Педагогическая гостиная для родителей: «ТРИЗ-игры для развития речи».
консультация (средняя группа)

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
1. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
2. Установить контакт с родителями, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
3. Ознакомить родителей и апробировать систему ТРИЗ – игр, направленных на развитие речи детей.
4. Помочь родителям создать методическую копилку «Учимся, играя!»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz2.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 п.Залари

Педагогическая гостиная для родителей:

«ТРИЗ-игры для развития речи».

Подготовил:

воспитатель

Нейштатова О.В.

Залари 2024г

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  1. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  2. Установить контакт с родителями, согласовать воспитательное взаимодействие на ребенка;
  3. Ознакомить родителей и апробировать систему ТРИЗ – игр, направленных на развитие речи детей.
  4. Помочь родителям создать методическую копилку «Учимся, играя!»

Предварительная работа:

  1. Оформление приглашений для родителей в гостиную;
  2. Анкетирование родителей по проблеме «Выявление знаний и умений родителей развивать творчество детей. Отношение родителей к проявлению творческих способностей у детей»;
  3. Подготовка памятки для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей»;
  4. Индивидуальные беседы с родителями на тему «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые технологией ТРИЗ»

План проведения мероприятия:

  1. Консультация «Развитие речи детей через ТРИЗ – технологию»;
  2. Знакомство с результатами анкетирования родителей;
  3. Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»;
  4. Подведение итогов мероприятия;
  5. Раздача памяток для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей».

Ход мероприятия:

  1. Консультация «Развитие речи детей через ТРИЗ – технологию»

Здравствуйте, уважаемые родители! На очередном нашем совместном мероприятии мы обсудим такой вопрос, как развитие речи детей с помощью ТРИЗ - игр. Детский возраст – период бурной речевой деятельности, а каждая образовательная деятельность по ТРИЗ – это коллективная игра, творческая работа, а, следовательно, ощущение ребенком радости жизни, которая вызывает прилив сил, дает возможность полнее раскрыться творческим способностям.

Пусть вас не смущает это странное название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ведь все грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных людей, которые поняли, что чем раньше начать развивать речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность у детей, тем плодотворнее будет работа и ощутимее результат в дальнейшем.

Занятия по развитию речи детей с использованием ТРИЗ – технологии это импровизация, игра, которая так интересна для дошкольников. Детей здесь не надо искусственно возбуждать, заинтересовывать, а стоит лишь верно почувствовать, чем живет каждый из них, уловить определяющую доминанту занятия – и рождается действие, в котором каждый участвует на равных основаниях.

Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе, вот почему одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Вот почему в ТРИЗ – педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его речи.

Именно с помощью технологии ТРИЗ мы решаем проблему развития воображения, речи детей, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач.

  1. Анализ результатов анкетирования родителей «Выявление знаний и умений родителей развивать творчество детей, Отношение родителей к проявлению творческих способностей у детей».

В нашей группе активно используются методы и приемы, предлагаемые ТРИЗ – технологией. С некоторыми из них мы и хотим вас познакомить, а также поиграть с вами.

Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

  1. Функция и противоречия в данном объекте;
  2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?)
  3. Анализ ситуации (данный объект остался на земле один, какие последствия этого могут быть?)
  4. Анализ ситуации (объект исчез, как будет исполняться функция?)
  5. Анализ причин в ситуации (объект есть, а функция не выполняется)
  6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими, можно произвольными

Пособие «Круги Луллия»

Данное пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов, причем круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей способствует тому, что под стрелкой оказываются разные сектора из разных кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях, развивать вариативность воображаемых образов.. Для работы с детьми пятого года берем сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем используем 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста используем 4круга с 8 секторами на каждом. В работе используем разный принцип заполнения колец. Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводим тренинги. Тренинги проводим в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой) Например, игровое упражнение «Составь слово» - используется для составления слов, «Сочини сказку» - используется для составления различных вариантов сказок, «Смешивание цветов» - закрепление получения цвета и его оттенков .

Пособие «Гусеничка»

Данное пособие формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам, т.е. составлять загадки, используя признаки, которые представлены зрительными символами. Также данное пособие учит классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Волшебная дорожка

Как вы знаете, в осове сюжетов многих сказок – действия какого-либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами, т.е. преодолевает препятствия, решает задачи,чему-нибудь учится, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия.

На доске мы изображаемсказочную дорожку и обозначаем 3-4 ячейки на ее горизонтали. Обозначается сквозной герой, ему дается характеристика и цель деятельности. Далее с детьми мы обсуждаем реализацию этой деятельности и как это получилось.

Пособие «Дидактический мяч»

Активно используем это пособие в младшем возрасте. С его помощью мы учим детей находить слова-антонимы. Например, для детей 5-ти лет мы предлагаем слово – существительное (прилагательное, глагол), а ребенок говорит противоположное по значению (грустить – радоваться, хороший – плохой, девочка – мальчик).

Пособие «Часы» (слайд 8)

В данном пособии символы имен признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (вес, запах и т.д.). В пособии расположили 17 имен признаков, оставили дополнительно пустые ячейки. Данное пособие стало универсальным, так как использовалось в разных видах деятельности и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

«Вертолина»

Данная игра способствует расширению и активизации словарного запаса детей. Поле разделено на несколько предметных областей: посуда, птицы, животные и другие. Далее раскручивается стрелка и находится определенная область, а дети по очереди называют слова, относящиеся к ней. Побеждает ребенок, набравший наибольшее количество баллов.

  1. Мастер – класс для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»

На следующем этапе нашего мероприятия мы хотели бы предложить вам игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией.

  • Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Вам надо дать им шуточные имена-дразнилки, не произнося настоящих названий картинок.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. (глаза)

Каталка, возилка, скакалка, ржалка и др. (лошадь)

Забивалка, ударялка, стучалка. (молоток)

Разгадав загадку, игрокам надо как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Во время игры можно поменяться ролями: дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны отгадать, о чем идет речь.

  • Игра «Я еду в деревню»

На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т.д.

  • Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках родителей стопка перевёрнутых карточек, на которых изображены картинки. Ребенок берет из этой стопки любую карточку, например с изображением лисы и придумывает какое-нибудь словосочетание (лиса хитрая). Картинка передвигается к следующему игроку, который дополняет ее определением и т.д. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право взять из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

  • Игра «Шкатулка со сказками»

На столе находится коробка с 8-10 любыми игрушками. Мама предлагает взять любую игрушку из коробки. Надо придумать, кем или чем будет этот предмет в сказке. После того, как первый играющий сказал несколько предложений, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончена, предметы собирают вместе и начинают придумывать новую историю. Важно, чтобы каждый раз получалась законченная история, а ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты деиствий с одним и тем же предметом.

  • Игра «Превращения»

Взрослый дает задание назвать то, во что может превратиться предмет без некоторых частей. Например: кружка без ручки (стакан), кепка без козырька (шапка), кувшин без горлышка и ручки (ваза), диван без спинки (кровать), стул без спинки (табурет), кресло без подлокотников (стул).

  • Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая.» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная.» «Мел твердый, а сажа мягкая.»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

5. Подведение итогов мероприятия.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе, а также дополняет её с получением большей эффективности в результатах.

#1056;аздача памяток для родителей «Меню красивой речи», «Условия для успешного речевого развития детей»

Уважаемые родители! Надеемся, что информация, полученная сегодня, будет полезна в ваших начинаниях. Всем удачи и до скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая гостиная для родителей: «Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр».

Педагогическая гостиная для родителей:«Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр»....

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Педагогическая гостиная для родителей:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»Цель: Повышение уровня компетентности  родителей в вопросах речевого развитии детей.Задачи:-повысить образовательный...

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

middot;         Повысить образовательный уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей,  установить контакт с членами семьи, с...

Педагогическая гостиная для родителей: "Креативные модули в развитии творческой активности детей дошкольного возраста"

Целью  педагогической консультации  по теме: "Креативные модули в развитии творческой активности детей дошкольного возраста" является знакомство родителей с методами и приемами ТРИ...

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.Задачи: 1.     Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах реч...

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей посредством ТРИЗ-игр»

Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Педагогическая гостиная для родителей "Развиваем речь с помощью ТРИЗ -игр"

Знакомство  родителей с  системой  ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей....