«Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста (1,5 – 3 года) с помощью русских народных сказок и театрализованной деятельности"
проект (младшая группа)
«Духовно-нравственное воспитание детей
раннего возраста (1,5 – 3 года) с помощью русских народных сказок и театрализованной деятельности»
В детский сад малыш приходит в возрасте от 1 года и уже с раннего возраста закладывается основа духовно-нравственного воспитания малыша. Приходя в новый и неизведанный мир детского сада, малыш только начинает делать свои первые достижения, и в этом – мы являемся непосредственно проводниками. Формируя с раннего возраста речевые умения малыша, мы проявляем интерес к нашей богатой культуре - России.
По признанию многих педагогов и психологов период от рождения до школы имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Именно в этом возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, то есть начинается процесс осознания себя в мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Для успешного приобщения малышей, я использую театрализованную деятельность, поскольку она является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает фантазию, воображение, память. Учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия «добра и зла». Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
В процессе театрализованной деятельности расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, также развивается и эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
Развиваясь, в процессе театрализованной игры ребенок постепенно переходит от наблюдения театрализованной постановки взрослого - к самостоятельной игровой деятельности, от имитации действий фольклорных и литературных персонажей - к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
Следуя принципу «от простого, к сложному», многократно повторяется один и тот же содержательный материал, до тех пор, пока это произведение не укрепится в памяти малышей. Известно, что детям раннего возраста свойственна инфантильная амнезия. Дети запоминают яркие события, и некоторое время их помнят, а затем воспоминания об этих событиях угасают и стираются из их памяти. По этому, я неоднократно, в течение учебного года, обращаюсь к одному и тому же сюжету.
Данное направление осуществляется циклично:
1.демонстрация сказки;
2. игра – театрализация;
3.закрепление изученного материала.
Этот цикл можно применять к любому литературному произведению, соответствующему данному возрасту.
В своей работе я использую методы:
Демонстрация наглядных средств, беседа, «инструкции к действию» Метод вопросов – и ответов, а так же приемы, нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу).
Все это проводила в форме театрализованной игры или с элементами игры, совершенствуя речь малыша.
Поскольку наш детский сад принимает детей раннего возраста от 1 года до 3, то и работа с маленькими детьми должна выстраиваться так, чтобы ребенок смог принимать активную деятельность в процессе. Мною был разработан цикл видео-сказок, которые мы снимаем совместно с детьми.
Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества.
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Первой нашей работой в данном направлении стала видеосказка «Рукавичка», которая учит важным ценностям: жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь, тому, что дома лучше, чем где бы то ни было. Тут сразу вспоминаются наши старые русские пословицы: «в тесноте да не в обиде», «лучше свое отдать – чем чужое взять». Казалось бы, небольшая детская сказка, а сколько важного и нужного можно найти для подрастающих малышей – дружелюбие, позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому.
Вторая наша яркая работа видеосказка «Матрёшки», где малыши озвучивая сказку, играя свои роли, проявляют интерес к истокам русской народной культуры. Немаловажно, в сказке малыши для себя подчеркивают то, что нужно помогать друг другу, никогда не бросать в беде, не оставаться безучастным.
Это весьма интересный и необычный подход в формировании духовно-нравственного воспитания, в котором объединяются все для создания одной, но очень нужной и важной сказки. Для развития творческой среды мы специально для наших актеров создаем соответствующий возрасту реквизит для сказки – не громоздкий и отлично подходящий под рост ребенка.
Чтобы добиться результата, и ребенку это было интересно и увлекательно данный процесс осуществляется не только на музыкальных занятиях, но и изучая сказку в группе с воспитателем, и конечно же в домашних условиях, с родителями.
Непосредственно саму съемку мы снимаем фрагментарно, так как детки весьма маленькие иногда волнуются, забывают, что нужно сказать, и в целом это огромный труд выдержать для столь юного актера съемку. Казалось бы из небольших отрезочков, которые мы снимаем совместно с детьми - мы получаем новую детскую сказку, которую смотрят с большим удовольствием малыши нашего ясельного детского сада «Тёма», и не только. Наши видеосказки с удовольствием смотрят малыши из соседних детских садов.
Данный опыт в своей деятельности мы продолжаем, и будем накапливать копилку русских народных видеосказок с нашими малышами в возрасте от 1,5-3-х лет. Поскольку данный опыт очень интересен, современен для нашего подрастающего поколения, а сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепризнанна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок.
В современном мире,мы все реже и реже обращаемся к классике,к русским традициям,сказкам.А ведь именно сказки нас воспитывают....
Формирование у детей младшего дошкольного возраста нравственных качеств с помощью русских народных сказок.
Из опыта работы....
Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".
Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность
В нашем детском саду театральной студией «Лучик» в 2014-2015 учебном году было поставлено и показано детям, родителям несколько сказок: «Конек-горбунок»; «Муха-цокотуха»; «Волк и семеро козлят» ...
Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра.
Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра....
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. ...
Сценарий литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их родителей «Нравственное воспитание при помощи русских народных сказок»
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка; развитие совместного творчества родителей и детей; развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, обсуждать с ним предстоящую...