Рабочая программа "Сказкотерапия"
рабочая программа (средняя группа)
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР является сказкотерапия, которая обладает диагностической, коррекционной, реабилитационной, психотерапевтической, социальной функциями, а в дошкольном возрасте позволяет решить множество задач. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_ignateva.docx | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРЗ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»
для детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития
3-7 лет
Разработчик программы:
воспитатель
Игнатьева И.Ю.
Санкт-Петербург
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В настоящее время, в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической помощи названной категории детей.
- Особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом развитии. Одной из наиболее распространенных форм психических нарушений является задержка психического развития. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Особенностями их познавательной сферы являются: недостаточная сформированность произвольного внимания и дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения), снижение непроизвольного запоминания. Явное отставание у группы детей с ЗПР наблюдается и при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса. Наряду с отставанием в развитии психических функций, характерной особенностью для детей с задержкой психического развития является слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Недостаточен уровень сформированности общей способности к учению. Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности и дефицита внимания, импульсивности, а также повышение уровня тревожности и агрессии.
Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с задержкой психического развития требует дифференцированного подхода к коррекции. Учитывая возраст детей, актуальными становятся все виды терапии и коррекции искусством: музыкальная, игровая, танцевальная, телесно-двигательная терапия и сказкотерапия. Терапия и коррекция искусством построены на связи научных и прикладных направлений, имеющих общие основания. Они используются в целях оздоровления, развития, воспитания и социализации субъекта посредством форм, видов, средств различных искусств.
Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР является сказкотерапия, которая обладает диагностической, коррекционной, реабилитационной, психотерапевтической, социальной функциями, а в дошкольном возрасте позволяет решить множество задач. С помощью сказкотерапии можно выявить психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет решать ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. Сказкотерапия особенно эффективна при оказании педагогической помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.
В психологической работе имеется широкий спектр показаний для проведения сказкотерапии. Вот некоторые из них: искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, повышенная тревожность, агрессивность, страхи, конфликтность и др. Проблемы психолого-педагогического характера решаются через проигрывание сказок, сочинение сказочных историй, обсуждение сюжетной линии и героев, разрешение конфликтных ситуаций. Сказка играет большую роль в жизни дошкольника, в его психическом развитии. Метафора обеспечивает контакт между правым и левым полушариями мозга. Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии. Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Известно, художественное произведение влияет как на развитие отдельных психических функций, так и, что особенно важно, на формирование личности ребенка в целом.
Восприятие сказки – очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через искусство можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в дошкольном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. В восприятии художественного произведения дошкольникне эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.
Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. На осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, то есть изменения часто происходят на подсознательном уровне.
Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с ЗПР позволит педагогу стимулировать развитие гностических процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.
Цель программы.
Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных задержкой психического развития; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачами являются:
расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
развитие самостоятельности, самоконтроля;
развитие коммуникативных навыков;
развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
коррекция отклоняющегося поведения;
развитие эмоциональной и моторной адекватности.
Структура коррекционно - развивающего сказкотерапевтического занятия
с использованием элементов АРТ-терапии:
Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные упражнения.
Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят из прошлого занятия.
Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми)
Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ № П П | Тема | Кол-во часов | Дата проведения занятия | Виды деятельности | Предполагаемый результат | Оборудование ( ЭСО, ТСО, наглядные пособия) | Интеграция |
Первичная диагностика развития ребенка | |||||||
1 | Психологические качества: внимание, Зрительно-моторная координация, мышление, восприятие, память, речь. | 2 | 14.09 15.09 | Выполнение задания в Соответствии с инструкцией | Выявление особенностей Психологических качеств ученика | Тест Пьерона Рузера; “Найди отличие”; <<4-й лишний>> <<Последовательность событий>>; “Узнавание фигур”: “Какие предметы спрятаны в рисунке”; <<Запомни предметы>>; беседа; наблюдение. | |
2 | Слушаем сказку <<Курочка Ряба>> | 2 | 21.09 22.09 | Курица, дед, баба, мышка, яйцо, простое, золотое, бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет |
| Совершенствовать общую моторику, совершенствовать мелкую моторику- формировать пинцетный захват, развивать зрительное внимание, развивать способность вслушиваться в речь другого человека, формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы <<кто?>>, <<что?>>, <<где?>>, <<у кого?>>. | Сказка <<Курочка Ряба>>, мозаика, лист бумаги, карандаш, ножницы. | Альтернативное чтение |
3 | Рассказываем сказку <<Курочка Ряба>> | 2 | 28.09 29.09 | Один, много, бил, била | 1.Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки ( с опорой на предметные картинки). 3. Развитие дыхания. 4. Развитие мелкой моторики <<Конструирование из спичек>> (см. приложение) 5. Развитие зрительного внимания – картинка <<Лабиринт>> (см. приложение) 6. Развитие сенсорного восприятия – сюжетная картинка <<Две бабы>> (см. приложение) | Развивать зрительную память, зрительное сосредоточение, умение рассматривать, продолжать вырабатывать у детей учебные навыки – внимательно слушать, говорящего, не перебивать, дослушивать сказку до конца. | Предметные картинки, спички, картинка <<Лабиринт>>, сюжетная картинка <<Две бабы>> | Развитие речи |
4 | Показываем сказку <<Курочка ряба>> | 2 | 05.10 06.10 | Разбить, катить, сердитый, простой, золотой | 1.Организационный момент. 2. Инсценировка сказки 3. Развитие мимики 4.Развитие зрительного внимания и мелкой моторики 5. Развитие зрительного внимания и мышления 6. Заключительное рассказывание сказки (по опорным картинкам) | Развивать зрительное и слуховое восприятие детей; соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета, воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей | Куклы- персонажи, мозаика, опорные картинки | Развитие речи |
5 | Слушаем сказку <<Колобок>> | 2 | 12.10 | Лиса, заяц. волк | 1.Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой 3.Развитие грамматической стороны речи 4. Развитие зрительного внимания - контурные изображения (см. приложение) 5. Развитие общей моторики 6.Что сначала, что потом | Совершенствовать общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурное изображение героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать | Сказка <<Колобок >>, контурные изображения, лист бумаги, карандаш | Альтернативное чтение |
6 | Рассказываем сказку <<Колобок>> | 4 | 19.10 20.10 26.10 27.10 | Длинный, пушистый, острые | 1.Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки ( с опорой на предметные картинки). 3. Развитие грамматической стороны речи 4. Развитие зрительного внимания 5. Развитие сенсорных представлений 6. Развитие мышления и грамматики | Развивать зрительное внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения героев, развивать слуховое внимание - умение вслушиваться в речь взрослого, вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы <<где это?>>,<<кто это?>>,<<что это?>>, не перебивать говорящего, воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать | Предметные картинки | Альтернативное чтение |
7 | Показываем сказку <<Колобок> | 4 | 02.11 03.11 09.11 10.11 | 1.Организационный момент. 2. Развитие лексики 3. Развитие грамматики 4. Развитие зрительного внимания – картинка <<Кто спрятался?>> (см. приложение) 5. Развитие мелкой моторики – картинка <<Лабиринт>> (см. приложение) 6. Обучение рассказыванию | Совершенствовать мелкую моторику ребенка – выполнять точные движения пальцами ведущей руки; учить правильно держать карандаш или фломастер; учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки; обучать рассказывающего; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; вырабатывать учебные навыки – умение дослушивать сказку до конца, сохранять правильную (рабочую) позу за столом; воспитывать умение поддержать; учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. | Картинка <<Кто спрятался?>>, карандаш, фломастер, лист бумаги, картинка <<Лабиринт>> | Окружающий мир | |
8 | Слушаем сказку <<Репка>> | 6 | 16.11 17.11 23.11 24.11 30.11 01.12 | Кошка, собака, вот, это, тут, там, где, да, нет, предлоги <<за>>,<<впереди>> | 1.Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой 3.Развитие грамматической стороны речи 4. Развитие зрительного внимания 5. Развитие мелкой моторики и слухового внимания 6.Кто сначала, кто потом 7. Развитие грамматики <<Один- много>> (см. приложение) | Развитие слухового внимания ( повышение внимания к речи взрослого); развивать и умение вслушиваться в речь взрослого; зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображенных героев; по слуху определять одинаково изучающие предметы | Сказка <<Репка >>, картинка <<Один- много>>, лист, бумаги, карандаши | Альтернативное чтение |
9 | Рассказываем сказку <<Репка>> | 4 | 07.12 08.12 14.12 15.12 | 1.Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки ( с опорой на предметные картинки). 3. Развитие грамматической стороны речи 4. Развитие зрительного внимания 5. Развитие сенсорных представлений – игра <<Мал, мала, меньше>> (см. приложение) 6.Развитие мышления 7. Развитие грамматики – картинка <<Где что лежит?>> (см. приложение) | Развивать зрительное внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого; развивать мышление – отгадывать загадки | Предметные картинки, загадки, картинки к игре <<Мал, мала, меньше>>, картинка <<Где что лежит>> | Альтернативное чтение | |
10 | Показываем сказку <<Репка>> | 4 | 21.12 22.12 28.12 29.12 | 1.Организационный момент. 2. Развитие лексики и грамматики –сюжетная картинка <<На кухне>> (см. приложение) 3. Развитие зрительного внимания и мелкой моторики- сюжетная картинка <<Друг за дружку>> (см. приложение) 4. Обучение рассказыванию 5. Развитие мышления – предметные картинки <<Подарки>> (см. приложение) | Совершенствовать мелкую моторику ребенка – выполнять точные движения пальцами ведущей руки; учить правильно держать карандаш или фломастер; Развивать слуховое и зрительное внимание ребенка | Сюжетная картинка <<На кухне>> , лист, бумаги, карандаш, фломастер, сюжетная картинка <<Друг за дружку>> предметные картинки<<Подарки>> | Окружающий мир | |
11 | Слушаем сказку <<У страха глаза велики >> | 6 | 11.01 12.01 18.01 19.01 25.01 26.01 | Колодец, колода, след | 1.Организационный момент. 2. Знакомство со сказкой 3.Развитие грамматической стороны речи 4. Развитие зрительного внимания- контурные изображения героев сказки (см. приложение) 5. Развитие мелкой моторики 6.Кто сначала, кто потом | Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – внимательно рассматривать сюжетную картинку; узнавать цветные и силуэтные изображения; умение вслушиваться в речь взрослого. | Сказка << У страха глаза велики >>, Контурные изображения героев сказки | Альтернативное чтение |
12 | Рассказываем сказку <<У страха глаза велики >> | 8 | 01.02. 02.02 08.02 09.02 15.02 16.02 22.02 23.02 | Большой, маленький, побольше, поменьше | 1.Организационный момент. 2.Развитие грамматической стороны речи 3. Развитие зрительного внимания – контурные изображения герое сказки (см. приложение) 4. Развитие сенсорных представлений – картинка <<Ведерки>> (см. приложение) 5.Развитие мышления | Развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения героев сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь взрослого | Контурные изображения героев сказки, картинка <<Ведерки>> | Окружающий мир |
13 | Показываем сказку <<У страха глаза велики >> | 4 | 01.03 02.03 15.03 16.03 | 1.Организационный момент. 2. Инсценировка сказки 3. Развитие грамматики 4. Развитие зрительного внимания – игра <<Четвертый лишний>> (см. приложение) 5. Развитие мелкой моторики и грамматики – сюжетная картинка <<Все разбежались>> (см. приложение) 6. Обучение рассказыванию | Совершенствовать мелкую моторику; учить правильно держать карандаш или фломастер; закреплять навыки глобального чтения; учить помогать взрослому проводить простую инсценировку знакомой сказки; развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, логическое мышление – умение сравнивать, анализировать | Куклы- персонажи, карандаш, Лист бумаги, картинки к игре <<Четвертый лишний>>, сюжетная картинка <<Все разбежались>> | Альтернативное чтение | |
14 | Слушаем сказку <<Теремок>> | 4 | 22.03 23.03 29.03 30.03 | Теремок, избушка, замок, дом | 1.Организационный момент. 2. <<Сломанный теремок>> (см. приложение) 3. Знакомство со сказкой 4.Развитие грамматической стороны речи 5. Развитие зрительного внимания- предметные картинки <<Дома>>, контурные изображения животных героев сказки (см. приложение) 6. Развитие общей моторики 7. Кто сначала, кто потом | Развивать зрительное и слуховое внимание – Внимательно рассматривать сюжетную картинку, узнавать изображенных героев на контурных рисунках; умение вслушиваться в речь взрослого | Сказка <<Теремок>>, картинка <<Сломанный теремок>>, предметные картинки <<Дома>>, контурные изображения животных героев сказки | Альтернативное чтение |
15 | Рассказываем сказку <<Теремок >> | 4 | 05.04 06.04 12.04 13.04 | Большой, маленький, больше, меньше | 1.Организационный момент. 2. Совместное рассказывание сказки ( с опорой на предметные картинки). 3. Развитие грамматической стороны речи-картинки <<Один и много>> (см. приложение) 4. Развитие зрительного внимания – контурные изображения животных –герое сказки (см. приложение) 5. Развитие сенсорных 6.Развитие мышления | Развивать зрительное и слуховое внимание – Умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурные изображения животных; умение вслушиваться в речь взрослого; вырабатывать учебные навыки у ребенка: отвечать на вопросы взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям. | Предметные картинки, картинки <<Один и много>>, контурные изображения животных героев сказки | Развитие речи |
16 | Показываем сказку <<Теремок>> | 4 | 03.05. 04.05 10.05 11.05 | 1.Организационный момент. 2. Развитие лексики и грамматики – картинка <<Жилища животных>> (см. приложение) 3. Развитие зрительного внимания - картинка <<Кто где спрятался>> (см. приложение) 4. Развитие мелкой моторики и грамматики –картинка <<Найди маму>>(см. приложение) 5. Обучение рассказыванию | Совершенствовать мелкую моторику; учить правильно держать карандаш или фломастер; развивать слуховое и зрительное внимание ребенка, логическое мышление –умение сравнивать, анализировать. | Картинка <<Жилища животных>>, картинка <<Кто где спрятался?>><<Найди маму>> | Окружающий мир | |
Итоговая диагностика достижений и развития |
29 | 5 | 17.05. 18.05 24.05 25.05 31.05 | Выполнение задания в соответствии с инструкцией | Выявление особенностей психологических качеств ученика | Тест Пьерона Рузера “Найди отличие”; <<4 лишний>> <<Последовательность событий>> “Узнавание фигуры” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...