«Нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС ДО»
статья
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач общества. Здоровье общества зависит от нравственности его народа: будут ли наши дети добрыми, порядочными, воспитанными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС ДО» | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.
«Нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС ДО»
Харитонова Т.Н., воспитатель
МБОУ «НШДС № 71» НМР РТ
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач общества. Здоровье общества зависит от нравственности его народа: будут ли наши дети добрыми, порядочными, воспитанными.
И сколько бы не говорили о влиянии средств массовой информации и улицы на подрастающее поколение (хотя нельзя исключать и эти факторы), семья в воспитании нравственности занимает лидирующие позиции. Это подтверждают и социологические данные: влияние школы и улицы по 15%, СМИ - 30%, семьи - 40%.
Поэтому обязательным условием развития нравственности дошкольников – это сотрудничество с родителями. Потребность взаимодействия взрослого и ребенка для сохранения нравственного здоровья диктуется временем. Ребенку нужно усвоить моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения.
Дети всегда стремятся к восприятию миру взрослых, копируя их действия в предметном окружении и взаимоотношениях. К сожалению окружающая среда в 21 веке перенасыщена цифровыми источниками информации и средствами общения. Телефоны и компьютеры легко захватывают внимание детей, лишая их живого общения. Время передачи культуры общения, традиционных ценностей, моральных устоев может быть упущено.
Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО). Именно дошкольное детство – время установки ценностных ориентиров. Требованиям образовательного заказа государства подчинена вся система воспитании и образования в детском саду (образовательная, трудовая, самостоятельная деятельность, игры, праздники).
Федеральный государственный образовательный стандарт четко обозначил задачи и принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; учет этнокультурной составляющей.
Работа по нравственному воспитанию детей ведется непрерывно с момента поступление в дошкольное учреждение. Младшие дошкольники получают первые представления о нравственности посредством сказок. Слушая педагога, его образную речь, рассматривая иллюстрации малышам легче понять и оценить поступки героев. Огромную роль в воспитании нравственных качеств играет театр, где поступки (хорошие и плохие) «совершают» любимые куклы и игрушки.
Старшим дошкольником уже доступны дифференциация отдельных этических понятий, но понимание и умение действовать согласно этим понятием разные вещи. Так на вопрос: «Какие поступки делать легче хорошие или плохие?», дети не задумываясь отвечают, что хорошие, понимая, так правильно. Но разбирая примеры и анализируя ситуации из жизни, признают, чтобы совершить хороший поступок нужно потрудиться. Постепенно у старших дошкольников формируются не только понятия «вежливость», «милосердие», «справедливость», «честность», но и нравственные качества личности.
Работая с детьми по нравственному воспитанию, мы активно привлекаем родителей. Нельзя воспитать человечность, если нет привязанности к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям и начинается любовь к людям, Родине. Родители активно участвуют в жизни нашей группы. В рамках проекта «Родительский час» родители знакомят детей с традициями своих семей, рассказывают о профессиях, проводят мастер-классы «Кукла своими руками», «Игры бабушек и дедушек» и др. Традициями нашей группы стали ежеквартальные субботние экскурсии. Мы дети вместе с родителями участвовали в мастер-классах в сыроварне и пиццерии, посетили резиденцию Бабы Яги в г. Набережные Челны, в парке «Семья» кормили птиц и белок, наблюдали за животными в контактном зоопарке и катались на пони в конноспортивной школе. Совет отцов нашей группы являются организаторами спортивных праздников, развлечений («День футбола», «День здоровья», «Главный пешеход» и др.) и субботников. Совместные субботники с родителями проходят очень весело с сезонными играми. Дети активно включаются в трудовую деятельность, помогая своим родителям, а после субботника играют в игры, в которые когда-то играли их родители. Даже знакомые мыльные пузыри вызывают у детей неописуемый восторг, ведь трубочки для выдувания пузырей и раствор они сделали сами, свернув в трубочку бумагу или используя шариковую ручку. Нужно видеть глаза ребенка, который после уборки опавших листьев, участвует вместе с родителями, братьями и сестрами в соревнованиях, запуская бумажные самолетики (сделанные здесь же) или «Чья бумажная лягушка дальше прыгнет».
Мамы и бабушки – ответственные за чаепития, конкурсы «Национальные блюда», «Конкурс красоты», «Дефиле»
Именно приемы сотрудничества и сотворчества дети- родители- педагоги помогает нам решать задачи нравственного воспитания не прибегая к нотациями и «чтению морали». Позитивный настрой, личный пример родителей – основа нравственного воспитания дошкольников.
Литература
#1041;уре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. – М.: Перспектива. –2009. – 298с.
2. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А. – М., 2010. – 199с.
3. Севостьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...
Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...
Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»
Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...
Проект " Народная сказка как средство нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления ...
Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и до...
Консультация "Нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Актуальность проблемы Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ....
Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...