План по самообразованию за 2022-2025 учебный год
материал (старшая группа)

Художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка.Книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

                              План по самообразованию за 2022-2025 учебный год.

Воспитатель Пенкова Лариса Дмитриевна

«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Актуальность темы

     Выбирая тему для самообразования,  я руководствовалась тем, что человек  должен быть всесторонне развитой личностью.  И развитие это надо начинать с детства, со знакомства с произведениями художественной литературы. В. А. Сухомлинский  отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…». Для готовности современного  ребенка к жизни требуется систематическое прививание детям любви к художественному слову. Нужно развивать в детях уважение к книге, стремиться воспитать и развить в них грамотного и чуткого читателя. Человек, который не читает, останавливается в своем развитии, перестает совершенствовать свое внимание, память, воображение, интеллект и образное мышление. Он не пользуется опытом своих предшественников и не усваивает его. Не читающий человек не учится сопоставлять, анализировать, думать и делать выводы.
     Самая главная, на мой взгляд, ценность чтения художественной литературы заключается в том, что с ее помощью любой взрослый имеет возможность легко и беспрепятственно установить прочный эмоциональный контакт с ребенком. Именно это не понимает большая часть родителей,  и не практикует семейное чтение, а предпочитает потратить свое время и время своего ребенка на просмотр телепередач и компьютерные игры.

Цель: осуществлять  развитие детей в разных видах совместной и самостоятельной деятельности на основе фольклорных и литературных текстов.

Задачи:

- создать условия для художественно – эстетического, речевого,
познавательного развития через пополнение предметно – развивающей среды;

- вызывать и поддерживать интерес к художественной литературе и книге у детей;

- обогащать читательский опыт детей за счет знакомства с произведениями
различных жанров;

- развивать речевую деятельность детей на основе литературных текстов:
пересказ близко к тексту, выразительное рассказывание стихотворений;

- поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных
произведениях, литературных героях и событиях в разных видах  художественной деятельности;

- приобщать родителей к ознакомлению детей с  художественной
литературой в семье, к совместной работе в этом направлении.

Формы и методы:

- наглядный: демонстрация картин и иллюстраций к художественным произведениям, показ способов действия;

- словесный: беседы, пересказ, ответы на вопросы, чтение, заучивание;

- игровой: игры-драматизации, инсценировки, дидактические, пальчиковые и словесные  игры;

- практический: художественная деятельность по изученным литературным произведениям, создание книжек-малышек, организация выставок.

Работа с детьми

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

2.Чтение произведений              

   К. И.Чуковского

Выставка рисунков по сказкам К.И Чуковского

3. .Знакомство с зарубежной литературой: чтение и пересказ сказки Ш. Перро «Золушка».

Выставка иллюстраций  по сказке.

4.Чтение и рас-е иллюстраций к  рус. нар. сказкам.

Выставка иллюстраций по русским народным сказкам

5. .Загадки по темам «Транспорт» и «Весна»

6.Чтение загадок, скороговорок и считалок.

Конкурс «Кто больше, загадок, скороговорок, считалок знает?»

7.Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Показ мини-театра

8.Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

9.Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

10.Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с родителями

1.Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

Информация в уголке для любознательных родителей.

2.Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

3.Рекомендации: «Как организовать уголок книголюба дома»

Консультации для родителей

4.Рекомендации: «Рецепты составления домашней библиотеки»

Консультации для родителей

5.Беседа: «Книги, которые вы читаете дома».

Консультации для родителей

6.Рекомендации : «Что рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Консультации для родителей

7. Рекомендации по чтению зарубежной литературы

Консультации для родителей

                                                                             2023-2024 год

  ЦЕЛЬ: 

 развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

ЗАДАЧИ:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ  РЕЗУДБТАТ:

дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Раздел

Сроки

Содержание работы

 

Изучение методичес-

кой литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Работа с детьми

Сентябрь - май

.Проведение тематических бесед.

«Книги разные нужны – книги разные важны»« У моих книг есть свой дом»«Важность книги в жизни человека»

«Какие бывают книги?»

«Что есть в библиотеке»

«Мои любимые сказки»

«Чем отличаются добрые и злые герои сказок»

«Почему нужно беречь книги?»

Сентябрь

Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за книгами.

в течение всего года

Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад»

В течение всего года, в ходе разнообразных НОД и в режимных моментах

.Проведение словесных дидактических игр по развитию речи«

 Как правильно?»

«Объясни слово»

«Вспомните, кто говорил волшебные фразы»

Угадай, где проза, где стихотворение где загадкагдепословица, где считалочка»

в течение всего года

Развивающие игры  на основе сказочных образов и сюжетов связанных с природой и животными

« Где обедал воробей?»

« Угадай из какой сказки животное»

 « Необычное животное»

в течение всего года

Слушание и пересказ сказок.

в течение всего года

Придумывание продолжения к известной сказке или другой конец сказки.

Декабрь

Новогодний утренник по сказке «Снежная королева»

Февраль –март -апрель

Разыгрывание сказокс помощью инсценировки разнообразных видов театра.

« Заюшкина избушка» «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Три поросенка»

Ноябрь

Литературная викторина «Угадай сказку»

Октябрь

театр теней «Гуси-лебеди».

Апредб

НОД «Мой любимый сказочный герой»;

Январь

Литературный концерт (чтение детьми стихотворений);

Май

НОД «Обложка для книги сказок»;

в течение всего года

Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых артистов

в течение всего года

Творческая самостоятельная деятельность детей в свободное время с использованием читательского опыта.

Апрель

. Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки

в течение всего года

Заучивание потешек, загадок…

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование   « Организация домашнего чтения в семье»

Октябрь

Пополнение библиотеки группы.

в течение всего года

Информирование родителей о том, какие произведения входят в круг чтения данного возраста.

Ноябрь - декабрь

Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий – как организовывать домашнее чтение.

Консультации:«Сказка в жизни ребенка»

«как и когда рассказывать сказки»« О чем  и как беседовать с ребенком о прочитанном»

«Личная библиотека вашего ребенка»

в течение всего года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на конкретные важные для той или иной семьи.

                                                               

                                                      2024-2025 учебный год

Цель работы по теме самообразования:   обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

- повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

- продолжать знакомить детей с творчеством и биографией писателей;

- учить детей определять жанр произведений;

- сформировать интерес детей  библиотеке;

- воспитывать бережное отношение детей  к книгам;

- способствовать развитию памяти, речи, внимания;

- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

- создать условия для эстетического развития через пополнение предметно-развивающей среды ( театральный уголок, уголок чтения).

Методы и приёмы:

  1. Словесные: чтение, рассказывание, пересказ текста детьми, беседы.
  2. Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций.
  3. Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры.

Этапы работы:

1 этап – теоретический:

- определение темы;

- определение цели и задач.

2 этап – подготовительный:

- составление перспективного плана мероприятий;

- подбор художественной литературы для непосредственно образовательной деятельности с детьми;

- создание предметно развивающей среды.

3 этап – основной:

- НОД;

- литературные викторины;

- вечера загадок;

- театрализованная деятельность;

- организация выставок детского творчества;

- прослушивание аудио сказок;

- заучивание стихотворений, загадок, считалок.

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и

рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012

2. Гербова В. В., «Приобщение детей к художественной литературе».

Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок

и книга»: СПб.: 2017

4. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей».

М., «Педагогика», 2016

5. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение»,

2009

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой».

– М., 2013

7. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые

упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с.

8. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -

М.: Просвещение, 2004 - 255 с.

9. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное

воспитание - 2005 - N 1 - с. 18-23.

10. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2008. -176с.

Перспективный план по самообразованию

Сентябрь

Поэты осени

- Организация книжного уголка, работа в уголке.

- Оформление выставки книг «Поэты осени» И. Бунин, А. Фет, С. Есенин, Ф. Тютчев – чтение.

- Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!», Е. Трутневой «Осень». ( см. Затулина с.10, с.33)

- Рассказывание по картине И. Левитана «Осень золотая». (см. Затулина с.39)

- Отгадывание загадок об осени.

- Домашнее задание для детей и родителей: выучить понравившееся стихотворение про осень.

- Подготовка к осеннему празднику, разучивание стихотворений и песен про осень.

- Творческая деятельность – оформление выставки «Краски Осени»

- Оформление папки-передвижки для родителей «Традиции семейного чтения».

Октябрь

Великий русский баснописец И.А. Крылов

- Знакомство с биографией и произведениями автора – закреплять представления детей о жанровых особенностях басен, их отличиях от сказок и стихотворений.

- Оформление выставки книг автора.

- Знакомство с баснями : «Квартет», « Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак».

- Рассматривание иллюстраций к басням.

- Творческая совместная деятельность детей и родителей «Герои басен»

- Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать?»

Ноябрь

С.Я. Маршак

- Знакомство с автором, его произведениями.

- Выставка книг С.Я. Маршака в книжном уголке.

- Чтение произведений «Двенадцать месяцев», «Вот какой рассеянный», «Где обедал воробей?», «Пожар», «Кем быть?», «Кошкин дом».

- Д/и «Из какого произведения сюжет» - обобщать знания детей о творчестве писателя С.Я. Маршака.

- Игра-драматизация «Кошкин дом».

- Творческая деятельность : изготовление книжки-малышки «Кошкин дом», развивать творческую фантазию, воображение.

- Консультация для родителей «Роль книги в развитии ребёнка»

Декабрь

Зарубежные писатели детям. Г.Х. Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро.

- Рассказ о великих сказочниках.

- Выставка книг в книжном уголке.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Чтение и прослушивание аудио произведений «Русалочка», «Огниво», «Бременские музыканты», «Храбрый портной», «Госпожа Метелица»

- Творческая деятельность: рисование «Любимые герои сказок» (см. Лыкова с.182), аппликация «Подводное Царство».

- Выставка детских работ.

- Оформление папки-передвижки «Роль сказки в развитии ребёнка».

Январь

«Сказка в гости к нам идёт, чудеса с собой ведёт! »

- Беседа с детьми на расширение понимания народная сказка, сформировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые.

- Выставка книг в книжном уголке.

- Чтение сказок и прослушивание аудио сказок.

- Д/и «В гостях у сказки», «Подбери правильно атрибуты любимых героев»

- Игры в кукольный и настольный театр, придумывание и разыгрывание придуманных сказок и историй.

- С/и «Библиотека», «Книжная мастерская»

- Творческая деятельность:

1.Лепка из природного материала «Там ступа с бабою Ягой идёт бредёт сама собой»;

2.Рисование «Избушка на курьих ножках» ( см. Лыкова с.174, с.168).

- Совместная деятельность детей и родителей «Герои любимых сказок».

- Выставка детских работ.

- Акция «Подари книгу в библиотеку группы!»

Февраль

Е. Пермяк

- Знакомство с творчеством и биографией автора.

- Оформление выставки книг в книжном уголке.

- Чтение произведений «Торопливый ножик», «Пичугин мост», «Птичьи домики», «Чужая калитка», «Волшебные краски», «Первая рыбка», «Про нос и язык», «Дедушкины очки», «Знакомые следы» -  учить детей оценивать характер и поступки героев.

- Рассматривание иллюстраций к рассказам автора.

- Литературная викторина по рассказам Е. Пермяка.

- Знакомство детей с пословицами о труде.

- Консультация для родителей «Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы».

Март

Волшебный мир сказок В. Сутеева

- Знакомство с биографией и творчеством автора, как писателя, художника-иллюстратора, мультипликатора.

- Выставка книг в книжном уголке.

- Чтение произведений В. Сутеева: «Две сказки про карандаш и краски», «Забавные истории», «Разные колёса» и др. Учить детей оценивать характеры и поступки героев.

- Рассматривание иллюстраций в книгах В. Сутеева.

- Творческая деятельность: рисование «Иллюстрация к сказке «Под грибом»»; конструирование из природного материала «Кораблик».

- Д/и «Собери картинку», «Узнай и назови сказку по отрывку из произведения».

- Просмотр мультфильмов: «Палочка – выручалочка»; «Мешок яблок», «Кот рыболов» - дать представления о том, что В. Сутеевым написаны сценарии мультфильмов, как режиссёром-мультипликатором.

- Привлечь родителей к оформлению выставки книг.

- Оформление папки-передвижки для родителей «Чтобы ребёнок стал читайкой ».

Апрель

С. Михалков

- Знакомство с творчеством и биографией автора.

- Оформление выставки книг в книжном уголке.

- Чтение произведений : «Дядя Стёпа», «А что у вас?», «Про мимозу», «Прививка», «Трезор» и др. – учить детей оценивать характер и поступки героев, понимать юмор.

- Заучивание отрывка из стихотворения, учить выразительно его читать.

- Творческое рассказывание «Мой любимый герой из книг С. Михалкова – учить составлять творческий рассказ, используя сложные предложения.

- Рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина.

- Творческая деятельность: рисование «Мой любимый герой из стихотворений С. Михалкова».

- Д/и «Четвёртый лишний» - учить детей находить и исключать лишнего персонажа, называть произведение; «Собери картинку» по произведениям С. Михалкова, «Узнай и назови стихотворение» - учить детей узнавать произведение по отрывку.

- С. Михалков – автор гимна России, прослушивание музыкального произведения.

- Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Шёл трамвай 10 номер», «Фома».

- Консультация для родителей «Как научить ребёнка учить стихи».

Май

«Великая Отечественная война»

- Чтение произведений о Родине, о ВОВ, её героях:

С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Мальчик из села Поповки»;

Л. Кассиль «Пехота», «Сестра», «Твои защитники», «Памятник советскому солдату;

В. Степанов « Рассказ ветерана»; А. Твардовский «Рассказ танкиста»; отрывки из стихотворений В. Викулова «Парад Победы»; М. Дудин «Победитель»; И. Френкель «Праздник Победы»; К. Чибисов «Вечный огонь».

- Беседы «Детям о ВОВ», «Символы Победы – ордена, медали и знамёна», «Что я знаю о войне?», «Дети войны», «Что такое героизм?», «Что лежит у солдата в вещевом мешке». (Ю. М. Непринцев «Отдых после боя», А. Лактионов «Письмо с фронта»)

- Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых ВОВ «Вставай страна огромная» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача.

- Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести доблести, славе.

- Словесные игры: «Назови рода войск», «Кому что нужно?», «Кто больше назовёт качеств героя», «Чья форма?»

- Творческая деятельность: аппликация «Вечный огонь», рисование «Военная техника».

- Разучивание стихотворений и песен – подготовка к тематическому занятию.

- Тематическое занятие «Никто не забыт, ничто не забыто…»

- Оформление Книги Памяти – помощь в оформлении родителей.

- Рассказы детей о своих прадедах.

- Консультация для родителей «Как рассказать дошкольнику о ВОВ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...