Кружок "Ромашка"
рабочая программа (средняя группа)

Татьяна Анатольевна Баран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

в кружке познавательной направленности

«Ромашка»

Средняя группа

срок реализации 2023-2024 учебный год

 

время проведения

2 раза в месяц

вторник 15.50-16.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.  А для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

Цель программы: формирование целостных преставление старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента.

Задачи:

  • Формировать освоение экологических представлений.
  • Накапливать опыт бережного отношения к природе.
  • Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
  • Научить конкретным способам исследования объектов природы, используя правила безопасности.

 

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

  • Игрушки (имитация животных)
  • Картинки и фото с изображением животных, птиц, насекомых
  • Видеоматериалы о животных
  • Художественные произведения о животных (стихи, сказка, загадки и т.д.)

Методы, используемые для реализации работы кружка:

Наглядные методы:

  • - экскурсии, целевые прогулки;
  • - наблюдения;
  • - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • - проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • - чтение литературных произведений;
  • - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • - загадывание загадок;
  • - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

  • - организация продуктивной деятельности детей;
  • - постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • - изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты

  • У детей сформированы экологические представления.
  • Ребенок знает правила бережного отношения к природе.
  • Ребенок владеет способами и приемами сохранения и укрепления собственного здоровья.
  • Ребенок владеет конкретными способами исследования объектов природы, используя правила безопасности.

Критерии результативности

  1. У ребенка сформированы экологические представления.
  2. Знает правила бережного отношения к природе.
  3. Владеет способами и приемами сохранения и укрепления собственного здоровья.
  4. Ребенок владеет конкретными способами исследования объектов природы, используя правила безопасности.

 

                            Учебно-тематический план

Месяц

№ занятия

Тема

Цели

Сентябрь

 

 

 

       1

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наш дом – природа»

 

 

 

 

 

 

 

 

- Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

 

 

- Познакомить детей с понятием «юный эколог»;

- на литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе.

Октябрь

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Учитесь жалеть и беречь!»

Рисование на тему: «Как я помогал природе»

 

 

 

 

 

 

 

Побудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду.

 

 

 

 

       2

 

 

 

«Почему бывают разные времена года»

 

 

 

 

 

 

- Солнце – источник света и тепла.

- Смена времен года.

- Сезонные изменения в природе.

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как люди помогают лесным обитателям» (беседа о труде лесника)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сформировать представление о леснике и его природоохранительной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что такое заповедник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Познакомить детей с заповедниками нашей страны.

-Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Декабрь

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лес – многоэтажный дом»

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга.

- Уточнить: лес как пример сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кто главный в нашем лесу?» (изготовление плакатов «Сохраним елку-красавицу наших лесов»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Познакомить с жанром плаката.

-Учить детей отличать хорошие поступки от иных.

-Учить создавать  плакаты на тему бережного отношения к ели.

Январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Круговорот воды в природе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара.

- Уточнить состояние воды (жидкое, твердое  в виде льда и снега, газообразное в виде пара).

-Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты.

-Замораживание цветных льдинок.

-Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. -Наблюдение за снегом, изморозью.

 

 

 

     

 

 

 

        2

 

 

 

 

 

«Что мы знаем о воздухе?»

 

 

 

 

 

 

 

-Систематизировать знания о свойствах воздуха.

- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

 - Опыты по выявлению свойств воздуха.

 

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Зимовка диких и домашних животных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных.

- Уточнить признаки домашних и диких животных.

-Уточнить роль человека в жизни домашних животных.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

«Красная книга»

-Прививать бережное отношение к растениям и животным.

-  Повторить правила поведения в природе.

 

 

Март

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Земля – живая планета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.

-Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

-Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

-Объяснить необходимость создания соответствующих условий близких к природным.

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Знакомим детей с почвой»

 

 

 

 

 

 

 

- Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».

-Загрязнение почвы, возможные последствия.

- Необходимость охраны почвы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

«Поможем дождевому червю найти дом»

 

 

-Закрепить знания: почва как верхний слой земли.

-уточнить, обитатели почвы (на примере дождевых червей), их роль в формировании почвы.

-Формировать представление детей о том, что вредных животных в природе нет, все животные необходимы.

 

Май

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Планета Земля в опасности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли.

-Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

«Зеленая аптека». Правила сбора лекарственных растений.

- Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях.

- Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Т.М.Бондаренко "Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет"
  2. Н.А.Рыжова "Наш дом - природа"
  3. И.Белавина, Н.Найденская "Планета - наш дом"
  4. Л.Н.Прохорова "Организация экспериментальной деятельности  дошкольников"
  5. Л.В.Ковинько "Секреты природы - это так интересно"