Опыт проведения родительских собраний.
проект (старшая группа)

Манькова Ирина Анатольевна

Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!

 Воспитание наших детей зависит только от нас!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nominatsiya_otvetstvennoe_roditelstvo_1_1.docx86.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 9»

области 144006, Московская область, г. Электросталь, ул. Первомайская, д. 014

+7(917)544-10-58

elst_mougim_9@mosreg.ru

«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР»

          

Стажировочная площадка  «Детский сад – маршруты развития»

 Федерального проекта "Современная школа"

национального проекта "Образование"

Номинация «Ответственное родительство.»

Опыт проведения родительских собраний.

Представили опыт работы:

воспитатели

 высшей квалификационной категории

Манькова Ирина Анатольевна,

Мясоедова Елена Викторовна.

                                   

                                                                                         2024г.

Цель – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные отношения  взаимодействия участников образовательного процесса.

Поставленная цель будет решаться через задачи:

- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;

- создать условия в коллективе МОУ по организации взаимодействия с семьей;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

 В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья»

Формы работы : традиционные (родительское собрание, консультации, анкетирование)

Тема родительского собрания: «Стиль семейных отношений и эмоциональное

самочувствие ребенка»

Разговор на эту тему мы начнем с определения понятия «семья». Что же такое семья? Семья – это не просто всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы. Итак, семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.                                                                                                                          

А что на ваш взгляд, включает понятие «Семейные отношения»? Я предложу на выбор

 3определения. Какое из них вы считаете правильным?                                                                     1. Семейные отношения – это характер взаимного общения взрослых и детей в семье.              2. Семейные отношения – это эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.        

 3. Семейные отношения – это психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов.

 Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка.

 Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в тверском ДОУ, приходится констатировать, что родители нередко используют методы физического  воздействия и психологического давления на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет.                                                                                                               В Конвенции о правах ребенка – правовом документе международного стандарта провозглашается такое право ребенка, как защита его от всех форм жестокого обращения. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку?                                  По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода.  В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин много.                                                                                                                                    

Одна из основных – приверженность традициям – «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет» - а потому и сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка.               Другая причина: высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению взрослого – проблема решена.                                                                                                                                                          

Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия.                                                                                                                                                   Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие чаще всего встречается в неблагополучных семьях, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена партнеров у матери в неполных семьях. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях.                                                                                                                                                     Согласно требованиям Конвенции и нормативно- правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В комментариях к закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям, систематическая и необоснованная критика.                                                                                                                                              Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в учебе, в профессиональном труде, у них нарушаются представления о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.                                                                                                                                      В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим и животным.                                                                            Одним из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие.  Это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие имеют отклонение в интеллекте, эмоционально - волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы.                                                                                                                         Исходя из вышесказанного, я хочу порекомендовать вам несколько советов, выполнение которых обеспечит правильное взаимодействие с детьми и сделает взаимоотношения родителей и детей в семье спокойными и теплыми.                                                                                                      Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Задача взрослого показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование - запрет, а требование - объяснение.                                                                                         1.Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если взрослый не прав, уметь признать свои ошибки. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других.                                                                                                                                                                2. Не угрожать, не применять физическое или эмоциональное насилие, а также не обещать наград. Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у него не возникло мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть результатом выполнения требований.                                                                                                                        3.Необходимо учить детей общаться, надо познакомить их с правилами хорошего общения.

 4.Самим быть хорошим примером для ребенка, в семье придерживаться одинаковых требований к нему, быть терпимым к его непосредственности.                                                                5.Найти золотую середину между репрессией по отношению  к ребенку, так и вседозволенности.                                                                                                                               6.Не делать ребенка инструментом своего настроения и чувств.

  Отрывок  из  рассказа Василия Шукшина «жена мужа в Париж провожала». 

«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на нее, что нельзя так-то уж, но получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал    ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.- Ты смотри, смотри-и, парень!Говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу – Ты смотри-и! Для тебя мы ее растили, чтоб ты руки тут распускал?! Не дорос!.... Тут они поперли на него в три голоса:- Кретин! Сволочь!- А вот мы сейчас милицию! А?- Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь!- Голодранец поганый! Кретин!   Дочка Не заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:- если не прекратите орать, я вас…всех уложу здесь!

К вам вопрос: какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их?                                                                              Ответ: подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка. У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.

 Еще один вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий.                                                                                        Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как бы их защитная реакция.

 Обобщение: родителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Психолог И. Плотниекс, написавший книгу для родителей «Психология в семье» считает, что в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1 % - заболевания, а 99 % - распущенность. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.                                                                                Согласны ли вы с этим мнением?

 Практикум для родителей.

 Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:

1 ситуация. Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?                                                                                                                                                                   Рекомендация: родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

2 ситуация. Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае? Рекомендация: в этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его.                                                                                                                      Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всег да надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.                                                              

Анкетирования родителей по теме«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка»                                                                                                                                                    Родителями было заполнено 18 анкет. Знаете ли вы:

 1 вопрос «От чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?» 12 человек ответили «Да, знаю», 6 человек ответили «Не знаю».                                                                                      Рекомендация: от того, как родители, т.е. вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один:  должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите,                                                                

 2 вопрос «Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?» 16 человека ответили «Да, я так часто делаю». Это очень хорошо. 2 человека так не считают, но хотят узнать мнение других.                                                                                                          Рекомендация: если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.                                                                                                                                                                                  3 вопрос «Какой вопрос вы задаете по возвращении ребенка из детского сада?»11 человек спрашивают у детей: «Что интересного было в ДОУ?» Это очень похвально.5 человек – «Чем вас сегодня кормили?»2 человека – «Что ты сегодня натворил?»                                                  Рекомендация: Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в ДОУ?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».                              

   4 вопрос «Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?» 11 человек ответили – знаю много, читала; 4 человека ответили – я мало знаю об этом; 3 человека ничего не знают.                                                                                 Рекомендация: Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.                5 вопрос «Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?» 12 человек ответили «Знаю»; 3 человек ответили «Знаю, но хотелось бы больше»; 3 человека не знают.                                                                       Рекомендация: обстановку суеты и нервозности создают в семье конфликты между родителями и детьми, грубость, эмоциональное насилие. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.                                                       6 вопрос «Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?» Большинство ответило – да (15 чел.) 3 человек не нуждаются в таких советах.                                                                                                                                               Рекомендация: Чтобы ребенок занимался какой-либо деятельностью, необходимо создать для этого условия заинтересовать его. Очень эффективно действует игровые приемы, ведь игра – основная деятельность дошкольника. Любая деятельность ребенка будет результативна, если она ему интересна, и при этом он получает одобрение, похвалу, помощь, поддержку. Родители должны позаботиться о том, чтобы результат работы был заметен самим детям.                                    

7 вопрос «Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?»  10 человек считают, что это не верно; 8 человек считают, что «да», но они стараются этого избегать.                                                                                     Рекомендация: Помните, агрессивные интонации не нужны при воспитании детей. Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Закончить нашу встречу хочется словами – «Что ребёнку надо – домик с тихим садом, мама с добрым взглядом и от отца родного слышать ласковые слова.

Подводя итог родительского собрания о семейном воспитании, хочется сказать, что единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!

 Воспитание наших детей зависит только от нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Алгоритм подготовки и проведения родительского собрания (родительский клуб).

предлагаю вашему вниманию алгоритм подготовки и проведения родительского клуба...

Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему "Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка".

Тема: «Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка».Форма родительского собрания – круглый стол.Цель общая:  Типичные профили родительского отношения, влия...

Опыт проведения родительского онлайн-собрания

Я, Царикова Наталья Александровна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №56 «Загадка» г. Смоленска, хочу поделиться опытом проведения родительского онлайн-собрания....

Опыт проведения родительского собрания для педагогов ДОУ на тему: «Ценность игры и игрушки в развитии детей раннего возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности и выборе игрушек у ребенка раннего возраста. (Привлечение внимания родителей к детской игре как к деятельности, которая ...