Программа «Одарённые дети с ограниченными возможностями здоровья» на 2022-2026 гг.
рабочая программа
Программа «Одаренные дети с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой программу по выявлению и сопровождению одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: выявление одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание условий для их оптимального развития.
Задачи программы: разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования; поддержать и способствовать развитию возможностей таких детей; дать возможность самореализации обучающихся в соответствии со способностями. Сегодня в детских садах увеличивается процент обучающихся с ОВЗ, поэтому данный вопрос весьма актуален. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволила сформировать систему работы с одарёнными детьми с ОВЗ, создать условия для развития одарённости и таланта у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_odaryonnye_deti_s_ovz.docx | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11» города Смоленска
Программа
«Одарённые дети с ограниченными возможностями здоровья»
на 2022-2026 гг.
Авторы-составители:
старший воспитатель,
педагог-психолог,
воспитатели групп
Смоленск, 2022 г.
Аннотация работы: Программа «Одаренные дети с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой программу по выявлению и сопровождению одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы: выявление одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание условий для их оптимального развития.
Задачи программы: разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования; поддержать и способствовать развитию возможностей таких детей; дать возможность самореализации обучающихся в соответствии со способностями. Сегодня в детских садах увеличивается процент обучающихся с ОВЗ, поэтому данный вопрос весьма актуален. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволила сформировать систему работы с одарёнными детьми с ОВЗ, создать условия для развития одарённости и таланта у детей с ОВЗ.
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, на основе локальных актов МБДОУ «Детский сад № 11» города Смоленска.
Сроки реализации: 2022-2026 гг.
Этапы реализации:
- Этап
Аналитический: мониторинг одарённости обучающихся с ОВЗ, банка данных по одарённым детям с ОВЗ; банка заданий для обучающихся с ОВЗ; рекомендаций и индивидуальных программ для работы с одарёнными детьми с ОВЗ.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися с ОВЗ.
- этап –
Деятельностный: организация факультативных занятий, творческих мастерских; творческих конкурсов, олимпиад; организация научно-исследовательской деятельности; организация проектной деятельности обучающихся с ОВЗ.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися с ОВЗ. 3 этап.
Констатирующий: оформление портфолио; банка творческих работ.
Цель программы: выявление одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создание условий для их оптимального развития.
Задачи программы:
- разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья;
- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в реализации его интересов в детском саду и семье;
- проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих обучающимся с ограниченными возможностями здоровья проявить свои возможности;
- предоставление возможности совершенствовать способности совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;
- самореализации, обучающихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие- детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети".
В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Сопровождение дошкольников с особыми образовательными потребностями скорректировано с учетом основных принципов:
- Усиление практической направленности материала;
- Актуализация основных признаков изучаемых явлений и закономерностей;
- Опора на жизненный опыт ребенка, на объективные связи в содержании изучаемого материала;
- Соблюдение объема необходимости и достаточности;
- Органичное включение в содержание учебных программ коррекционно- развивающего блока.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
Методы и приемы, позволяющие одновременно с обучением вести работы по выявлению и сопровождению одаренных детей с ОВЗ: опорные карты и конспекты; индивидуальные способы обучения; обращение к непосредственному опыту воспитанников; применение игровых форм, разнообразие заданий; вовлечение в проектную деятельность; постоянная активизация действий обучающихся на занятиях, дополнительных занятиях и мероприятиях.
Три закона развития способностей (одаренности):
- Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.
- Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и дополнительной деятельности)
- Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Основные проблемы одаренных детей:
- Дефицит развития произвольной саморегуляции (недостаток организованности и самообладания),
- Трудности делового и личностного общения (они не всегда креативны, часто встречаются с трудностями при выборе профессии).
- Им трудно себя реализовать в реальной жизни.
Категории одаренных детей
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Воспитанники, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора воспитанниками дополнительных
образовательных услуг.
- Принцип возрастания роли дополнительного образования одаренных детей через кружки, секции.
- Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с воспитанниками.
- Принцип создания условий для совместной работы воспитанников при минимальной роли педагога.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:
-Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-Информационно - коммуникативная одаренность;
-Творческая одаренность;
-Социальная одаренность;
-Спортивная одаренность.
Необходимо развивать следующие способности и умения:
- Умение интегрировать и синтезировать информацию.
- Использование альтернативных путей поиска информации.
- Словарный запас.
- Установление причинно- следственных связей.
- Умение делать выводы.
- Участие в решении сложных проблем.
- Умение выделять противоречия.
- Анализ ситуаций.
- Умение оценивать, как сам процесс, так и результат.
- Умение рассуждать.
- Применение идей на практике.
- Способность к преобразованиям.
- Критичность в мышлении.
- Высокая любознательность.
- Творческие способности (дивергентное мышление, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, богатое воображение, эстетические ценности, интуицию).
- Особенности эмоциональной сферы (уважение к другим, терпимость к особенностям других людей, терпимое отношение к критике, готовность делиться вещами и идеями, настойчивость в выполнении задания, отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация).
Стратегия работы с одаренными детьми с ОВЗ:
- При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и другой.
- Необходимо учитывать, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения как под руководством педагога, так и самостоятельно. Важно организовать образовательную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей воспитанников, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
- Образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в группах.
- Важным фактором, влияющим на развитие одаренных детей и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система дополнительного образования в ДОО.
Обучение одаренных детей с ОВЗ:
- Возникает много сложностей в обучении одаренных детей с ОВЗ. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.
- Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка с ОВЗ и его согруппников. Прежде всего, необходимо,
чтобы во всех группах, где есть такие дети, педагоги, как минимум, прошли соответствующую курсовую подготовку.
- Проблема обучения и воспитания одаренных детей с ОВЗ не рассматривается изолированно от других детей. Структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
- Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе, поощрять ребенка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Следует придерживаться индивидуального подхода к одаренным детям с
ОВЗ.
- Внедрение ролевых игр как эффективное средство развития таких детей.
- Обучить детей с ОВЗ границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают этим детям чувство защищенности, снижают напряженность и предотвращают агрессивность.
- Научить обучающихся с ОВЗ, прослеживать межпредметные связи
Деятельность педагога
- Проведение методом педагогического наблюдения целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся с ОВЗ для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
- Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных умений и навыков; характеристика уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
- Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к занятиям для развития креативности одарённых и высокомотивированных детей с ОВЗ.
- Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка с ОВЗ. Формирование умения выделять задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание.
- Вовлечение в сотрудничество обучающихся с ОВЗ в рамках занятия
- Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых обучающихся с ОВЗ в виде: контроля по результатам (итогового контроля); текущего контроля; предметного контроля.
- Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей с ОВЗ: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.
- Формирование коммуникативных навыков, способности включаться в учебное сотрудничество.
- Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.
- Учёт интересов одарённого ребёнка с ОВЗ и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим ребенком.
- Содействие изучению способов получения знаний.
- Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.
- Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.
- Обучение детей с ОВЗ оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
- Содействие развитию рефлексии.
Описание модели работы с одаренными детьми с ОВЗ
Основные направления реализации программы | ||
Создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми с ОВЗ | Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми | Мероприятия по работе с одарёнными детьми |
-внедрение передовых образовательных технологий; -укрепление материально- технической базы; -нормативно-правовое обеспечение деятельности; -формирование базы данных по проблеме одарённости детей с ОВЗ. | -повышение профессионального мастерства педагогов; -организация обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми с ОВЗ; -научно-методическое обеспечение программы; -информационное обеспечение программы | -олимпиады; -викторины; -конкурсы; -фестивали; -соревнования; -выставки; -дополнительные занятия. |
Методическая работа педагога:
- Заниматься самообразованием;
- Повышать профессиональное мастерство;
- Посещать занятия других педагогов;
- Участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов ДОО;
- Проводить открытые занятия;
- Проводить занимательно-познавательные мероприятия с воспитанниками.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Направления деятельности:
- Организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- Подготовка воспитанников к олимпиадам, конкурсам, викторинам дошкольного, муниципального и регионального уровня;
- Проведение массовых мероприятий внутри ДОО;
- Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Главные принципы реализации программы
- Непрерывность и систематичности дошкольного и дополнительного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
Формы работы с одаренными детьми
- Викторины;
- Творческие мастерские;
- Групповые занятия;
- Дополнительное образование;
- Конкурсы;
- Участие в олимпиадах;
- Работа по индивидуальным планам;
- Интеллектуальные интерактивные игры; Интеллектуальные конкурсы;
- Общесадовские мероприятия;
- Выставки художественного детского творчества.
В образовательном процессе обязательное использование интерактивных методов обучения, дифференцированной работы на разных этапах занятия, инструктажа домашнего задания.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- Сформировать систему работы с одарёнными детьми с ОВЗ;
- Создать условия для развития одарённости и таланта у детей с ОВЗ в современных условиях;
- Совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми с
ОВЗ;
- Сформировать банк данных «Одарённые дети с ОВЗ».
Мониторинг результативности работы с воспитанниками
- Педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала;
- Изучение структуры интеллекта;
- Отслеживание уровня умственного развития воспитанников;
- Отслеживание уровня развития творческого мышления;
- Отслеживание успешности индивидуального роста и развития воспитанников.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников с ОВЗ, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей с ОВЗ, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления воспитанников с ОВЗ;
После изучения курса программы дети с ОВЗ должны уметь:
- Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
обработки данной информации;
- Определять учебную задачу;
- Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Владеть своим вниманием;
- Сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- Использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- Самостоятельно мыслить и творчески работать;
- Владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
План работы:
№ п/п | мероприятия | сроки |
1 | Выявление способностей в различных областях развития | сентябрь -октябрь |
2 | Беседа с родителями о создании условий для развития способностей ребенка | ноябрь |
3 | Индивидуальная работа по развитию способностей | на протяжении учебного года |
4 | Работа с воспитанниками на дополнительных занятиях | на протяжении учебного года |
5 | Участие в общественной деятельности детского сада | на протяжении учебного года |
6 | Участие в конкурсах ДОО | Сентябрь-октябрь |
7. | Участие в городских фестивалях, конкурсах | Ноябрь-декабрь |
8 | Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах | на протяжении учебного года |
9 | Участие в научно-практических конференциях | Декабрь-февраль |
10 | Индивидуальный подбор дополнительного материала для работы в летний период | май |
- Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети с ОВЗ»
Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ
«Об образовании».
Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных воспитанников с ОВЗ.
Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми детьмис ОВЗ.
Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми с ОВЗ.
Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми с ОВЗ.
Наблюдение, контроль за выполнением программы.
- Проведение контрольных тестов, анкетирования воспитанников творческого уровня.
- Проведение конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий
по выявлению и поддержке одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья на 2022– 2026 г.г.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Формирование локальной нормативной базы ДОО | ||
1.1. | Создание плана по работе с одаренными детьми с ОВЗ | Ежегодно, август– сентябрь | Старший воспитатель |
1.2. | Оформление приказа по закреплению лиц, ответственных за осуществление работы с одаренными детьми с ОВЗ | Ежегодно до 15 сентября | Заведующий |
1.3 | Пересмотр и корректировка должностных инструкций лиц, ответственных за работу с одаренными детьми с ОВЗ | Октябрь–ноябрь | Заведующий |
1.4 | Разработка локальных нормативных актов деятельности с детьми с ОВЗ | Ноябрь -декабрь | Заведующий, старший воспитатель |
2. | Выявление одаренных детей | ||
2.1 | Формирование системы диагностики и психолого- педагогического сопровождения одаренных детей с ОВЗ в ДОО | Ноябрь -декабрь | Старший воспитатель, педагог – психолог, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО |
2.2. | Мониторинг результативности участия обучающихся в мероприятиях различного уровня (ежеквартальный) | Ежегодно, сентябрь-май | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО |
2.3. | Создание базы данных по одаренным детям с ОВЗ на уровне ДОО | Декабрь-январь | Старший воспитатель |
2.4. | Формирование базы данных по одаренным детям с ОВЗ «Одаренность», ее поддержка и обеспечение доступности. Своевременное ее обновление | Ежегодно, в течение года | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО |
3 | Поддержка, развитие и сопровождение одаренных детей | ||
3.1. | Утверждение и реализация ежегодного комплексного календаря массовых мероприятий с дошкольниками, имеющих муниципальный и областной уровень организации. | Ежегодно, Сентябрь-октябрь | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО |
3.2. | Обеспечение индивидуального сопровождения детей с ОВЗ относящихся к категории «Одаренный» | Ежегодно, сентябрь -май | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО |
3.3 | Обеспечение участия обучающихся в конкурсах разного уровня | Ежегодно по отдельному графику | Старший воспитатель |
3.4 | Участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других мероприятий среди одаренных детей с ОВЗ | В течение периода | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО |
3.5 | Системное взаимодействие с социальными партнёрами | Ежегодно, согласно плана работы ДОО | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО | ||
3.6 | Внедрение в практику развития одаренных детей с ОВЗ дистанционных технологий в образовательной деятельности. | 2020-2025 гг. | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО | ||
3.7 | Работа по программам дополнительного образования | В течение года | Педагоги ДОО | ||
3.8 | Оформление портфолио. | В течение года | Педагоги ДОО, старший воспитатель | ||
4. | Организация работы с родительской общественностью | ||||
4.1. | Выстраивание системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка с ОВЗ | 2022-2026 гг. | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО | ||
4.2. | Проведение общих родительских собраний по темам:
«Детская одарённость: цели и пути развития способностей ребёнка» | Ежегодно, октябрь-декабрь | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО | ||
4.3. | Общие родительские собрания по вопросам сопровождения и итогам работы с одаренными детьми | Ежегодно, ноябрь -декабрь | Заведующий | ||
5. | Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров по работе с одаренными детьми | ||||
5.1. | Повышение квалификации педагогов по теме: «Содержание и организация образовательного процесса в развитии потенциала одаренности детей» | Ежегодно, согласно плана работы ДОО | Старший воспитатель | ||
5.2. | Семинар-практикум «Мониторинг учебных достижений воспитанников, в том числе с детьми с ОВЗ» | Апрель -май | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО | ||
6. | Мониторинг состояния работы с одаренными детьми в ДОО | ||||
6.1. | Формирование системы мониторинга достижений воспитанников | Апрель – май 2022 г. | Старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО | ||
6.2. | Анализ результатов реализации программы ДОО по работе с одаренными детьми с ОВЗ | Ежегодно (май-июнь) | Заведующий, старший воспитатель, ответственные за работу с одаренными детьми в ДОО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) 5-6 лет...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Адаптированная основная оьразовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) от 6 до 7 лет...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Рабочая программа(старшая группа)...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Рабочая программа (подготовительная группа)...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...