консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей в детском саду"
консультация (подготовительная группа)
консультация для воспитателей "Экологическое воспитание детей в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Экологическое воспитание детей в детском саду».
«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы».
Д. Рескин
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Направления экологического воспитания
Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.
Задачи
- Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
- Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
- Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
- Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.
Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото).
Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- на занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Формы экологического воспитания
- прогулки
- экскурсии
- опыты
- художественная литература
- тематические занятия
- праздники
- викторин
- конкурсы
- кроссворды
- интеллектуальные игры
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
-коллективные;
-групповые;
-индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
-консультации;
-конкурсы;
-семейные встречи;
-выставки детских работ;
-методические бюллетени;
-праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия. Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые.
Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в детском саду".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "«Воспитание детей в детском саду»
Воспитание детей в детском саду. Родителям на заметку!...
консультация для воспитателей " Гендерное воспитание детей в детском саду "
При совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организацией совместных игр , в процессе которых они могли бы действовать со...
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в детском саду»
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить живот...
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в детском саду»
МДОУ №116 « Детский сад» комбинированного вида.Консультация для родителей«Экологическое воспитание детейв детском саду» Экологическое воспитание в настоящее время расценив...
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание детей в детском саду летом"
В консультации рассматриваются самоценности дошкольного возраста, принципы работы по эколгическому воспитанию. Предложены методы и формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию летом....
Консультация "Игры по правовому воспитанию детей в детском саду"
Консультация для воспитателей.Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общен...