рабочая программа по ИЗО
рабочая программа (средняя группа)
Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4- 5 лет (средняя группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo.docx | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»
Утверждаю:
Старший воспитатель
__________ Н. Е. Савельева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Шаламова О С
Урай
2021 год
Содержание программы
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного к школе возраста
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребенка среднего, старшего и подготовительного к школе возраста
2.2. Региональный компонент
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников, специалистами и воспитателями М ДОУ
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с локальными документами
-Рабочей программой (далее Программа) «От рождения до школы», ГОС ДО.
Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4- 5 лет (средняя группа).
Здесь же обозначены технологии, которыми пользуется педагог ИЗО, проектируя воспитательно -образовательный процесс; дана психолого-педагогическая характеристика возраста; сформулированы цели и задачи в области рисования; определена процедура проведения педагогической диагностики по рисованию, необходимая для оценки индивидуального развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста. В Рабочей Программе представлены: комплексно – тематическое планирование по рисованию в средней, старшей и подготовительной групп, план взаимодействия со специалистами и воспитателями. Отражен региональный компонент взаимодействия с семьёй и социумом.
Указаны все необходимые условия для реализации Программы.
1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей программы:
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности .
Задачи:
- Развитие художественно-творческих способностей
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами.
- Ознакомление с универсальными средствами художественно-образной выразительности.
- Воспитание художественного вкуса, чувства гармонии, интереса к изобразительной деятельности.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы:
Программа построена с учетом специфики методики работы в разных возрастных группах и дидактических принципов:
- культуросообразности: построение эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.
- сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.
- систематичности и последовательности: постановка и /или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
- цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
- природ сообразности: учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- интеграции различных видов искусства, художественной деятельности и других образовательных областей.
- интереса: опора на интересы отдельных детей и детского сообщества в целом.
1.4. Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего, старшего и подготовительного возраста.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок знает разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство;
- называет основные выразительные средства;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;
- создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;
- использует в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с художественно-эстетическим направлением развития ребенка среднего, старшего и подготовительного к школе возраста
Приобщение к искусству:
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
Познакомить детей с профессией художника. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах. Учить различать жанры и виды изобразительного искусства: живопись (картина-репродукция), скульптура (лепка), архитектура (здание и сооружение). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Знакомить с произведениями народного искусства (изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
.
Изобразительная деятельность
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, аппликации.
Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Рисование.
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.
Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
2.2. Региональный компонент
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам, адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Вариативная часть обеспечивает реализацию национально-регионального компонента, формируется учреждение, отражая специфику и его социума.
Региональная составляющая области «Художественно-эстетическое развитие», в данном случае в рисовании, выражена в специфике изучения - декоративно-прикладного искусства народов, населяющих регион, их традиций и быта, знакомство с природой родного края. Региональный компонент реализуется через непосредственно образовательную деятельность, взаимодействие с родителями, социумом.
Помимо этого, вариативная часть реализуется через занятия детей по интересам.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество занятий | в том числе практическая деятельность |
Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето» | 1 | 1 | |
Рисование «На яблоне поспели яблоки» | 1 | 1 | |
Рисование «Золотая осень» | 1 | 1 | |
Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)» | 1 | 1 | |
Рисование «Красивые цветы» | 1 | 1 | |
Рисование «Сказочное дерево» | 1 | 1 | |
Рисование красками «Яички простые и золотые» | 1 | 1 | |
Декоративное рисование «Украшение фартука» | 1 | 1 | |
"Кисть рябинки, гроздь калинки" | 1 | 1 | |
Рисование по замыслу | 1 | 1 | |
Декоративное рисование «Украшение свитера» | 1 | 1 | |
«Маленький гномик» | 1 | 1 | |
Декоративное рисование «Хохлома» | 1 | 1 | |
«Кто в каком домике живет» («У кого какой домик») | 1 | 1 | |
Рисование красками «Снегурочка» | 1 | 1 | |
«Новогодние поздравительные открытки» | 1 | 1 | |
«Наша нарядная елка» | 1 | 1 | |
«Маленькой елочке холодно зимой» | 1 | 1 | |
«Путаница-Перепутаница» | 1 | 1 | |
«Как розовые яблоки, на ветках снегири» | 1 | 1 | |
«Развесистое дерево» | 1 | 1 | |
«Украсим полосочку флажками» | 1 | 1 | |
«Девочка пляшет» | 1 | 1 | |
Декоративное рисование «Украсим кукле платьице» | 1 | 1 | |
«Самолеты летят сквозь облака» | 1 | 1 | |
Декоративное рисование «Укрась свои игрушки» | 1 | 1 | |
«Расцвели красивые цветы» | 1 | 1 | |
«Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» | 1 | 1 | |
«Рыбки плавают в аквариуме» | 1 | 1 | |
«Сова» | 1 | 1 | |
«Сказочный домик-теремок» | 1 | 1 | |
«Мое любимое солнышко» | 1 | 1 | |
«Твоя любимая кукла» | 1 | 1 | |
«Дом, в котором ты живешь» | 1 | 1 | |
«Празднично украшенный дом» | 1 | 1 | |
«Салют» | 1 | 1 | |
«Нарисуй картинку про весну» | 1 | 1 | |
«Нарисуй какую хочешь картинку» | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 38 |
Планируемые результаты освоения воспитанниками рабочей программы
В результате обучения на занятиях по рисованию образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» формируется конечная система знаний.
К концу года дети должны знать:
- особенности изобразительных материалов;
- основные формы и величины предметов;
- выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки.
иметь представления:
- о декоративно – прикладном искусстве;
- форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.
- об оттенках окружающих предметов и объектов природы; о том, как можно получить эти цвета.
должны уметь:
- рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие;
- располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами;
- смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков;
- правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений;
- закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении; ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
- получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш;
- правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносить их по величине.
Способы проверки усвоения элементов содержания образовательной области
Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) с целью дальнейшего планирования работы.
Методика проведения обследования уровня усвоения детьми 4 - 5 лет программного материала по образовательному компоненту «Рисование»
Начало года
Задание 1.
Материалы: Краски, гуашь, карандаши, ½ альбомного листа, стаканчики под воду.
Содержание диагностического задания:
Предложить детям нарисовать рисунок на тему «На яблоне поспели яблоки».
Задание 2.
Материалы: Краски, карандаши, гуашь, стаканчики под воду, заготовки в форме свитера или платья.
Содержание диагностического задания:
Предложить детям расписать готовый образец (свитер, платье) по мотивам декоративно-прикладного искусства.
Конец года
Задание 1 «Нарисуй картину про весну»
Материалы: Краски, гуашь, карандаши, ½ альбомного листа, стаканчики под воду.
Содержание диагностического задания:
Предложить детям нарисовать пейзаж. Сначала выполнить рисунок в карандаше, а потом раскрасить красками.
Задание 2.
Материалы: Краски, карандаши, гуашь, стаканчики под воду, заготовки в форме свитера или платья.
Содержание диагностического задания:
Предложить детям расписать готовый образец (свитер, платье) по мотивам декоративно- прикладного искусства.
Оценка уровня усвоения программного материала
Высокий уровень (часто):
- Правильно передает в рисунке: форму, строение предмета; расположение частей; соотношение частей по величине.
- Использует сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа.
- Умеет изображать несколько предметов и явлений, передавая несложный сюжет, путём создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- Владеет умением украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи, создавать узоры, располагая их ритмично.
Средний уровень (иногда):
- Допускает ошибки при передаче в рисунке: формы, строения предмета; расположении частей; соотношении частей по величине.
- Использует цвет в создании рисунка.
- Иногда не присутствуют элементы сюжета.
- Рисунок содержит существенные и незначительные детали.
- В рисунке появляются элементы композиции.
- С помощью педагога украшает силуэты игрушек, допускает ошибки, называя элементы дымковской и филимоновской росписи.
Низкий уровень (крайне редко):
- Не изображает единичные предметы.
- Не передает характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.
- Рисунок содержит существенные, но не содержит незначительные детали.
- Крайне редко использует цвет в создании рисунка.
- Элементы сюжета не прослеживаются.
- Редко присутствуют элементы сюжета.
- В рисунке редко появляются элементы композиции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...