План по самообразованию за 2022-2025 учебный год
материал (старшая группа)
Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка.Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию за 2022-2025 учебный год.
Воспитатель Пенкова Лариса Дмитриевна
«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Актуальность темы
Выбирая тему для самообразования, я руководствовалась тем, что человек должен быть всесторонне развитой личностью. И развитие это надо начинать с детства, со знакомства с произведениями художественной литературы. В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…». Для готовности современного ребенка к жизни требуется систематическое прививание детям любви к художественному слову. Нужно развивать в детях уважение к книге, стремиться воспитать и развить в них грамотного и чуткого читателя. Человек, который не читает, останавливается в своем развитии, перестает совершенствовать свое внимание, память, воображение, интеллект и образное мышление. Он не пользуется опытом своих предшественников и не усваивает его. Не читающий человек не учится сопоставлять, анализировать, думать и делать выводы.
Самая главная, на мой взгляд, ценность чтения художественной литературы заключается в том, что с ее помощью любой взрослый имеет возможность легко и беспрепятственно установить прочный эмоциональный контакт с ребенком. Именно это не понимает большая часть родителей, и не практикует семейное чтение, а предпочитает потратить свое время и время своего ребенка на просмотр телепередач и компьютерные игры.
Цель: осуществлять развитие детей в разных видах совместной и самостоятельной деятельности на основе фольклорных и литературных текстов.
Задачи:
- создать условия для художественно – эстетического, речевого,
познавательного развития через пополнение предметно – развивающей среды;
- вызывать и поддерживать интерес к художественной литературе и книге у детей;
- обогащать читательский опыт детей за счет знакомства с произведениями
различных жанров;
- развивать речевую деятельность детей на основе литературных текстов:
пересказ близко к тексту, выразительное рассказывание стихотворений;
- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных
произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности;
- приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной
литературой в семье, к совместной работе в этом направлении.
Формы и методы:
- наглядный: демонстрация картин и иллюстраций к художественным произведениям, показ способов действия;
- словесный: беседы, пересказ, ответы на вопросы, чтение, заучивание;
- игровой: игры-драматизации, инсценировки, дидактические, пальчиковые и словесные игры;
- практический: художественная деятельность по изученным литературным произведениям, создание книжек-малышек, организация выставок.
Работа с детьми
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. | Ежедневный вечер чтения. |
2.Чтение произведений К. И.Чуковского | Выставка рисунков по сказкам К.И Чуковского |
3. .Знакомство с зарубежной литературой: чтение и пересказ сказки Ш. Перро «Золушка». | Выставка иллюстраций по сказке. |
4.Чтение и рас-е иллюстраций к рус. нар. сказкам. | Выставка иллюстраций по русским народным сказкам |
5. .Загадки по темам «Транспорт» и «Весна» | |
6.Чтение загадок, скороговорок и считалок. | Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?» |
7.Драматизация русской народной сказки «Теремок». | Показ мини-театра |
8.Чтение любимых стихотворений. | Развлечение «Расскажи стихи руками» |
9.Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений. | Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». |
10.Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. | Вечер памяти. |
Работа с родителями
1.Консультация «Насколько важно читать ребёнку» | Информация в уголке для любознательных родителей. |
2.Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. | Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья». |
3.Рекомендации: «Как организовать уголок книголюба дома» | Консультации для родителей |
4.Рекомендации: «Рецепты составления домашней библиотеки» | Консультации для родителей |
5.Беседа: «Книги, которые вы читаете дома». | Консультации для родителей |
6.Рекомендации : «Что рассказать детям о Великой Отечественной войне» | Консультации для родителей |
7. Рекомендации по чтению зарубежной литературы | Консультации для родителей |
2023-2024 год
ЦЕЛЬ:
развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
ЗАДАЧИ:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУДБТАТ:
дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
Раздел | Сроки | Содержание работы |
| ||
Изучение методичес- кой литературы | Сентябрь - май | 1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. 2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972. 5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. 6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. | |||
Работа с детьми | Сентябрь - май | .Проведение тематических бесед. «Книги разные нужны – книги разные важны»« У моих книг есть свой дом»«Важность книги в жизни человека» «Какие бывают книги?» «Что есть в библиотеке» «Мои любимые сказки» «Чем отличаются добрые и злые герои сказок» «Почему нужно беречь книги?» | |||
Сентябрь | Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за книгами. | ||||
в течение всего года | Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад» | ||||
В течение всего года, в ходе разнообразных НОД и в режимных моментах | .Проведение словесных дидактических игр по развитию речи« Как правильно?» «Объясни слово» «Вспомните, кто говорил волшебные фразы» Угадай, где проза, где стихотворение где загадкагдепословица, где считалочка» | ||||
в течение всего года | Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов связанных с природой и животными « Где обедал воробей?» « Угадай из какой сказки животное» « Необычное животное» | ||||
в течение всего года | Слушание и пересказ сказок. | ||||
в течение всего года | Придумывание продолжения к известной сказке или другой конец сказки. | ||||
Декабрь | Новогодний утренник по сказке «Снежная королева» | ||||
Февраль –март -апрель | Разыгрывание сказокс помощью инсценировки разнообразных видов театра. « Заюшкина избушка» «Лисичка – сестричка и серый волк» «Три поросенка» | ||||
Ноябрь | Литературная викторина «Угадай сказку» | ||||
Октябрь | театр теней «Гуси-лебеди». | ||||
Апредб | НОД «Мой любимый сказочный герой»; | ||||
Январь | Литературный концерт (чтение детьми стихотворений); | ||||
Май | НОД «Обложка для книги сказок»; | ||||
в течение всего года | Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов | ||||
в течение всего года | Творческая самостоятельная деятельность детей в свободное время с использованием читательского опыта. | ||||
Апрель | . Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки | ||||
в течение всего года | Заучивание потешек, загадок… | ||||
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование « Организация домашнего чтения в семье» | |||
Октябрь | Пополнение библиотеки группы. | ||||
в течение всего года | Информирование родителей о том, какие произведения входят в круг чтения данного возраста. | ||||
Ноябрь - декабрь | Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий – как организовывать домашнее чтение. Консультации:«Сказка в жизни ребенка» «как и когда рассказывать сказки»« О чем и как беседовать с ребенком о прочитанном» «Личная библиотека вашего ребенка» | ||||
в течение всего года | Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на конкретные важные для той или иной семьи. |
2024-2025 учебный год
Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.
Задачи:
- повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
- продолжать знакомить детей с творчеством и биографией писателей;
- учить детей определять жанр произведений;
- сформировать интерес детей библиотеке;
- воспитывать бережное отношение детей к книгам;
- способствовать развитию памяти, речи, внимания;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды ( театральный уголок, уголок чтения).
Методы и приёмы:
- Словесные: чтение, рассказывание, пересказ текста детьми, беседы.
- Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций.
- Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.
Этапы работы:
1 этап – теоретический:
- определение темы;
- определение цели и задач.
2 этап – подготовительный:
- составление перспективного плана мероприятий;
- подбор художественной литературы для непосредственно образовательной деятельности с детьми;
- создание предметно развивающей среды.
3 этап – основной:
- НОД;
- литературные викторины;
- вечера загадок;
- театрализованная деятельность;
- организация выставок детского творчества;
- прослушивание аудио сказок;
- заучивание стихотворений, загадок, считалок.
Изучение методической литературы
Сентябрь - май
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и
рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012
2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе».
Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок
и книга»: СПб.: 2017
4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей».
М., «Педагогика», 2016
5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение»,
2009
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой».
– М., 2013
7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые
упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.
8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -
М.: Просвещение, 2004 - 255 с.
9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное
воспитание - 2005 - N 1 - с. 18-23.
10. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2008. -176с.
Перспективный план по самообразованию
Сентябрь
Поэты осени
- Организация книжного уголка, работа в уголке.
- Оформление выставки книг «Поэты осени» И. Бунин, А. Фет, С. Есенин, Ф. Тютчев – чтение.
- Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», Е. Трутневой «Осень». ( см. Затулина с.10, с.33)
- Рассказывание по картине И. Левитана «Осень золотая». (см. Затулина с.39)
- Отгадывание загадок об осени.
- Домашнее задание для детей и родителей: выучить понравившееся стихотворение про осень.
- Подготовка к осеннему празднику, разучивание стихотворений и песен про осень.
- Творческая деятельность – оформление выставки «Краски Осени»
- Оформление папки-передвижки для родителей «Традиции семейного чтения».
Октябрь
Великий русский баснописец И.А. Крылов
- Знакомство с биографией и произведениями автора – закреплять представления детей о жанровых особенностях басен, их отличиях от сказок и стихотворений.
- Оформление выставки книг автора.
- Знакомство с баснями : «Квартет», « Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак».
- Рассматривание иллюстраций к басням.
- Творческая совместная деятельность детей и родителей «Герои басен»
- Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать?»
Ноябрь
С.Я. Маршак
- Знакомство с автором, его произведениями.
- Выставка книг С.Я. Маршака в книжном уголке.
- Чтение произведений «Двенадцать месяцев», «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей?», «Пожар», «Кем быть?», «Кошкин дом».
- Д/и «Из какого произведения сюжет» - обобщать знания детей о творчестве писателя С.Я. Маршака.
- Игра-драматизация «Кошкин дом».
- Творческая деятельность : изготовление книжки-малышки «Кошкин дом», развивать творческую фантазию, воображение.
- Консультация для родителей «Роль книги в развитии ребёнка»
Декабрь
Зарубежные писатели детям. Г.Х. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро.
- Рассказ о великих сказочниках.
- Выставка книг в книжном уголке.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Чтение и прослушивание аудио произведений «Русалочка», «Огниво», «Бременские музыканты», «Храбрый портной», «Госпожа Метелица»
- Творческая деятельность: рисование «Любимые герои сказок» (см. Лыкова с.182), аппликация «Подводное Царство».
- Выставка детских работ.
- Оформление папки-передвижки «Роль сказки в развитии ребёнка».
Январь
«Сказка в гости к нам идёт, чудеса с собой ведёт! »
- Беседа с детьми на расширение понимания народная сказка, сформировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые.
- Выставка книг в книжном уголке.
- Чтение сказок и прослушивание аудио сказок.
- Д/и «В гостях у сказки», «Подбери правильно атрибуты любимых героев»
- Игры в кукольный и настольный театр, придумывание и разыгрывание придуманных сказок и историй.
- С/и «Библиотека», «Книжная мастерская»
- Творческая деятельность:
1.Лепка из природного материала «Там ступа с бабою Ягой идёт бредёт сама собой»;
2.Рисование «Избушка на курьих ножках» ( см. Лыкова с.174, с.168).
- Совместная деятельность детей и родителей «Герои любимых сказок».
- Выставка детских работ.
- Акция «Подари книгу в библиотеку группы!»
Февраль
Е. Пермяк
- Знакомство с творчеством и биографией автора.
- Оформление выставки книг в книжном уголке.
- Чтение произведений «Торопливый ножик», «Пичугин мост», «Птичьи домики», «Чужая калитка», «Волшебные краски», «Первая рыбка», «Про нос и язык», «Дедушкины очки», «Знакомые следы» - учить детей оценивать характер и поступки героев.
- Рассматривание иллюстраций к рассказам автора.
- Литературная викторина по рассказам Е. Пермяка.
- Знакомство детей с пословицами о труде.
- Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы».
Март
Волшебный мир сказок В. Сутеева
- Знакомство с биографией и творчеством автора, как писателя, художника-иллюстратора, мультипликатора.
- Выставка книг в книжном уголке.
- Чтение произведений В. Сутеева: «Две сказки про карандаш и краски», «Забавные истории», «Разные колёса» и др. Учить детей оценивать характеры и поступки героев.
- Рассматривание иллюстраций в книгах В. Сутеева.
- Творческая деятельность: рисование «Иллюстрация к сказке «Под грибом»»; конструирование из природного материала «Кораблик».
- Д/и «Собери картинку», «Узнай и назови сказку по отрывку из произведения».
- Просмотр мультфильмов: «Палочка – выручалочка»; «Мешок яблок», «Кот рыболов» - дать представления о том, что В. Сутеевым написаны сценарии мультфильмов, как режиссёром-мультипликатором.
- Привлечь родителей к оформлению выставки книг.
- Оформление папки-передвижки для родителей «Чтобы ребёнок стал читайкой ».
Апрель
С. Михалков
- Знакомство с творчеством и биографией автора.
- Оформление выставки книг в книжном уголке.
- Чтение произведений : «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Про мимозу», «Прививка», «Трезор» и др. – учить детей оценивать характер и поступки героев, понимать юмор.
- Заучивание отрывка из стихотворения, учить выразительно его читать.
- Творческое рассказывание «Мой любимый герой из книг С. Михалкова – учить составлять творческий рассказ, используя сложные предложения.
- Рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина.
- Творческая деятельность: рисование «Мой любимый герой из стихотворений С. Михалкова».
- Д/и «Четвёртый лишний» - учить детей находить и исключать лишнего персонажа, называть произведение; «Собери картинку» по произведениям С. Михалкова, «Узнай и назови стихотворение» - учить детей узнавать произведение по отрывку.
- С. Михалков – автор гимна России, прослушивание музыкального произведения.
- Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Шёл трамвай 10 номер», «Фома».
- Консультация для родителей «Как научить ребёнка учить стихи».
Май
«Великая Отечественная война»
- Чтение произведений о Родине, о ВОВ, её героях:
С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Мальчик из села Поповки»;
Л. Кассиль «Пехота», «Сестра», «Твои защитники», «Памятник советскому солдату;
В. Степанов « Рассказ ветерана»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; отрывки из стихотворений В. Викулова «Парад Победы»; М. Дудин «Победитель»; И. Френкель «Праздник Победы»; К. Чибисов «Вечный огонь».
- Беседы «Детям о ВОВ», «Символы Победы – ордена, медали и знамёна», «Что я знаю о войне?», «Дети войны», «Что такое героизм?», «Что лежит у солдата в вещевом мешке». (Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», А. Лактионов «Письмо с фронта»)
- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых ВОВ «Вставай страна огромная» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.
- Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести доблести, славе.
- Словесные игры: «Назови рода войск», «Кому что нужно?», «Кто больше назовёт качеств героя», «Чья форма?»
- Творческая деятельность: аппликация «Вечный огонь», рисование «Военная техника».
- Разучивание стихотворений и песен – подготовка к тематическому занятию.
- Тематическое занятие «Никто не забыт, ничто не забыто…»
- Оформление Книги Памяти – помощь в оформлении родителей.
- Рассказы детей о своих прадедах.
- Консультация для родителей «Как рассказать дошкольнику о ВОВ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...