Доклад на тему: "Выявление одарённости и формы работы с одарёнными детьми"
материал
Доклад на тему: "Выявление одарённости и формы работы с одарёнными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gmo.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого –
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать…
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу – наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся
из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и
лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал
обильный плод. (В. А. Сухомлинский).
Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития
способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок
обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности,
творчества.
Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а
также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований
взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать
усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же
время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети
отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не
принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки
одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой
ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а
создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего
труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в
количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше
улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в
тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они
редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации,
жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка
нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную
информацию.
Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас,
сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения
ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному
ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари,
энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать
их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,
требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных
детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к
чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные
цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время
малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем
усилиям взрослых.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.
При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием
принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им
навязывают готовый ответ.
По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто
демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение.
Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли
раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния.
Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве
своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам.
Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются
неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма
критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не
следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости.
Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать
окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению,
закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.
Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые
похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка
может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не
заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не
поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии
и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее
к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их
ребенка характерно следующее:
- он очень любознателен;
- любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
- его речь очень развита, большой словарный запас;
- во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда
воспринимает уже готовый родительский ответ;
- настойчив в достижении поставленной цели;
- у него повышенные математические способности в сфере
вычисления и логики;
- может концентрировать внимание на интересующем предмете или
задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или
наскучило;
- обладает богатой фантазией и воображением;
- рано определяет свое призвание, реально оценивает свои
возможности, особенности характера;
- его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру
слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая
взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у
ребенка.
И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно
реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным,
пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все».
Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они
отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не
приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям
Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть
одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании
сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко
распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское
открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное
ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не
обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой
важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.
Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка,
тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям
как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым
слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для
него примером и подражанием во всем.
И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и
манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику
человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми
прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно
реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития
заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения
исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью
смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в
это зеркало, то в ответ можно будет увидеть любовь.
Советы родителям одаренных детей:
- поймите ребенка и осознайте его уникальность;
- помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
- поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым
делом;
- учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
- спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
- не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
- создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
- учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично
обращайтесь с ним;
- считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего
ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет – деловая игра по теме «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении».
Осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в...
«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)
Методы выявления и диагностики одаренностиПрименительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.В тех случаях, когда задача ставится ...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Инновационные формы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста находятся в стадии развития. Но мы считаем, что их необходимо использовать для увеличения возможностей раскрытия талантов воспитанни...
Деловая игра по теме Формы работы с одарёнными детьми в ДОУ
Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития \одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в воспи...
Педагогический совет «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»
laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...
Педагогический совет №2 ««Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»»
laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...