Мастер-класс "Кукла-Маслёна"
план-конспект занятия
Цель:развитие интереса детей к истокам народного творчества, углубление технологий изготовления кукол-оберегов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kukla-maslena.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План -конспект
открытого занятия по конструированию
«Изготовление Куклы-Маслены»
(группа подготовительная к школе)
Подготовила:
воспитатель
Чичендаева Ю.В.
г.Пушкино
Цель: развитие интереса детей к истокам народного творчества, углубление технологий изготовления кукол-оберегов.
Задачи:
- углублять и расширять знания о русской народной кукле;
- формировать представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага;
- прививать навыки работы с тканью и природным материалом;
- дать обзор народных традиций, обрядов при праздновании Масленицы
- развивать творческий подход к изготовлению народных кукол
- воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому русского народа.
Методы: - словесные методы (диалог, беседа, объяснение);
- наглядный метод (демонстрация картинок с изображением Масличных гуляний);
- Игра
Форма: групповая,
Тип занятия: комбинированное занятие.
Материалы и оборудование:
- Пластиковая ложка (для основы куклы)
- белая ткань -25x25 см (для головы и рук)
- цветная ткань с растительным рисунком для юбки – 16 x40 см
- треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 25x25см
- ленточки, тесьма
- ножницы, карандаш, линейка, иголка, красные нитки
Наглядные пособия и литература: образцы народных тряпичных кукол-оберегов, сундучок, картинки с изображением Масличных гуляний.
Ход занятия.
- Организационный момент. (5 минут)
Педагог:
Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
Вдруг глядят - сундук стоит! (педагог достаёт сундучок с куклами)
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
Эта кукла - не простая,
Про нее я много знаю…
(Рассказ педагога с использованием демонстрационного материала)
Эта куколка Кубышка - Травница здоровье бережет,
Защита-утешение от нее идет!
Наполнена душистою, целебною травой,
Несет она здоровье, несет она покой!
(показ иллюстрации)
Ну а эта куколка – куколка с секретом!
Внутри Благополучницы спрятана монета.
В дом удачу и достаток принесет -
И очаг домашний сбережет.
(показ иллюстрации)
Эта - тоже не случайна-
В ней большая скрыта тайна.
Кукла-колокольчик – для добрых вестей,
Приносит в дом радость и море затей!
У куклы три юбки, конечно, для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
(показ иллюстрации)
Куколка Счастья – с длинной косой
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула-
Успех и удачу к нам притянула!
Примечание: в ходе занятия педагог акцентирует внимание участников на значении куклы, её роли и месте в жизни человека и дома. Объясняется значение безликости куклы, а также отсутствие колющих и режущих предметов при её изготовлении. Обращает внимание на символизм цветов и некоторых деталей одежды, а также на некоторые особенности каждой куклы (например, душистая трава у Кубышки -Травницы, общая рука у Неразлучников, длинная коса у Куклы на Счастье, монета у Благополучницы и т.д.).
Делают куклу без иголки и ножниц потому, что желают жизни «не колотой и не резаной», а обрывки старых родительских вещей используются для того, чтобы передать силу отца и матери маленькому человечку, защитить его от возможных напастей, когда родителей нет рядом…
-Что общего у всех кукол-оберегов?
-Какой цвет ниток и ткани чаще используется и почему? (красный - самый обережный цвет- цвет Солнца, крови, а значит - цвет жизни)
-Почему в роли оберега в основном используется образ женщины, девушки, девочки? (прежде всего, женщина- это мать, мама даёт нам жизнь, она -хранительница домашнего очага).
Оберег - это предмет, предназначенный защищать (оберегать) своего владельца, его дом. Оберег приносит любовь и счастье. Отличительная черта обережных кукол – отсутствие лица. Чистый лик делался из тряпицы, чаще всего однотонной. Считалось, что отсутствие у куклы глаз охраняет хозяина оберега от сглаза, не притягивает негатива.
2. Основная часть занятия. Изучение нового материала. (10 минут)
-Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной куклой, главной героиней самого яркого, весёлого народного праздника.
- Скажите, какой праздник приближается?
-Масленица! Февраль начинается - Масленицей славится!
Беседа.
- Знакомы ли вы с таким праздником – Масленица? Да поведайте Вы нам, красны девицы да добры молодцы, о празднике, что на Руси Масленицей зовётся!
- Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Наши предки считали, что Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца.
- Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!
- За семь недель до Пасхи справляют Масленицу. Масленица пришла к нам из далеких языческих времен и была многодневным весенним праздником, Длился он целых две недели — 14 дней.
- Сейчас Масленица празднуется 7 дней, и каждый день имеет определенное название: «Встреча», «Заигрыш», «Лакомка», «Разгул – перелом», «Золовкины вечёрки», «Тёщины посиделки», и последний, седьмой день – «Прощеное Воскресенье».
- Масленица- это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник
- Ну-ка, съешь блина,
Чтоб пришла весна! Приготовлялась обрядовая пища – блины, которые являлись символом солнца.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
А мы Масленицу ожидали,
Дорогую гостьюшку встречали,
Блинами гору устилали,
Сверху маслицем поливали
- -Масленица идёт!)))
Выражение «первый блин комом» изначально было другим и совсем не означало скомканный, не получившийся блин. Правильно — «Первый блин — Комам». Комами на Руси называли медведей, которые были покровителями рода, их уважали, боялись и задабривали. Как раз с наступлением весны, чтобы задобрить просыпающегося мишку, ему несли в лес и оставляли первый блин.
"Первый блин - Комам, блин второй - знакомым, третий блин - родне, а четвертый - мне!"
- Игры и забавы на Масленицу!
Масленица - время игр и забав, ведь этот праздник был самым разгульным и веселым в году. Вот что же играли на Масленицу?
Конечно, это были и кулачные бои, и всякие соревнования, катания на лошадях, игры на ловкость, катания с горок и даже построение снежной крепости и обстрел снежками
Снежные городки, медвежья потеха, Петрушечьи комедии, кулачные бои, бой мешками, ледяной столб, перетягивание каната, жмурки и др.!..
- И мы сейчас с вами поиграем!
Ф\минутка – игра «Кто быстрее скрутит поясок» (дети под музыку скручивают нитки в поясок)
- В последний день масляной недели, в Прощеное воскресенье, люди просили друг у друга прощения и везли провожать Масленицу на околицу, где устраивался большой костер.
3.Практическая часть. (15 минут)
Изготовление Куклы- Маслены.
- Всем известно, что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу масленицу, которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта кукла символизировала зиму, с которой народ прощался, прогонял, открывая двери весне. Однако существовала и ещё одна кукла, которую также изготавливали в эти дни, и называлась она Масленица Домашняя. Ее, в отличие от обрядовой куклы, не уничтожали в конце масленичной недели, а наоборот, хранили в красном углу или при входе в дом, так как она считалась мощным оберегом жилища и домашнего очага. Такую куклу также делали в подарок на свадьбу молодым.
Сегодня мы сделаем такую Домашнюю Масленицу (показ образца) — для тепла, уюта, мира и добра в наших домах.
- Традиционно для изготовления Масленицы использовались растительные материалы: дерево, солома и лыко. Именно солома считалась символом плодородия и изобилия.
- В основе куклы - крестовина, обтянутая лыком. Чтобы палочка сохранила всю свою природную силу и передала ее кукле, вовсе не обязательно убирать у нее сучки, как-то ровнять ее. Лучше оставить в первозданном виде. Мы с вами за основу возьмем обычную пластиковую ложку.
- Верхнюю часть куколки – головку – накрываем тканью белого цвета. Перегибаем ткань по диагонали. Выполняем тугую ровную голову без морщинок на личике, закрепляем красной нитью на шее.
- Формируем рукава рубашки. Расправляем ткань по диагонали, на концах делаем подгиб. Перевязываем куколку на поясе.
- Формируем тело-платье из белой ткани выворотным способом.
- Лишнее ткань отрезаем по длине нашей ложки.
- Пестрый лоскут ткани обернем вокруг туловища куколки заложив складками, выворотным способом и закрепим ниткой на уровне талии. Привязываем Масленице юбку— ширина ткани здесь зависит от вашего желания: чем больше сборок, тем красивее будет кукла.
- Длину юбки-платья подбираем так, чтобы конец ложки остался не закрытым на 2-3 см .
- Повязываем кукле Масленице на голову косынку(платок), подогнув верхний край ткани внутрь и обвязав концы косынки вокруг шеи.
- Готовим фартук-передник. Выворотным способом повязываем куколке передник под грудью, расправляем
- Кукла готова!
- Как вы думаете, для чего эти ленточки на ручках?
- В последний, прощённый день Масленицы, принято было просить прощение и загадывать желания. Завязывая ленточки на ручках у куклы, загадывали желания и приговаривали:
Чтобы в доме был достаток,
Чтобы хлеб всегда был сладок,
Чтобы рыба шла к вам в сети,
Чтоб здоровы были дети!-
-А вы теперь продолжайте…..(ответы детей)
- - Подумайте, что бы вы хотели пожелать себе и своим близким. Теперь по старинной традиции можно нарвать полоски красной ткани и, загадывая желания, привязывать на ручки кукле. Мы для этого используем ленточки.
Говорят, желания обязательно сбудутся!
(Дети на готовую куклу завязывают ленточки)
4. Заключительная часть занятия. (5 минут)
Подведение итогов.
Ребята, сегодня мы с вами сделали вот таких кукол. Вам понравилось делать кукол? (ответы детей). Эти куклы будут жить в вашем доме и оберегать его. Я на это очень надеюсь
(в конце занятия дети выкладывают своих кукол в воображаемый хоровод)
Список литературы.
Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Авт.сост. О.Я.Воробьёва, Волгоград: Учитель, 2009
Левина М.С. Рукоделие. РТ-Пресс, М. 2000 г.- Левина Марина. «365 кукол со всего света». Москва, Айрис Пресс, 2000 г.
Мастерим игрушки сами: образовательная программа и конспекты занятий для детей 7-14 лет) авт.сост. Н.В. Кочеткова, 2010
Сценарии православных праздников. Составитель А.В.Соколов, М.: Школьная Пресса, 2005