Консультация на тему: "Пластилинография как средство развития мелкой моторики" (для родителей)
консультация

Наумова Наталья Николаевна

Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: учим раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку создавать сложные композиции и выполнять разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывать, сплющивать, оттягивать деталей. Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ имени Л.М.Доватора

корпус 2 - 5.

Консультация

на тему:
"Пластилинография как средство

 развития мелкой моторики"

(для родителей)

Воспитатель: Наумова

Наталья Николаевна

г. Дедовск, 2024 год

   Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: учим раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти способы помогают ребенку  создавать сложные композиции и выполнять разнообразные приемы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывать, сплющивать, оттягивать деталей. Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка.

  Пластилин -  мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе важно знать:  твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком); при работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности, чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов,на рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

    Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Среди детей достаточно много плохо говорящих  детей. Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Важное  значение приобретает  цвет пластилина,  как средство выразительности. Дети  учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

 Каждое занятие содержит не только практические задачи (сплющивание, смазывание, катание колобком и т.д.), но и воспитательно-образовательные, творческие способности ребенка, умение общаться с другими людьми, развивается мелкая моторика пальцев. Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне  называется пластилинография. Пластилинография, представляет для детей некоторые трудности. Ещё не оформившиеся и не развитая  костно-мышечная ткань  туловища, предлагаем детям упражнения, направленные на управление своими пальцами. Например: «Сожми-открой», «Этот пальчик дедушка», «Пальчик-пальчик, где ты был?». Не все дети правильно могут передать в лепке, что они хотят слепить. Детям необходимо развить эти навыки, т.е. умение  владеть рукой и пальцами,  подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться  пластилином  и стеком. У многих детей наблюдается значительное нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кистей рук. И здесь задача взрослых помочь ребенку овладеть этими навыками. Работа  с пластилином направлена на решение следующих задач: дать детям возможность  через лепку выплеснуть отрицательные эмоции; помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность удивляться, радоваться; доставить детям радость от тесного общения с пластилином, глиной, тестом; развивать глаза, пальцы, возбудить фантазию и воображение.

   Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием  выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируется положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируется элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к выполнению задания правильно, развивается общая и мелкая моторика. Даже ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. А работа с пластилином с использование нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалов, использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учат детей владеть руками. Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение. Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

    Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие - очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом находится умелый и в то же время тактичный взрослый, - лепка становится любимым занятием на долгие годы. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса (кусочки мягкой бумаги, смешанные с клейстером из муки или крахмала), старая тряпочка, пропитанная клейстером, и даже жевательная резинка. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем лучше.

   Пластилин и глина - универсальные материалы, которые дают возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Лепка обогащает ребёнка не только в художественном и творческом плане. Занятия лепкой влияют на его общее развитие: повышают сенсорную чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивают общую ручную умелость, мелкую моторику (к тому же синхронизируют работу обеих рук), а также пространственное мышление и воображение; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. 

  Но помните! Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

Педагогическая статья на тему: «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это ...

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

          Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это  способствует развитию ре...

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

       Пластилин – один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можн...

Консультация для родителей на тему: " Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики дошкольников".

Консультация для родителей на тему: " Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики дошкольников"....