среднего, старшего и подготовительного к школе возраста 

Приобщение к искусству:

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

         Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.

         Познакомить детей с профессией художника. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах. Учить различать жанры и виды изобразительного искусства: живопись (картина-репродукция), скульптура (лепка), архитектура (здание и сооружение). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

         Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Знакомить с произведениями народного искусства (изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

.

Изобразительная деятельность

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

       Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

       Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, аппликации.

        Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

        Рисование.    

        Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

       Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

       Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

       Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

       Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

 2.2. Региональный компонент

         Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам, адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

         Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.     

          Вариативная часть обеспечивает реализацию национально-регионального компонента, формируется учреждение, отражая специфику  и его социума.

Региональная составляющая области «Художественно-эстетическое развитие», в данном случае в рисовании, выражена в специфике изучения - декоративно-прикладного искусства народов, населяющих регион, их традиций и быта, знакомство с природой родного края. Региональный компонент реализуется через непосредственно образовательную деятельность, взаимодействие с родителями, социумом.

Помимо этого, вариативная часть реализуется через занятия детей по интересам.

                                      УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                               СРЕДНЯЯ ГРУППА

Тематический план

п/п

Тема занятия

Количество занятий

в том числе

практическая деятельность

Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето»

1

1

Рисование «На яблоне поспели яблоки»

1

1

Рисование «Золотая осень»

1

1

Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»

1

1

Рисование «Красивые цветы»

1

1

Рисование «Сказочное дерево»

1

1

Рисование красками «Яички простые и золотые»

1

1

Декоративное рисование «Украшение фартука»

1

1

"Кисть рябинки, гроздь калинки"

1

1

Рисование по замыслу

1

1

Декоративное рисование «Украшение свитера»

1

1

«Маленький гномик»

1

1

Декоративное рисование «Хохлома»

1

1

«Кто в каком домике живет» («У кого какой домик»)

1

1

Рисование красками «Снегурочка»

1

1

«Новогодние поздравительные открытки»

1

1

«Наша нарядная елка»

1

1

«Маленькой елочке холодно зимой»

1

1

«Путаница-Перепутаница»

1

1

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

1

1

«Развесистое дерево»

1

1

«Украсим полосочку флажками»

1

1

«Девочка пляшет»

1

1

Декоративное рисование «Украсим кукле платьице»

1

1

«Самолеты летят сквозь облака»

1

1

Декоративное рисование «Укрась свои игрушки»

1

1

«Расцвели красивые цветы»

1

1

 «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок»

1

1

«Рыбки плавают в аквариуме»

1

1

«Сова»

1

1

«Сказочный домик-теремок»

1

1

«Мое любимое солнышко»

1

1

«Твоя любимая кукла»

1

1

«Дом, в котором ты живешь»

1

1

«Празднично украшенный дом»

1

1

«Салют»

1

1

«Нарисуй картинку про весну»

1

1

«Нарисуй какую хочешь картинку»

1

1

           ИТОГО:

38

Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы

В результате обучения на занятиях по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» формируется конечная система знаний.

К концу года дети должны знать:

  • особенности изобразительных материалов;
  • основные формы и величины предметов;
  • выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки.

иметь представления:

  • о декоративно – прикладном искусстве;
  • форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
  • об оттенках окружающих предметов и объектов природы; о том, как можно получить эти цвета.

должны уметь:

  • рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие;
  • располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами;
  • смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков;
  • правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений;
  • закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении; ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;
  • чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
  • получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш;
  • правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.

Способы проверки усвоения элементов содержания образовательной области

Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) с целью дальнейшего планирования работы.

Методика проведения обследования уровня усвоения детьми 4 - 5 лет программного материала по образовательному компоненту «Рисование»

Начало года

Задание 1.

Материалы: Краски, гуашь, карандаши, ½ альбомного листа, стаканчики под воду.

Содержание диагностического задания:

Предложить детям нарисовать рисунок на тему «На яблоне поспели яблоки».

Задание 2.

Материалы: Краски, карандаши, гуашь, стаканчики под воду, заготовки в форме свитера или платья.

Содержание диагностического задания:

Предложить детям расписать готовый образец (свитер, платье) по мотивам декоративно-прикладного искусства.

Конец года

Задание 1 «Нарисуй картину про весну»

Материалы: Краски, гуашь, карандаши, ½ альбомного листа, стаканчики под воду.

Содержание диагностического задания:

Предложить детям нарисовать пейзаж. Сначала выполнить рисунок в карандаше, а потом раскрасить красками.

Задание 2.

Материалы: Краски, карандаши, гуашь, стаканчики под воду, заготовки в форме свитера или платья.

Содержание диагностического задания:

Предложить детям расписать готовый образец (свитер, платье) по мотивам декоративно- прикладного искусства.

Оценка уровня усвоения программного материала

Высокий уровень (часто):

  • Правильно передает в рисунке: форму, строение предмета; расположение частей; соотношение частей по величине.
  • Использует сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа.
  • Умеет изображать несколько предметов и явлений, передавая несложный сюжет, путём создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
  • Владеет        умением        украшать        силуэты        игрушек        элементами        дымковской        и филимоновской росписи, создавать узоры, располагая их ритмично.

Средний уровень (иногда):

  • Допускает     ошибки        при   передаче   в   рисунке:  формы,  строения  предмета; расположении частей; соотношении частей по величине.
  • Использует цвет в создании рисунка.
  • Иногда не присутствуют элементы сюжета.
  • Рисунок содержит существенные и незначительные детали.
  • В рисунке появляются элементы композиции.
  • С помощью педагога украшает силуэты игрушек, допускает ошибки, называя элементы дымковской и филимоновской росписи.

Низкий уровень (крайне редко):

  • Не изображает единичные предметы.
  • Не передает характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.
  • Рисунок содержит существенные, но не содержит незначительные детали.
  • Крайне редко использует цвет в создании рисунка.
  • Элементы сюжета не прослеживаются.
  • Редко присутствуют элементы сюжета.
  • В рисунке редко появляются элементы композиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...