Выступление на консультации для педагогов 24
материал

Тимошина Елена Александровна

Значение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_31.10_1.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Родниковская

средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение 49

Выступление

на консультации для педагогов по теме:

«Значение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств»

Подготовил: воспитатель,

высшей квалификационной категории

Тимошина Е.А.

2024

«Значение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств»

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств.

В воспитательной работе используются русские народные пословицы и поговорки, в которых особое внимание уделяется теме любви к Родине. Это понятие сравнивается с дорогим именем матери: «Родная земля — мать, чужая — мачеха», «Родина и мать — родные сестры», «Без любимой Родины и солнце не греет», «И кости по Родине плачут», «Родное гнездо и птица не забывает».

Можно предложить детям игры-соревнования «Кто больше знает пословиц о труде, либо Родине, либо матери», дидактические упражнения «Я начинаю (пословицу), а ты закончи».

В дошкольном возрасте дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками, начинается анализ причинно-следственных зависимостей в сфере социальных отношений.

Можно спросить у детей: «Почему герою помогают птички, рыбки?» (Потому что он их пожалел, помог им.) Так ребенок знакомится с первыми закономерностями в мире поступков (используется принцип: «Как аукнется — так и откликнется»).

Посредством русских народных сказок познакомить детей с жизнью народа в прошлом, рассказать о мужестве русского народа, о его храбрости и находчивости, о тяжелой жизни людей в давние времена.

В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость, грубость.

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки.

Необходимо проводить праздники, развлечения, конкурсы. В подготовительной группе можно провести музыкальнотематическое занятие «Ты цвети, мой край родной». Вместе с музыкальным руководителем разучить песни, стихи, танцы.

На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка — способ познания окружающего. Вместе с детьми разучить русские народные игры: «Жмурки», «Краски», «Уголки», Горелки», «Петушиный бой», «Молчанка» и другие.

Опыт работы с детьми показывает, что народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

В работу с дошкольниками можно клочить сюжетно-ролевые игры: «Хлеборобы», «Рыбаки», «Экскурсии по станице». Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю и играют большую роль в формировании интернациональных чувств.

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у. детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. Искусство побуждает первые яркие образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

В группе можно создать богатую разностороннюю развивающую среду, что дает ребенку возможность проявить себя. Изготовить и подобрать дидактические развивающие игры: папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей. Создать условия для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластилин, краски, карандаши и т. д.) и нетрадиционный (акварель + восковые мелки, свеча; черно-белый и цветной граттаж; кляксография с трубочкой, с ниточкой; набрызг; пластилинография; тычок; акварельные мелки, сангина) изобразительный материал для творчества. Сделать в ИЗО-уголке доступным детям различный иллюстрированный материал по темам: «Гжель», «Дымка», «Хохлома» и т. д. Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности можно изготовить кукол: королева Кисточка, карандаш Незнайка, девочка Неумейка.

В работе с детьми по народно-прикладному искусству используются такие формы работы, как беседы, тематические занятия, дидактические игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки, выставки детских работ, рассматривание иллюстраций альбомов, открыток, изделий народного искусства. Но основной формой нравственно-патриотического воспитания детей в группе являются тематические занятия. Тематика таких занятий направлена на воспитание чувства любви к родному краю, Родине, чувства гордости за свою страну, интереса к декоративно-прикладному искусству. Можно провести занятия: «Русская матрешка», «Город мастеров», «Золотая хохлома» и другие. Занятия проходят в виде путешествий, экскурсий, превращений. Увлекательно провести тему «Кукла-барышня», где дети не только узнают о куклах разных народов и откуда кукла появилась, но и изготовят свои куклы (кукла-оберег, куколка-желанница, кукла-рукодельница, кукла-рукомесленник, кукла-помощница и другие). Вместе с детьми организовать в группе коллекцию кукол: резиновые, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, тряпичные и другие.

При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства, с предметами, связанными с темами «Родной край», «Россия», обращать внимание на материал, фактуру, форму, орнамент и узор, который используется для украшения. Так, проводя подготовку к развлечению «На ярмарке», предложить детям украсить группу изображением предметов русского народного творчества.

Итогом всей работы служат выставки детских работ, создание альбомов, участие в развлечениях, досугах, праздниках, ярмарках.

Следует вовлекать родителей в проведение совместных мероприятий, результат которых радует детей, вызывает у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали» или «Это мы вместе смастерили». Ведь воспитание любви к Отечеству выстраивается от любви к своим родным, дому, детскому саду, улице, станице, краю, к родной стране. Информацию по данной теме родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, информационных уголках. На родительском собрании по теме «Русское народное творчество и развитие способностей детей» целесообразно познакомить родителей с тем, чему учат детей в группе, объяснить значение народного творчества в воспитании патриотических чувств дошкольников. Организовать видеоэкскурсию для родителей, провести круглый стол: «Художники о родном крае», консультации по темам «Учить понимать прекрасное», «Любить свое прошлое». Оформить папки-передвижки: «Золотая хохлома», «Русские народные игрушки», «Русский народный костюм». С привлечением родителей создать мини-музеи разной тематики, организовать выставки семейных коллекций.

Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие — залог успеха всей такой трудной, но такой необходимой работы.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным городом (селом), родным краем, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов."Психологический настрой перед публичным выступлением"

Психологический настрой перед публичным выступлением(проведением родительского собрания, чтением лекции, консультации, открытого  занятия)...

Консультация для педагогов"Публичное выступление как ресурс профессионального развития педагогов"

Консультация для педагогов:"Публичное выступление  как ресурс профессионального развития педагогов"...

Консультация для педагогов "Рациональная двигательная активность" (выступление на педсовете)

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. В консультации рассма...

Консультация для педагогов: «Секреты уверенного выступления перед публикой. Практические советы».

Несколько практических советов для того чтобы снять тревожность и напряжение педагогов перед выступлением или открытым занятием....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ: «ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

   Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В культуре русского народа всегда особое место занимала игрушка. Сегодня возрождае...

Консультация для педагогов по нетрадиционному рисованию. Выступление на педагогическом совете.

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Об...