Консультация для родителей «Игры на развитие внимания и памяти у детей с ЗПР»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Пчелина Татьяна Николаевна

В консультации предлагается подборка игр на развитие внимания и памяти у детей с ОВЗ 7 вида.Кратко описываются особенности формирования внимания и памяти детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Игры на развитие внимания и памяти у детей с ЗПР»https://static.wow2print.com/storage/445/content/blog/12048498475f194f3365f772.31137325.jpg

 Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития является дидактическая игра, то есть игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. * Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом. От родителей требуется одно - запомнить, что игра - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка.

Развивающие игры на внимание и память 

Внимание Особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объѐм, концентрация, избирательность и распределение. Для этих детей характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.

Предлагаем Вам, следующие игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях, для развития внимания вашего ребенка.

ВНИМАНИЕ

«Что изменилось?» Цель: развивать произвольное внимание. На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось? «Четвертый лишний». Цель: развивать концентрацию, распределение внимания. Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: огурец, тыква, яблоко и морковь). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

 «Нарисуй». Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого. Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой). А также вы можете дома заниматься с ребенком: - раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу; - выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу; - играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Память Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема памяти и снижение ее прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Предлагаем для Вас несколько игр и упражнений для занятий в домашних условиях, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.

«Узнай предмет»

Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Ребенку  завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

«Чудесный мешочек»  Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри

«Картинки». Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную). Инструкция: Сейчас я буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы, которые запомнили. Порядок значения не имеет.

«Повторяй за мной». Цель: развивать зрительную память, последовательность действий. Взрослый показывает сначала одно движение, например, руки вверх. Ребѐнок повторяет за ним. Затем к нему добавляется второе упражнение – хлопок. Ребенок делает всѐ точь-в-точь. После чего родитель может добавить прыжок. Получается следующая последовательность: руки вверх, хлопок, прыжок. Очередное движение добавляется до тех пор, пока ребѐнок не начнѐт ошибаться. Повторять игру с начала можно несколько раз, придумывая новые интересные упражнения. Для усложнения занятия используйте инвентарь, например, мяч.

 «Супермаркет». Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности. Взрослый предлагает поиграть в магазин. Он отправляет ребенка за покупками и просит его запомнить все, что нужно купить. Начинать можно с двух предметов, увеличивая их количество до 4-5.

«Кто больше знает?»  Цель: развитие слуховой краткосрочной памяти, внимания, наблюдательности.

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.

 «Вкус  и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи?

 «Съедобное – несъедобное». Цель: развитие внимания, памяти, координации движений. Материал: мяч. Ребенок ловит мяч, если взрослый, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. п.

«Загадки». Цель: развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления. Ребёнок загадывает слово. Взрослый задаёт серию наводящих вопросов:

1.-Это живое или не живое?

2.-Где его (это) можно встретить?

Живое: Какой по цвету? Величине? Чем покрыто тело? Хищное? Травоядное? Что умеет делать?  И т.д.

Неживое: Для чего нужен?  Из чего сделан? Какие есть части? И т.д.

(**Первые два вопроса – самые главные).

Обычно эта игра очень увлекает детей и они вскоре, усвоив, последовательность вопросов, сами  активно разгадывают загадки взрослых.

«Найди игрушку». Цель: развитие устойчивости и объема внимания. Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате. Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее. Дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он маленький». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: «Он несъедобный, но им можно играть». Оля отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=01bc6dd4aabef1d53976fe54b285efd9_l-9181181-images-thumbs&n=13

 Чтобы появился устойчивый результат от игр, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься и играть, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок. Любую игру старайтесь адаптировать для своего ребенка, наблюдайте за его возможностями и не требуйте большего, постепенно можно усложнять каждые виды игр. А самое главное, любые игровые взаимоотношения ребенка с родителями сближают, помогают установить контакт.

Ребенку будет намного легче и проще преодолевать все трудности, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости к своему ребенку. Ваши дети, требуют особой помощи от взрослых, и Ваша задача обеспечить им наиболее полноценное развитие, как в детском саду, так и дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти"

Консультация: "Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти"...

Памятка для родителей "Игры на развитие внимания и памяти"

Родители познакомятся с играми на развитие внимания и памяти, в которые они смогут поиграть с детьми дома[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16160240","attributes":{"alt":"","class":"me...

Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей " Игры на развитие внимания для детей 4-5 лет"

В консультации подобраны игры для развития внимания и памяти детей 4-5 лет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное...