Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай»
проект (средняя группа)
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rodnoy_svoy_kray_lyubi_i_znay.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44 «Красная Шапочка» города Смоленска
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай»
(средняя группа №5)
Воспитатели: Панасова Л.Ю.
г. Смоленск
2021 г
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Родной свой край люби и знай»
(средняя группа)
Паспорт проекта
Тип проекта:
практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Целевые участники проекта:
- Дети средней группы (4-5 лет).
- Воспитатели.
- Родители воспитанников.
Условия реализации проекта:
заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Продолжительность проекта:
С октября по май
Актуальность разработки и реализации проекта
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны .
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
3.Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап - подготовительный, включает в себя:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы, наглядного материала для взрослых и детей.
2 этап - основной, включает в себя формы работы с детьми:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• календарные праздники;
• развлечения, досуги;
• экскурсии;
• пополнение развивающей среды,
- выставки детских работ, семейных коллекций
3 этап - итоговый, включает в себя:
- Выставка продуктов детской деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
- - освоение детьми доступных знаний об истории родного края;
- - умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- - расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений; - - сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,
- самовыражение творческих способностей детей;
- -обогащение знаний детей о музейной культуре;
- -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей средней группы.
тема | Работа с детьми, с родителями | месяц |
«Подгото- вительный» | -Определение целей и задач, актуальность темы. -Планирование совместной деятельности. -Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. -Подбор дидактических пособий. -Анализ и обогащение предметной среды группы. -Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта. -Чтение различной художественной литературы по теме: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г.Ладонщиков, «Здравствуй, Родина моя» В.Орлов, «Главные слова» Л.Олифиров, «Наш край» А.Пришелец, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Рисунок», «Родная песенка» П.Синявский; разучивание пословиц, чистоговорок. | октябрь |
«Мой любимый детский сад» | -Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. -Беседы «Моя группа», «Мои друзья», «За что я люблю детский сад». . - Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково». -Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?» - Чтение и разучивание стихов о дружбе. - Памятка для родителей: «Как научить детей дружить». - Развлечение «День матери» -Изготовление стенда «Наша группа «Солнышко» | ноябрь |
«Моя семья» | -Рассказы детей о членах своей семьи. -Изготовление альбома «Моя семья» -Беседа «Что значит любить родителей?» -Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи. -Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье». -Д/и « Ты да я – мы семья» -Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй» | декабрь |
«Мой любимый город» | - НОД «Символы России», - Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». -Рассматривание фотографий с улицами города, -Д/и «Узнай свой город», -Д/и «Народная игрушка», - Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую Смоленск» -Фотовыставка «Мой любимый Смоленск» -Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с Крепостной стеной"». -Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. - Составление альбома «Мой родной город – прошлое и настоящее». | январь |
«Наши защитники» | -Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий. -Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». -Заучивание песен и стихов об армии -Игровая ситуация «Мы солдаты». -Изготовление газеты «Мой папа самый лучший» -Оформление родительского уголка, папок-передвижек «23 февраля – День защитников Отечества» | февраль |
«Мамочки любимые» | -Проблемные ситуации «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет? », «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь? », «Сломался стул/ игрушка» - Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой… » -Кулинарная книга традиционных семейных блюд «Мамины вкусняшки». -Выставка работ «Подарок маме» - Утренник «День 8 Марта» | март |
«Народные промыслы» и «Наши увлечения» | -НОД «Народные промыслы» -Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». -Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо». -Творческие рассказы о своей семье «История нашей семьи». -Выставка рукотворных работ «Семейное увлечение». | апрель |
«День победы» | -Рисование на тему «Мой дом – моя крепость», «Там, где я живу, красиво», «Салют в честь дня Победы». -Проведение НОД «Этот день мы приближали, как могли…» -Просматривание презентации «Детям о войне» -Выставка художественной литературы о ВОВ. -Знакомство с художественной литературой (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; Л. Кассиль из книги «Твои защитники»). -Консультация для родителей «Поход в музей «Боевой славы», к вечному огню и на парад Победы». - Беседа «Они сражались за родину». -Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы». -Составление рассказа «На параде» -Групповая фотовыставка «Бессмертный полк» | май |
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова.
2. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе "Детство" Библиотека программы "Детство".
3. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.
5. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников.
6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)
7. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.
12. http://kokarevala.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - презинтация по нравственно патриотическому воспитанию. Родной свой край люби и знай!
Основные Задачи проекта: -обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и к...
Проект по нравственно-патроитическому воспитанию "Родной свой край люби и знай"
Воспитание патриотизама и любви к родине!...
Долгосрочный проект по нравственно - патриотическому воспитанию"Родной свой край, люби и знай".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 Аленький цветочек» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Бубно...
Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация "Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Родной свой край люби и знай!"
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»
Актуальность:Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный ...