Доклад на тему: "Выявление одарённости и формы работы с одарёнными детьми"
материал

Доклад на тему: "Выявление одарённости  и формы работы с одарёнными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_gmo.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Нет волшебства, нет чуда никакого,

                                                                   Искусство начинается с простого –

                                                                   К душе ребенка ключик подобрать,

                                                                   Чтоб смог он целый мир разрисовать…

                                                                   Увидеть синеву в глазах небес,

                                                                   Платком акриловым укутать зимний лес,

                                                                   Смотреть на радугу – наследницу дождя

                                                                   И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

    Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся

из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и

лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал

обильный плод. (В. А. Сухомлинский).

    Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития

способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок

обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности,

творчества.

    Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а

также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований

взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать

усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же

время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети

отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не

принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки

одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой

ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а

создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего

труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в

количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше

улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в

тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они

редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации,

жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка

нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную

информацию.

    Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас,

сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения

ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному

ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари,

энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать

их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры,

требующие активизации умственных способностей. У некоторых одаренных

детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к

чтению. Один мальчик в 6-летнем возрасте в уме перемножал трехзначные

цифры быстрее, чем взрослый с помощью карандаша и бумаги. В то же время

малыш не проявлял никакого интереса к чтению и упрямо сопротивлялся всем

усилиям взрослых.

    Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.

При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием

принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им

навязывают готовый ответ.

      По отношению к детям с различными проявлениями одаренности часто

демонстрируется или восхищение, или, наоборот, настороженное поведение.

Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли

раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния.

Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве

своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам.

Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются

неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма

критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не

следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости.

Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать

окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению,

закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

    Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.

Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые

похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка

может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не

заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не

поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии

и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее

к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их

ребенка характерно следующее:

  • он очень любознателен;
  • любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
  • его речь очень развита, большой словарный запас;
  • во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда

          воспринимает уже готовый родительский ответ;

  • настойчив в достижении поставленной цели;
  • у него повышенные математические способности в сфере

          вычисления и логики;

  • может концентрировать внимание на интересующем предмете или

          задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или

          наскучило;

  • обладает богатой фантазией и воображением;
  • рано определяет свое призвание, реально оценивает свои

          возможности, особенности характера;

  • его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру

          слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая

          взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у

          ребенка.

      И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно

реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность.

     Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным,

пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком, - таким, как все».

Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» - они

отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не

приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям

     Действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть

одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании

сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы широко

распространенные стереотипы, порой разделяемые и родителями. Родительское

открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное

ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не

обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой

важной для растущего человека связи – связи между родителями и детьми.

     Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка,

тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям

как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым

слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для

него примером и подражанием во всем.

     И.П. Павлов писал: «Дети очень тонко перенимают не только привычки и

манеры взрослых, но и их эмоции». Дети чувствуют интонацию, мелодику

человеческой речи. Ласковый разговор в сочетании с добрыми

прикосновениями часто вызывает улыбку. Ласка, доброжелательно

реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития

заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения

исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью

смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в

это зеркало, то в ответ можно будет увидеть любовь.

                       Советы родителям одаренных детей:

  • поймите ребенка и осознайте его уникальность;
  • помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
  • поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым

          делом;

  • учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
  • спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
  • не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
  • создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
  • учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично

          обращайтесь с ним;

  • считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего

          ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет – деловая игра по теме «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении».

Осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития  одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в...

«Формы работы с одарёнными детьми. Диагностика выявления одаренности» (выступление на педагогическом совете)

Методы выявления и диагностики одаренностиПрименительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований.В тех случаях, когда задача ставится ...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Инновационные формы работы с одарёнными детьми дошкольного возраста находятся в стадии развития. Но мы считаем, что их необходимо использовать для увеличения возможностей раскрытия талантов воспитанни...

Деловая игра по теме Формы работы с одарёнными детьми в ДОУ

Цель: осмысление участниками принципов работы с одарёнными детьми, выявить педагогические основы и эффективные методы развития \одаренных детей, грамотное построение выбора форм и методов в воспи...

Педагогический совет «Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»

laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...

Педагогический совет №2 ««Формы работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении»»

laquo;Одаренность человека-это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за ним, сделать его благороднее,чтобы он выр...