Кружок "Ромашка"
рабочая программа (средняя группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
в кружке познавательной направленности
«Ромашка»
Средняя группа
срок реализации 2023-2024 учебный год
время проведения
2 раза в месяц
вторник 15.50-16.10
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. А для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
Цель программы: формирование целостных преставление старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента.
Задачи:
- Формировать освоение экологических представлений.
- Накапливать опыт бережного отношения к природе.
- Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Научить конкретным способам исследования объектов природы, используя правила безопасности.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
- Игрушки (имитация животных)
- Картинки и фото с изображением животных, птиц, насекомых
- Видеоматериалы о животных
- Художественные произведения о животных (стихи, сказка, загадки и т.д.)
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
- - экскурсии, целевые прогулки;
- - наблюдения;
- - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- - проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- - чтение литературных произведений;
- - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- - загадывание загадок;
- - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- - организация продуктивной деятельности детей;
- - постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- - изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемые результаты
- У детей сформированы экологические представления.
- Ребенок знает правила бережного отношения к природе.
- Ребенок владеет способами и приемами сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Ребенок владеет конкретными способами исследования объектов природы, используя правила безопасности.
Критерии результативности
- У ребенка сформированы экологические представления.
- Знает правила бережного отношения к природе.
- Владеет способами и приемами сохранения и укрепления собственного здоровья.
- Ребенок владеет конкретными способами исследования объектов природы, используя правила безопасности.
Учебно-тематический план
Месяц | № занятия | Тема | Цели |
Сентябрь |
1
|
«Наш дом – природа»
| - Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.
|
2 |
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
| - Познакомить детей с понятием «юный эколог»; - на литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. | |
Октябрь |
1
|
«Учитесь жалеть и беречь!» Рисование на тему: «Как я помогал природе»
| Побудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду. |
2 |
«Почему бывают разные времена года»
|
- Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе.
| |
Ноябрь |
1
|
«Как люди помогают лесным обитателям» (беседа о труде лесника)
|
-Сформировать представление о леснике и его природоохранительной деятельности. - Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
|
2
|
«Что такое заповедник»
|
- Познакомить детей с заповедниками нашей страны. -Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе. | |
Декабрь |
1
|
«Лес – многоэтажный дом»
| - Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. - Уточнить: лес как пример сообщества.
|
2 |
«Кто главный в нашем лесу?» (изготовление плакатов «Сохраним елку-красавицу наших лесов»)
|
-Познакомить с жанром плаката. -Учить детей отличать хорошие поступки от иных. -Учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. | |
Январь |
1
|
«Круговорот воды в природе»
| - Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). -Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты. -Замораживание цветных льдинок. -Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. -Наблюдение за снегом, изморозью.
|
2 |
«Что мы знаем о воздухе?»
| -Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. - Опыты по выявлению свойств воздуха.
| |
Февраль |
1
|
«Зимовка диких и домашних животных»
| - Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных. - Уточнить признаки домашних и диких животных. -Уточнить роль человека в жизни домашних животных.
|
2 |
«Красная книга» | -Прививать бережное отношение к растениям и животным. - Повторить правила поведения в природе.
| |
Март |
1
|
«Земля – живая планета»
| - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. -Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе.
|
2 |
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | -Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. -Объяснить необходимость создания соответствующих условий близких к природным.
| |
Апрель |
1
|
«Знакомим детей с почвой»
| - Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». -Загрязнение почвы, возможные последствия. - Необходимость охраны почвы.
|
2 |
«Поможем дождевому червю найти дом» |
-Закрепить знания: почва как верхний слой земли. -уточнить, обитатели почвы (на примере дождевых червей), их роль в формировании почвы. -Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.
| |
Май |
1
|
«Планета Земля в опасности»
| - Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. -Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.
|
2
|
«Зеленая аптека». Правила сбора лекарственных растений. | - Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях. - Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений. |
Литература:
- Т.М.Бондаренко "Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет"
- Н.А.Рыжова "Наш дом - природа"
- И.Белавина, Н.Найденская "Планета - наш дом"
- Л.Н.Прохорова "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"
- Л.В.Ковинько "Секреты природы - это так интересно"