Рабочая программа совместной деятельности педагога и детей 5-7 лет кружка «В гостях у сказки»срок реализации программы 2024-2025 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)
С каждым годом растет число детей с отклонениями в речевом развитии. Страдает внешнее оформление речи: выразительность, эмоциональность и т.д. Это объясняется неуверенностью детей, которая возникает вследствие недостаточного общения, снижением общей и речевой моторики. Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Одним из таких условий, способствующих раскрепощению личности, является театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 63.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №15 «ЛАДУШКИ»
Рабочая программа
совместной деятельности педагога и детей 5-7 лет
кружка «В гостях у сказки»
срок реализации программы 2024-2025 учебный год
Воспитатель:
Зубатова Ирина Анатольевна
Камень-на-Оби
2024г
Содержание программы
I. | Целевой раздел. Пояснительная записка………………………….. | 4 |
1.1. | Актуальность образовательной программы…………... | 4 |
1.2. | Цель и задачи образовательной программы…………... | 5 |
1.3. | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы…………………………………………………………......... |
6 |
1.4. | Возраст детей, на которых рассчитана программа…........................... | 6 |
1.5. | Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы…………………………………………... |
7 |
1.6. | Формы подведения итогов…………………………………………….. | 8 |
II. | Содержательный раздел……………………………………………... | 10 |
2.1. | Образовательная деятельность по программе в старшей группе. | 10 |
2.2. | Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе………………………………………………………… |
13 |
2.3. | Содержание образовательной работы по программе в старшей группе…………………………………………………………………… |
14 |
III. | Организационный раздел……………………………………………. | 25 |
3.1. | Кадровое обеспечение образовательной программы… | 25 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение образовательной программы…………………………………………... |
25 |
3.3. | Научно-методическое обеспечение образовательной программы………………………………………………………………. |
25 |
3.4. | Время и сроки реализации образовательной программы………………………………………………………………. |
26 |
3.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды…... | 26 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир»
С.И. Мерзлякова
1.1. Актуальность образовательной программы
С каждым годом растет число детей с отклонениями в речевом развитии. Страдает внешнее оформление речи: выразительность, эмоциональность и т.д. Это объясняется неуверенностью детей, которая возникает вследствие недостаточного общения, снижением общей и речевой моторики. Для развития речи необходимо создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Одним из таких условий, способствующих раскрепощению личности, является театрализованная деятельность.
Процесс театрализованных игр довольно увлекательный и пользуется неизменной любовью у детей. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказок.
Театрализованная деятельность в детском саду развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.
Выбор части программы, формируемой участниками образовательных отношений «В гостях у сказки» обусловлен тем, что развитию выразительной стороны речи, ее звуковой и интонационной культуре способствует творческая деятельность в игре, в подражании, в сказках и произведениях художественной литературы.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. В результате целенаправленного использования театрализованных игр во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Речевое развитие» с углубленным интегрированным решением задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Новизна авторского подхода заключается в следующем:
Наличие для ее реализации комплекта методических пособий.
Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами дошкольного учреждения, родителями дома.
Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой
зарегламентированной модели образовательной деятельности.
Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
1.2. Цели образовательной программы
-Развитие речевого творчества дошкольников в театрализованной деятельности.
-Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.
-Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
Задачи программы.
1. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
3. 2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования.
3 Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4 Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Ознакомление детей с приемами вождения настольных кукол.
7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
Программа составлена с учетом ФГОС по разделам:
Речевое развитие.
Дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
Дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, при этом развивается чёткая дикция,
обогащается словарь,
Художественно – эстетическое развитие.
Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. А так дети знакомятся с музыкой к очередному представлению, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, музыкально-ритмические композиции и танцы, разучивают песни.
Познавательное развитие.
Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
Формируют умения сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Совершенствуется умение детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
Социально – коммуникативное развитие.
Дети знакомятся не только с содержанием сказки, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.
Дети учатся согласовывать свои действия с партнёрами, а также оценивать действия других детей и сравнивать со своими.
Физическое развитие.
Дети совершенствуют двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений, развивают мелкую моторику руки в сочетание с речью. А также развивают способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела с помощью жестов и мимики.
3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу программы заложены следующие принципы:
1) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системное целенаправленное обучение детей в детских видах деятельности; гуманитарный подход позволяющий рассматривать развитие личности ребенка, как главную цель образовательной деятельности; культурологический подход, ставший основополагающим для организации культурных практик дошкольников.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа «В гостях у сказки» ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
Дети 6-го года жизни хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествующие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
Дети 5-7 лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.
Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку по набору игрушек. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания. Наиболее яркой характеристикой речи детей является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
На седьмом году жизни ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. У ребенка совершенствуется связная, монологическая речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы
старшая группа:
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;
- ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве.
Подготовительная группа
- ребенок может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок владеет разными формами и видами театрализованной игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- может следовать социальным нормам поведения и правилам в театральной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в театрализованной деятельности, и прежде всего в актерской игре и импровизации;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, состояния изображаемых персонажей;
- движения точные и скоординированные при использовании кукол кукольного театра.
1.6. Формы подведения итогов
старшая группа
Наблюдение процесса придумывания сказки. Заполнение Карты наблюдения (1 раз в квартал).
Анализ продуктов словесно-творческой деятельности ребенка (сказок), внесение информации в Карту наблюдения.
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки. | Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. | |||
2 | Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки | Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев. | |||
3 | Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки | Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания. | |||
4 | Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве. | Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество. |
Подготовительная группа
Наблюдение театрализованной деятельности ребенка, заполнение карты наблюдения (2 раза в год – сентябрь, май).
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | построения речевого высказывания в ситуации общения | может использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний | |||
2 | владеет разными формами и видами театрализованной игры | различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; | |||
3 | взаимоотношения со сверстниками | может следовать социальным нормам поведения и правилам в театрализованной деятельности | |||
4 | обладает развитым воображением | реализуется в театрализованной деятельности, и прежде всего в актерской игре и импровизации; | |||
5 | достаточно хорошо владеет устной речью | может выражать свои мысли и желания, состояния изображаемых персонажей; |
Создание театрализованных этюдов, сказок, сценок, рассказов.
Показ спектакля «Волк и семеро козлят».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательная деятельность по программе в старшей группе
Месяц | Тема | Время (в мин.) | Содержание образовательной работы |
Сентябрь | Русская народная сказка «Репка» | 20 мин. |
|
Русская народная сказка «Рукавичка» | 20 мин. |
| |
Закрепление сказки «Рукавичка» | 20 мин. |
| |
Сказка «Почему кот моется после еды» | 20 мин. |
| |
Октябрь | Русская народная сказка «Колобок» | 20 мин. |
|
Чтение стихотворения «Мишка косолапый» | 20 мин. |
| |
Рассказывание сказки «Снегурушка и лиса» | 20 мин. |
| |
Занятие-развлечение «Мы в театре» | 20 мин. |
| |
Ноябрь | Русская народная сказка «Теремок» | 20 мин. |
|
Закрепление сказки «Теремок» | 20 мин. |
| |
Чтение сказки «Заяц и ёж» | 20 мин. |
| |
Прослушивание фонограммы сказки «Муха – Цокотуха» | 20 мин. |
| |
Декабрь | Сказка «Курочка Ряба» | 20 мин. |
|
Чтение сказки «Зимовье зверей» | 20 мин. |
| |
Чтение сказки Л.Толстого «У Вари был чиж» | 20 мин. |
| |
Чтение сказки «Три поросёнка» | 20 мин. |
| |
Январь | Рассказывание сказки «Маша и медведь» | 20 мин. |
|
Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?» | 20 мин. |
| |
Чтение стихотворение С.Маршака «Усатый полосатый» | 20 мин. |
| |
Февраль | Сказка «Заюшкина избушка» | 20 мин. |
|
Чтение рассказа К. Ушинский «Лиса - Патрикеевна». | 20 мин. |
| |
Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» | 20 мин. |
| |
Март | Сказка «Три медведя» | 20 мин. |
|
Чтение рассказа «Маша - растеряша» | 20 мин. |
| |
Чтение «Сказки о глупом мышонке» С.Маршак | 20 мин. |
| |
Чтение сказки Сутеева «Цыплёнок и утёнок» | 20 мин. |
| |
Апрель | Сказка «Волк и 7 козлят» | 20 мин. |
|
Прослушивание сказки «Пых» по грамзаписи | 20 мин. |
| |
Чтение и обсуждение потешек «Весна весна, красная…», «Солнышко-колоколнышко» | 20 мин. |
| |
Пересказ сказки «У страха глаза велики» | 20 мин. |
| |
Май | Чтение и обсуждение «Петушок и бобовое зёрнышко». | 20 мин. |
|
Все сказки в гости придут к нам | 20 мин. |
| |
Всего: | 640 мин. |
2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе
№ | Тема | Время, минуты | Способы реализации | Виды деятельности |
Модуль 1. «Путешествие в сказку» | ||||
1.1 | «Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие» | 50 | Групповая, индивидуальная | Игровая, коммуникативная, драматизация, исследовательская |
1.2 | «В некотором царстве» | 50 | Игровая, коммуникативная, чтение, двигательная, исследовательская | |
1.3 | «Волшебная сказка» | 50 | Игровая, исследовательская, коммуникативная, чтение, продуктивная | |
1.4 | «Сказка везде» | 75 | Игровая, исследовательская, коммуникативная, продуктивная | |
Модуль 2. «Волшебный мир театра» | ||||
2.1 | «Театральное царство» | 50 | Групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная, коллективная. | Коммуникативная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы, двигательная |
2.2 | «Встреча с другом» | 50 | ||
2.3 | «В гостях у домовенка Кузи» | 100 | ||
Модуль 3. «Маленькие актеры» | ||||
3.1. | «Введение в мир театра» | 50 | Групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная, коллективная. | Коммуникативная, игровая, музыкальная, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная |
3.2. | «Музыка и театр» | 75 | ||
3.3. | «Развитие актерского мастерства» | 50 | ||
3.4. | «Постановка сказки «Золотой ключик» | 100 | ||
3.5. | Спектакль «Золотой ключик» | 50 | ||
Всего: | 750 |
2.3. Содержание образовательной работы по программе в старшей группе
Модуль 1. «Путешествие в сказку»
Тема 1.1. «Репка, Колобок, Курочка Ряба и другие»
Содержание темы: Жанр сказки. Вымысел, зачин, повторы, концовка сказки.
Формы: Групповая, индивидуальная
Методы: Сюрпризный момент; Беседа о сказке; Игра «Придумай название»; Дидактическая игра: «Угадай сказку»; Пересказ сказки; Сравнительный анализ сказки и пословицы; Драматизация знакомых сказок.
Средства образования и развития
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам
Литературный ряд: сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Материалы и оборудование: кукольный театр
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе беседы, обсуждения отличий сказки и пословицы, обсуждения новых названий для сказок; в дидактической игре.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе пересказа сказки, в процессе драматизации.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, драматизация, исследовательская
Тема 1.2. «В некотором царстве»
Содержание темы: Особенности сказочного жанра. Сочинение сказки. Различные типы связей между предложениями.
Формы: Групповая, подгрупповая
Методы: Напишем письмо герою; Дидактическая игра «Закончи предложение»; Развивающие игра «А если бы…»; Развивающая игра «Хорошо-плохо»; Сочинение загадок; Пересказ эпизода сказки от имени героя.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Дорогою добра - Песня из к/ф «Маленький Мук» Слова: Ю. Энтин, Музыка: М. Минков
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам
Литературный ряд: Сказки знакомые детям
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе написания письма сказочному герою, в играх
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе сочинения и отгадывания загадок, пересказа сказки от имени героя
Виды деятельности детей: Игровая, исследовательская, коммуникативная, чтение, продуктивная
Продукт: загадки, сказка от имени героя.
Тема 1.3. «Волшебная сказка»
Содержание темы: Волшебная сказка. Волшебные предметы (волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы). Волшебники (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Сивка Бурка, Золотая рыбка).
Формы: Групповая, индивидуальная
Методы: Сюрпризный момент; Подбор иллюстраций к сказкам; Беседа с героем из сказки; Пересказ сказки по цепочки; Игра «Найди лишний предмет»; Игра «Дорисуй волшебный предмет»; Чтение отрывков из сказок.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Песня из программы «В гостях у сказки» Я. Рождественская «Приглашение в гости к сказке».
Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам.
Литературный ряд: сказка «Царевна Лягушка»
Материалы и оборудование: кукольный театр, предметы или изображения: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебная палочка, цветные карандаши; бумага.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе беседы со сказочным персонажем, в дидактической игре.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: общение в процессе пересказа сказки, в процессе подбора иллюстраций к знакомым сказкам, в игре.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, чтение, двигательная, исследовательская.
Продукт: Рисунок «Волшебный предмет».
Тема 1.4. «Сказка везде»
Содержание темы: Разные виды сказок. Сказка о животных. Сказка волшебная. Сказка бытовая, о предметах
Формы: Групповая, индивидуальная
Методы: «Кошка научилась говорить»; Если бы я была феей»; «О чем хочет рассказать стол, …»; Игра «Бывает – не бывает»; Игра «Морфотаблица»; Рисование кадров к фильму-сказке.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня «Не бойся сказки, бойся лжи» Из М\ф «Дом для Кузьки»
Зрительный ряд: изображения разных животных, предметов быта, волшебных предметов
Материалы и оборудование: Бумага, краски, кисточки, цветные карандаши
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: общение в процессе придумывания сказки
Характер взаимодействия детей с другими детьми: взаимодействие в игре «Морфотаблица», «Бывает - не бывает»
Виды деятельности детей: Игровая, исследовательская, коммуникативная, продуктивная
Продукт: «Фильм – сказка»
Модуль 2. Волшебный мир театра
Тема 2.1. «Театральное царство»
Содержание темы: Знакомство с историей возникновения театра. Рассказать о разных видах театра (пальчиковый, кукольный театр Бибабо, театр масок, театр теней , настольный театр). Театры нашего города.
Формы, способы, методы
Деятельность детей организуется разными формами: коллективная, в подгруппах, в парах, индивидуальная.
Методы: выразительное чтение стихотворения о театре, беседа по содержанию, игровое творчество, работа с картинками «Эмоции для всех», игры для развития моторики и кисти рук.
Дидактические игры: «В театре», «Подбери красивое слово», «Один – много»; «Слоговые цепочки»; упражнения дыхательные «Задуй свечу»; артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: фрагменты классической музыки.
Зрительный ряд: иллюстрации театров г. Бугуруслана, фотографии, картинки на тему «Театр», разрезные картинки.
Литературный ряд: Альбом «Театры города»
Материалы и оборудование: музыкальный центр, магнитная доска, пальчиковый театр, набор масок, «поезд» из модулей.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Активизация самостоятельной деятельности в театральном уголке.
Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, просмотр театрализованных представлений.
Тема 1.2. «Встреча с другом»
Содержание темы: знакомство детей с ролевой ситуацией. Беседа о друзьях. Ребёнок строит диалог «со своим другом». Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей. Закреплять умение логично излагать свои мысли.
Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Отгадывание загадок на содержание сказки. Детские этюды на выразительность передачи образа.
Формы, способы, методы: Формы организации деятельности ребенка: парная, коллективная.
Методы: выразительное чтение стихотворения, восприятие музыкального произведения; беседа по содержанию. Объяснение, пример, упражнение, дидактическая игра, создание ситуации успех.
Работа над звуковой стороной речи «Повтори дружные слова»
Дидактические игры: «Скажи о друге «ласковое слово», «Доскажи словечко», «Волшебный зонтик», «Угадай по голосу»; речевая игра с мячом «Мой друг»; пальчиковая гимнастика «Семья»; артикуляционная гимнастика .
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»; «Гости» К.Л. Обухова
Зрительный ряд: иллюстрации, картинки разрезные.
Литературный ряд: Сказка «Лучшие друзья».
Материалы и оборудование: ширма, пальчиковый театр, музыкальный центр, мяч, сборник детских стихов о друзьях.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений: Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Активизация самостоятельной деятельности в театральном уголке.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, рассматривание иллюстрации, тактильно-двигательные игры.
Продукт: Этюд «Встреча с другом»
Тема 1.3. «В гостях у домовенка Кузи»
Содержание темы: Чтение сказки. Беседа о героях сказки. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки. Ролевое проигрывание ситуаций. Распределение ролей по желанию детей.
Формы, способы, методы:
Формы организации деятельности ребенка: парная, коллективная.
Методы: словесный – выразительное исполнение стихотворения, рассказ педагога, беседа; инсценирование, показ образца. Практический и игровой методы - игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровое творчество. Дидактическая игра «Исправь ошибку»; упражнения на хорошую дикцию «подбор рифмы слова»; игры – скороговорки; стишки для пальчикового театра; дыхательная гимнастика.
Средства образования и развития:
Музыкальный ряд: музыка из мультфильма «Приключения домовенка Кузи»
Зрительный ряд: иллюстрации, картинки с героями сказки.
Литературный ряд: Сказка «В гостях у домовенка Кузи».
Материалы и оборудование: ширма, театр масок, пальчиковый театр, музыкальный центр, театральные костюмы, декорации, маски героев сказки.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Активизация самостоятельной деятельности в театральном уголке.
Посещение представлений в драмтеатре с родителями.
Виды деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, двигательная.
Продукт: Театрализация сказки «Домовенок Кузя»
Модуль 3. «Маленький актер»
Тема 3.1. «Введение в мир театра»
Содержание: В чем сила искусства. Склонности детей и музыкальные способности. Игровой тренинг. Знакомство с музыкальной сказкой.
1. В чем сила искусства. Инструктаж в игровой форме по технике безопасности.
Беседа о различных видах искусств, о слиянии жанров: музыки, театра, живописи, хореографии.
Практическая работа: Составление правил поведения в театре.
2.Тесты, выявление склонностей, музыкальных способностей. Игровая репетиция, пересказ текста с различной интонацией.
Практическая работа: отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.
3. Большая голова. Игровой тренинг, направленный на развитие всех видов памяти: словесной, пластической, образной, ритмической, осязательной. Один из вариантов ведения темы – выбор игры, позволяющей в процессе игровой деятельности раскрыть творческий потенциал.
Практическая работа: Оформление творческих работ. Сценическое мастерство по игровому показу.
4. Сказка за сказкой. Знакомство с музыкальной сказкой. Путешествие по знакомым сказкам. Устная характеристика сказочных персонажей. Осмысленный вариант поведения на сцене.
Практическая работа: Обыгрывание ролей сказочных персонажей. Рисунки по содержанию сказок.
Тема 3.2. «Музыка и театр»
Содержание: Нужна ли музыка театру. Слушание музыкальной сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Исполнение песен осенней тематики: «Осень», «Огородная», «Хороводная». Выразительность исполнения. Работа над дикцией. Музыкально-дидактическая игра «Что нам осень принесла?»
1. Из чего сделана музыка. Значение музыки как важного источника выражения драматургического образа. Музыкальное сопровождение, примеры исполнения. Слушание музыкальной сказки «Колобок» .
Чтение сказки в новой интерпретации. Вопросы по содержанию музыкального спектакля. Примеры исполнительского мастерства.
Форма контроля: Исполнение индивидуальных партий.
2. Исполнение песен осенней тематики. Выразительное исполнение песен: «Осень», «Огородная», «Хороводная»
Контроль: Следить за правильным положением корпуса, дыханием. Напомнить о правилах исполнения песен.
3. Выразительность исполнения. Работа над дикцией. Вызываются солисты и вокальная группа исполнителей. Провести конкурс на лучшее исполнение, лучших исполнителей отметить памятными значками в форме нот.
Контроль: исполнение песен, используя правила правильного пения.
4. Музыкально-дидактическая игра «Что нам осень принесла? Объяснение правил игры, вовлечение всех участников в игровые действия.
Практическая работа: выполнение правил игры. Рисунок по содержанию
Тема 3.3. «Развитие актерского мастерства»
Содержание: Игры-тренинги на развитие музыкальной ритмической координации. Показ сказки «Колобок» посредством физкультурных движений.
Инсценирование песен: «Комара женить мы будем», «Как у наших. у ворот». «Где был Иванушка».
Игры-тренинги на воспитание актерского мастерства с использованием игровой картотеки.
Развлечение «В гостях у бабушки Арины» Обыгрывание фрагментов из любимых сказок.
1. Игры-тренинги на развитие музыкально-ритмической координации. Музыка, ритм, движение. Основы психологических действий, влияние физических движений на стиль и характер произведения. Понятие о сценическом движении. Показ сказки «Колобок» посредством физкультурных упражнений.
2. Инсценирование песен. Выразительное исполнение песен: «Комара женить мы будем», «Как у наших, у ворот», «Где был Иванушка».
Выполнение игровых действий по содержанию песен. Поиск изобразительного характера.
3. Игры-тренинги на воспитание актерского мастерства. Использование игровой картотеки. Виды театральных костюмов. История появления. Демонстрация слайдов. Просмотр документальных материалов. Оформление актерского костюма и грима.
Практическая работа: Изготовление макета костюма.
4. Обыгрывание фрагментов из любимых сказок. Показ любимых сказок. Развитие творчества. Оригинальность исполнения. Раскрытие характера. Выразительное исполнение партий. Актерское мастерство. Определение действующих лиц.
Практическая работа: Показ фрагмента сказки «Репка на новый лад».
Тема 3.4. Постановка сказки «Волк и семеро козлят»
Содержание: герои сказки; речевые характеристики героев; этюдная работа; инсценировка фрагментов сказки.
Формы, способы, методы: Организация в подгруппах, индивидуальная деятельность детей.
Методы: чтение сказки; рассматривание иллюстраций к сказке; беседа о сказке; слушание аудиозаписи сказки; произнесение реплик разными голосами; беседа о речевых характеристиках героев.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: аудиозапись сказки «Волк и семеро козлят - да на новый лад»
Зрительный ряд: изображения героев сказки (рисунки)
Литературный ряд: Сказка «Волк и семеро козлят».
Материалы и оборудование: музыкальный центр, кукольный театр с ширмой, маски, телевизор.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Взаимодействие с взрослыми: Беседа по сказке
Характер взаимодействия детей с другими детьми: демонстрация друг другу подражания повадкам животных.
Виды деятельности детей: чтение – знакомство с содержанием сказки; коммуникативная – распределение и обыгрывание ролей, диалог между персонажами сказки; музыкально-художественная (использование музыкального сопровождения в драматизации сказки).
Тема 3.5. Спектакль «Волк и семеро козлят»
2.4 Мониторинг. Формы проведения итогов реализации ОП.
В конце учебного года (май) проводятся открытые просмотры непосредственно организованной деятельности с приглашением заведующего ДОУ, старшего воспитателя, родителей воспитанников.
Руководитель кружка проводит НОД с воспитанниками в рамках обмена опытом (в дошкольном учреждении, на городских и республиканских семинарах); в рамках проведения Дня открытых дверей.
2.5. Содержание программы обеспечивает:
личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка со взрослым;
развитие интеллектуально-речевых и общих способностей каждого ребенка;
формирование у ребенка комплекса личностных качеств и навыков социального поведения (самостоятельность, аккуратность, умение слушать и слышать, принимать решение и выполнять его и т. д.).
Возраст детей, участвующих в реализации данной ОП.
Сроки реализации ОП (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа «В гостях у сказки» предназначена для кружковой работы с детьми 5-6 лет и 6-7лет в дошкольных образовательных учреждениях,
2.7. Формы и режим занятий.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Отдельные упражнения, могут быть использованы как элемент коммуникативной деятельности (5—6 минут).
Программа предусматривает широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, создающие эмоциональный фон. Интерес и мотивационная направленность деятельности помогают формировать самоконтроль и самооценку ребенка.
Приоритетной формой организации детей в непосредственно организованной деятельности является объединение их в подгруппы (10-12 человек).
В течение учебного года планируется проведение 36 занятий с режимом проведения одного занятия в неделю во второй половине дня с сентября по май включительно.
Длительность занятий:
5-6 лет – 25 минут;
6-7лет - 30минут.
2.8. Планирование кружковой работы
группа | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | продолжительность занятия | |||
Старшая группа | 1 | 4 | 20-25 мин | |||
Подготов.группа | 1 | 4 | 25-30мин | |||
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение образовательной программы
Воспитатели: убежденность в целесообразности театрализованной деятельности в детском саду; компетентность в реализации парциальной программы; совершенствование в театрализованной деятельности.
Заведующий организует предметно-развивающую среду; методист обеспечивает методической литературой; музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар.
3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной программы
- Дидактический материал;
- Видео-, аудиоматериал;
- Библиотека.
Подготовительная группа
В группе созданы необходимые условия для развития театрализованной деятельности. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе маску, куклу для театрализации, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
В театральной зоне: разные виды театра; фланелеграф, театр картинок, театр игрушек, вязаный театр, театр бибабо, пальчиковый театр, театр на ложках, театр на тарелочках, театр «киндер- сюрприз», театр перчаток, рисунки фигурок из пальцев, маски, костюмы, головные уборы, ширма.
В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками, конструктором и т.д. Кукла, которой можно заплести косички и завязать банты, петрушке, зайчику, мишке и матрешке застегнуть и расстегнуть пуговицы курточки, завязать и расшнуровать ботинки. Атрибуты для сюжетно ролевых игр.
В зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага, печатки, пробки.
В учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, цветные спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, трафареты, линейки.
Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, вторая младшая подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, старшая подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В ВОЗРАСТЕ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа Совместная деятельность педагога с детьми...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа (разработана на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43») Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа подготовительной группы спроектирована на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43», с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей муниципал...