Опыт проведения родительских собраний.
проект (старшая группа)
Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!
Воспитание наших детей зависит только от нас!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nominatsiya_otvetstvennoe_roditelstvo_1_1.docx | 86.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 9»
области 144006, Московская область, г. Электросталь, ул. Первомайская, д. 014
+7(917)544-10-58
«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР»
Стажировочная площадка «Детский сад – маршруты развития»
Федерального проекта "Современная школа"
национального проекта "Образование"
Номинация «Ответственное родительство.»
Опыт проведения родительских собраний.
Представили опыт работы:
воспитатели
высшей квалификационной категории
Манькова Ирина Анатольевна,
Мясоедова Елена Викторовна.
2024г.
Цель – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.
Поставленная цель будет решаться через задачи:
- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;
- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;
- создать условия в коллективе МОУ по организации взаимодействия с семьей;
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья»
Формы работы : традиционные (родительское собрание, консультации, анкетирование)
Тема родительского собрания: «Стиль семейных отношений и эмоциональное
самочувствие ребенка»
Разговор на эту тему мы начнем с определения понятия «семья». Что же такое семья? Семья – это не просто всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы. Итак, семья – это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы. Поэтому проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений.
А что на ваш взгляд, включает понятие «Семейные отношения»? Я предложу на выбор
3определения. Какое из них вы считаете правильным? 1. Семейные отношения – это характер взаимного общения взрослых и детей в семье. 2. Семейные отношения – это эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.
3. Семейные отношения – это психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов.
Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка.
Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в тверском ДОУ, приходится констатировать, что родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных. При этом надо отметить, что образование родителей значения не имеет. В Конвенции о правах ребенка – правовом документе международного стандарта провозглашается такое право ребенка, как защита его от всех форм жестокого обращения. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку? По определению доктора медицинских наук, профессора Т.Я. Сафоновой, под «жестоким обращением» понимаются любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц их замещающих, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свобода. В чем же заключаются причины жестокого обращения с ребенком? Почему физическое наказание так популярно среди родителей? Причин много.
Одна из основных – приверженность традициям – «Наказывали меня и ничего плохого в этом нет» - а потому и сами переносят методы телесного наказания на своего ребенка. Другая причина: высокая результативность при минимальных затратах времени: ребенку не надо ничего объяснять, убеждать, приводить примеры, наказал – и, по мнению взрослого – проблема решена.
Но, вероятно, самая важная причина – незнание родителями других, оптимальных методов воздействия. Имеет значение и структура семьи, в которой живет ребенок. Насилие чаще всего встречается в неблагополучных семьях, где алкоголизм снимает нравственные запреты или происходит частая смена партнеров у матери в неполных семьях. Жестокое отношение к детям имеет место как в семьях с низким уровнем дохода, так и во внешне благополучных и обеспеченных семьях. Согласно требованиям Конвенции и нормативно- правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления. В комментариях к закону РФ «Об образовании» четко указано, что к формам психического насилия относятся угрозы, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям, систематическая и необоснованная критика. Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети не способны добиться успехов в учебе, в профессиональном труде, у них нарушаются представления о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи. В России в качестве дисциплинарной меры широко распространено физическое наказание. Однако часто физическое наказание не оказывает того воспитательного эффекта, на который оно было рассчитано. Скорее, наоборот, у ребенка возникает озлобленность, агрессивность, жестокость по отношению к окружающим и животным. Одним из самых разрушительных видов насилия – психологическое (эмоциональное) насилие. Это однократное или многократное психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение взрослых, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и адаптацию в обществе. Дети, испытывающие эмоциональное насилие имеют отклонение в интеллекте, эмоционально - волевой сфере, испытывают тревожность, депрессию, невротические симптомы. Исходя из вышесказанного, я хочу порекомендовать вам несколько советов, выполнение которых обеспечит правильное взаимодействие с детьми и сделает взаимоотношения родителей и детей в семье спокойными и теплыми. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка. Оно не подчиняется формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Ребенок стремится к равноправию и не понимает, почему взрослым можно, а ему нельзя. Задача взрослого показать целесообразность и полезность своих требований. Поэтому лучше использовать не требование - запрет, а требование - объяснение. 1.Важно уметь выслушать ребенка. Каждый человек имеет свое мнение, ребенок тоже. Задача взрослого: убедить, если ребенок не прав, согласиться, если взрослый не прав, уметь признать свои ошибки. Нужно обязательно по-хорошему спорить с детьми, учить их доказывать, отстаивать свое мнение и вместе с тем развивать умение соглашаться, прислушиваться к мнению других. 2. Не угрожать, не применять физическое или эмоциональное насилие, а также не обещать наград. Контроль за выполнением требования должен быть скрыт от ребенка, чтобы у него не возникло мнения, что вы ему не доверяете. Похвала, награда должна быть результатом выполнения требований. 3.Необходимо учить детей общаться, надо познакомить их с правилами хорошего общения.
4.Самим быть хорошим примером для ребенка, в семье придерживаться одинаковых требований к нему, быть терпимым к его непосредственности. 5.Найти золотую середину между репрессией по отношению к ребенку, так и вседозволенности. 6.Не делать ребенка инструментом своего настроения и чувств.
Отрывок из рассказа Василия Шукшина «жена мужа в Париж провожала».
«Горе началось с того, что Колька скоро обнаружил у жены огромную, удивительную жадность к деньгам. Он пытался было воздействовать на нее, что нельзя так-то уж, но получал железный отпор… Колька впервые тогда шваркнул жену по загривку. Она ни слова не говоря умотала к своим. Колька взял Нину – дочку, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.- Ты смотри, смотри-и, парень!Говорили в два голоса тесть и теща и стучали пальцами по столу – Ты смотри-и! Для тебя мы ее растили, чтоб ты руки тут распускал?! Не дорос!.... Тут они поперли на него в три голоса:- Кретин! Сволочь!- А вот мы сейчас милицию! А?- Живет на все готовенькое, да еще! Сволочь!- Голодранец поганый! Кретин! Дочка Не заплакала. Колька побелел, схватил топорик, каким мясо рубят, пошел на тестя, на жену и на тещу. Негромко, но убедительно сказал:- если не прекратите орать, я вас…всех уложу здесь!
К вам вопрос: какие последствия для психического и эмоционального самочувствия ребенка могут иметь такие ситуации в семье? Можно ли избегать их? Ответ: подобные ситуации могут повлиять на психическое развитие и поведение ребенка. У таких детей возникает беспокойство, тревога, страх. Неправильное поведение родителей может вызвать у детей нервный срыв, стресс.
Еще один вопрос: как обычно маленькие дети реагируют на повышенный тон общения в семье, становясь свидетелями семейных разногласий. Ответ: часто дети реагируют на такие ситуации плачем, истериками, капризами. Это как бы их защитная реакция.
Обобщение: родителям ни в коем случае нельзя допускать таких ситуаций. Психолог И. Плотниекс, написавший книгу для родителей «Психология в семье» считает, что в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1 % - заболевания, а 99 % - распущенность. Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим и эмоциональным напряжением взрослых и детей, формирует детей как неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей. Согласны ли вы с этим мнением?
Практикум для родителей.
Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:
1 ситуация. Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации? Рекомендация: родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.
2 ситуация. Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае? Рекомендация: в этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всег да надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.
Анкетирования родителей по теме«Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка» Родителями было заполнено 18 анкет. Знаете ли вы:
1 вопрос «От чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?» 12 человек ответили «Да, знаю», 6 человек ответили «Не знаю». Рекомендация: от того, как родители, т.е. вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите,
2 вопрос «Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?» 16 человека ответили «Да, я так часто делаю». Это очень хорошо. 2 человека так не считают, но хотят узнать мнение других. Рекомендация: если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой. 3 вопрос «Какой вопрос вы задаете по возвращении ребенка из детского сада?»11 человек спрашивают у детей: «Что интересного было в ДОУ?» Это очень похвально.5 человек – «Чем вас сегодня кормили?»2 человека – «Что ты сегодня натворил?» Рекомендация: Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в ДОУ?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?».
4 вопрос «Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?» 11 человек ответили – знаю много, читала; 4 человека ответили – я мало знаю об этом; 3 человека ничего не знают. Рекомендация: Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. 5 вопрос «Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?» 12 человек ответили «Знаю»; 3 человек ответили «Знаю, но хотелось бы больше»; 3 человека не знают. Рекомендация: обстановку суеты и нервозности создают в семье конфликты между родителями и детьми, грубость, эмоциональное насилие. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. 6 вопрос «Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?» Большинство ответило – да (15 чел.) 3 человек не нуждаются в таких советах. Рекомендация: Чтобы ребенок занимался какой-либо деятельностью, необходимо создать для этого условия заинтересовать его. Очень эффективно действует игровые приемы, ведь игра – основная деятельность дошкольника. Любая деятельность ребенка будет результативна, если она ему интересна, и при этом он получает одобрение, похвалу, помощь, поддержку. Родители должны позаботиться о том, чтобы результат работы был заметен самим детям.
7 вопрос «Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?» 10 человек считают, что это не верно; 8 человек считают, что «да», но они стараются этого избегать. Рекомендация: Помните, агрессивные интонации не нужны при воспитании детей. Эмоциональный мир ребенка требует бережности и постоянного педагогического труда родителей. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Закончить нашу встречу хочется словами – «Что ребёнку надо – домик с тихим садом, мама с добрым взглядом и от отца родного слышать ласковые слова.
Подводя итог родительского собрания о семейном воспитании, хочется сказать, что единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения!
Воспитание наших детей зависит только от нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».
На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....
Алгоритм подготовки и проведения родительского собрания (родительский клуб).
предлагаю вашему вниманию алгоритм подготовки и проведения родительского клуба...
Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в условиях внедрения ФГОС на тему "Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка".
Тема: «Детско-родительские отношения как фактор, обусловливающий развитие личности ребёнка».Форма родительского собрания – круглый стол.Цель общая: Типичные профили родительского отношения, влия...
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания...
Опыт проведения родительского онлайн-собрания
Я, Царикова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №56 «Загадка» г. Смоленска, хочу поделиться опытом проведения родительского онлайн-собрания....
Опыт проведения родительского собрания для педагогов ДОУ на тему: «Ценность игры и игрушки в развитии детей раннего возраста».
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности и выборе игрушек у ребенка раннего возраста. (Привлечение внимания родителей к детской игре как к деятельности, которая ...