Родительское собрание - тренинг для родителей детей подготовительной группы «Готовность к школьному обучению»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Родительское собрание  - тренинг для родителей детей подготовительной группы «Готовность к школьному обучению»

Тема: Подготовка семьи к обучению в школе.

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

• Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.

• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.

• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

• Формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

• Сплочение группы, настрой на совместную работу;

• Обучение эффективным способам общения;

• Развитие навыков рефлексии у родителей.

Участники: родители, воспитатели подготовительной группы, педагог-психолог, учитель-логопед.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска. Компьютер. Презентация.  Мяч. Плакат «Будущие школьники», стикеры, ручки. Листы бумаги и ручки. Шаблоны для вырезания и ножницы. Две одинаковых фотографии. Напечатанные карточки фраз (к задаче «Анализ проблемных ситуаций»). Буклеты «В ожидании первого звонка».

План проведения

1. Вступительная часть. Приветствие. Игра-ассоциация «Школа». Игра-тест «Степень беспокойства родителей»

2. Теоретическая часть: Выступление логопеда: «Психологическая готовность ребенка к школе», «Что ребенок должен знать к 6-7 годам».

3. Практическая часть.

Упражнения: «Приветствие»,  «Первоклассник»,

Выступление педагога-психолога. Упражнение «Разные взгляды», «Анализ проблемных ситуаций».

4. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

5. Рефлексия.

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!

Игра “Да – нет”

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих первоклассников!

1. Определение представлений родителей о школе.  Игра-ассоциация Школа”.

- Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу, ответы записываются на маркерной доске).

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. А данные ощущения определяются опытом вашего, родители, школьного обучения.

2. Определение степени беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка. ИГРА-ТЕСТ

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

• Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

Вывод «Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути».

II Теория-презентация

Логопед: Слайд 1. Тема нашей встречи «Подготовка ребёнка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже задаёте себе вопросы:

Готов ли мой ребёнок к школьному обучению? - Как он будет учиться? - Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.

Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок подготовлен к школе.

Слайд 2.  Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Леонид Абрамович Венгер.

Что  же включает в себя подготовка к школе? Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний.

Слайд 3.В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Слайд 4. Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Слайд 5-6. Психологически не готовый к школе ребёнок :

Тяготеет к шаблонным действиям и решениям. Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается. Не может включиться в общий режим работы класса. Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Проявляет мало инициативы.

Психологически готовый к школе ребенок:

Личностно – социальная готовность (Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками). Интеллектуальная готовность (Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний). Мотивационная готовность (Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами(учебными мотивами)). Эмоционально – волевая готовность (Умеет контролировать эмоции и поведение).

Слайд 7-8. Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя четыре компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая и мотивационная готовность.

Слайд 9 Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Слайд 10. Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Слайд 11. Мотивационная готовность:

  • Познавательный интерес, желание узнавать что -то новое.
  • Сформированность  положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе

Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить ребенку экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение:  рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность  и упорство: занятия в кружках и секциях.

Слайд 12. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением, понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • стремление преодолевать трудности - способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать  и  поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Слайд 13. Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?  (буклет)
Важно понимать, что зная все эти пункты, ребенок может быть НЕ готов к школьному обучению. Знания важная составляющая готовности к школе, но психологическая (со всеми составляющими) и физическая готовность не менее важны.

Нужна ли при этом помощь родителей? Да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

Главная задача родителей:

Создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

Важно помнить:

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

III Тренинг

1.Упражнение «Знакомство»

Цель нашего первого упражнения: помочь Вам лучше узнать своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроиться на совместную работу.

Инструкция: Предлагаем Вам написать имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту ребенка, начинающуюся с этой буквы.

А - активный, артистический ...

Н – нежный, неторопливый ...

Т - творческий ...

О - обаятельный...

Н - настойчивый ...

Расскажите вкратце о своем ребенке. После рассказа разместите листок с именем ребенка на общем плакате под названием «Будущие школьники».

2.  «Первоклассник»

Цель: рассказать о важности подготовки ведущей кисти руки ребенка к обучению письма;

Мы предлагаем вам выполнить ряд заданий.

  1. Упражнение «Напиши по образцу…»:

Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

На экране представлен слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Вам предлагается переписать эти слова: правши –левой рукой, левши-правой.

Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнении задания и т. п.

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста на пары. Один в паре возьмите в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Вам необходимо вырезать фигуру, работая каждый только одной руке.

Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякого мусора».

Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.

Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

Психолог

3.Упражнение «Разные взгляды»

Цель: продемонстрировать влияние установки на человека.

Предлагаем выйти 2-3 родителям из кабинета. У вас есть фотография человека, это - фото вора. Предлагаем описать этого человека (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он.

В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач. Через несколько минут все собираются вместе.

Каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он. (Описания будут противоположными.)

Обсуждение:

- О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка. Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.

В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.

Родительская установка - это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.

4.Упражнение «Анализ проблемных ситуаций + чувства ребенка»

Цель: понимать чувства ребенка, обратить внимание на различные способы решения ситуаций, опираясь на чувства ребенка.

- На карточках написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.

Карточка 1.

- Вот пойдешь в школу, там тебе ...

- Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызвать чувство тревоги, неуверенности в своих силах, потерю желания идти в школу).

Карточка 2.

- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны на не настоящих возможностях сына или дочери, а на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).

Карточка 3.

- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Другими словами, «Только от тебя зависит, придется ли мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Учись хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза. Может развиться комплекс неполноценности).

Карточка 4.

- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь явного обмана).

Карточка 5.

- Попробуй мне только сделать ошибку в тетради! (У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности)

Карточка 6. Мама с сыном-будущим школьником в магазине канцелярских товаров.

- Мама, мне больше нравится альбом для рисования с этой обложкой.

- Какая разница в чем рисовать! - говорит мама и покупает тот альбом, который уже принес продавец. (У ребенка, которому не дают право выбора, возникает потеря чувства значимости, может развиться чувство неуверенности в себе и своем выборе)

Карточка 7. Сын выполняет задачи в прописях.

Папа:

- Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.

Мать:

- Ужас! Где же он старался, одни «каракули».

(Разногласие родителей. У ребенка возникает непонимание кому верить папе или маме. Ребенок не понимает, где хорошо он выполнил задание, а где плохо, что одобрят, а что нет. Папа правильно выразил свое мнение ребенку. В данном случае лучше будет поддержать маме позицию папы. Такими словами, как «ужас!» в будущем может вызвать снижение мотивации, повышение тревожности, неуверенности в себе.)

- Итак, проанализировав ситуации общения, мы понимаем негативные последствия, которые могут возникнуть от необдуманных высказываний взрослых.

Воспитатель

IV. Подведение итогов: слайд

Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?

  1. Психологическая готовность ребенка.
  2. Физическое здоровье ребёнка.
  3. Развитый интеллект ребёнка.
  4. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
  5. Выносливость и работоспособность.
  6. Аккуратность и дисциплинированность.
  7. Хорошая память и внимание
  8. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Рекомендации родителям

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить ребенка организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

Рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_innovatsionnaya_ploshchadep.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание - тренинг для родителей детей подготовительной группы «Готовность к школьному обучению»

Тема: Подготовка семьи к обучению в школе.

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

• Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.

• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.

• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

• Формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

• Сплочение группы, настрой на совместную работу;

• Обучение эффективным способам общения;

• Развитие навыков рефлексии у родителей.

Участники: родители, воспитатели подготовительной группы, педагог-психолог, учитель-логопед.

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска. Компьютер. Презентация. Мяч. Плакат «Будущие школьники», стикеры, ручки. Листы бумаги и ручки. Шаблоны для вырезания и ножницы. Две одинаковых фотографии. Напечатанные карточки фраз (к задаче «Анализ проблемных ситуаций»). Буклеты «В ожидании первого звонка».

План проведения

1. Вступительная часть. Приветствие. Игра-ассоциация «Школа». Игра-тест «Степень беспокойства родителей»

2. Теоретическая часть: Выступление логопеда: «Психологическая готовность ребенка к школе», «Что ребенок должен знать к 6-7 годам».

3. Практическая часть.

Упражнения: «Приветствие», «Первоклассник»,

Выступление педагога-психолога. Упражнение «Разные взгляды», «Анализ проблемных ситуаций».

4. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

5. Рефлексия.

Ход мероприятия

I . Вступительная часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители!

Игра “Да – нет”

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю…Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих первоклассников!

1. Определение представлений родителей о школе. Игра-ассоциация Школа”.

- Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу, ответы записываются на маркерной доске).

После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. А данные ощущения определяются опытом вашего, родители, школьного обучения.

2. Определение степени беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка. ИГРА-ТЕСТ

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

• Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

Вывод «Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути».

II Теория-презентация

Логопед: Слайд 1. Тема нашей встречи «Подготовка ребёнка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже задаёте себе вопросы:

Готов ли мой ребёнок к школьному обучению? - Как он будет учиться? - Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.

Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок подготовлен к школе.

Слайд 2. Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Леонид Абрамович Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе? Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний.

Слайд 3.В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Слайд 4. Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Слайд 5-6. Психологически не готовый к школе ребёнок :

Тяготеет к шаблонным действиям и решениям. Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается. Не может включиться в общий режим работы класса. Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Проявляет мало инициативы.

Психологически готовый к школе ребенок:

Личностно – социальная готовность (Готов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками). Интеллектуальная готовность (Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний). Мотивационная готовность (Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами(учебными мотивами)). Эмоционально – волевая готовность (Умеет контролировать эмоции и поведение).

Слайд 7-8. Психологическая готовность ребенка к школе

Психологический аспект включает в себя четыре компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая и мотивационная готовность.

Слайд 9 Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Слайд 10. Интеллектуальная готовность к школе означает:

  • к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний
  • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
  • должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

Слайд 11. Мотивационная готовность:

  • Познавательный интерес, желание узнавать что -то новое.
  • Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе

Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить ребенку экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

Слайд 12. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

  • Способность управлять своими эмоциями и поведением, понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • стремление преодолевать трудности - способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Формированию этих качеств поможет игра!!!

Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Слайд 13. Познавательная готовность ребенка к школе

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет? (буклет)
Важно понимать, что зная все эти пункты, ребенок может быть НЕ готов к школьному обучению. Знания важная составляющая готовности к школе, но психологическая (со всеми составляющими) и физическая готовность не менее важны.

Нужна ли при этом помощь родителей? Да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

Главная задача родителей:

Создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

Важно помнить:

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

III Тренинг

#1059;пражнение «Знакомство»

Цель нашего первого упражнения: помочь Вам лучше узнать своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроиться на совместную работу.

Инструкция: Предлагаем Вам написать имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту ребенка, начинающуюся с этой буквы.

А - активный, артистический ...

Н – нежный, неторопливый ...

Т - творческий ...

О - обаятельный...

Н - настойчивый ...

Расскажите вкратце о своем ребенке. После рассказа разместите листок с именем ребенка на общем плакате под названием «Будущие школьники».

2. «Первоклассник»

Цель: рассказать о важности подготовки ведущей кисти руки ребенка к обучению письма;

Мы предлагаем вам выполнить ряд заданий.

  1. Упражнение «Напиши по образцу…»:

Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

На экране представлен слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Вам предлагается переписать эти слова: правши –левой рукой, левши-правой.

Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнении задания и т. п.

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста на пары. Один в паре возьмите в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Вам необходимо вырезать фигуру, работая каждый только одной руке.

Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякого мусора».

Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.

Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

Психолог

#1059;пражнение «Разные взгляды»

Цель: продемонстрировать влияние установки на человека.

Предлагаем выйти 2-3 родителям из кабинета. У вас есть фотография человека, это - фото вора. Предлагаем описать этого человека (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он.

В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач. Через несколько минут все собираются вместе.

Каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он. (Описания будут противоположными.)

Обсуждение:

- О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка. Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.

В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.

Родительская установка - это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.

#1059;пражнение «Анализ проблемных ситуаций + чувства ребенка»

Цель: понимать чувства ребенка, обратить внимание на различные способы решения ситуаций, опираясь на чувства ребенка.

- На карточках написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.

Карточка 1.

- Вот пойдешь в школу, там тебе ...

- Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызвать чувство тревоги, неуверенности в своих силах, потерю желания идти в школу).

Карточка 2.

- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны на не настоящих возможностях сына или дочери, а на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).

Карточка 3.

- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Другими словами, «Только от тебя зависит, придется ли мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Учись хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза. Может развиться комплекс неполноценности).

Карточка 4.

- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь явного обмана).

Карточка 5.

- Попробуй мне только сделать ошибку в тетради! (У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности)

Карточка 6. Мама с сыном-будущим школьником в магазине канцелярских товаров.

- Мама, мне больше нравится альбом для рисования с этой обложкой.

- Какая разница в чем рисовать! - говорит мама и покупает тот альбом, который уже принес продавец. (У ребенка, которому не дают право выбора, возникает потеря чувства значимости, может развиться чувство неуверенности в себе и своем выборе)

Карточка 7. Сын выполняет задачи в прописях.

Папа:

- Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.

Мать:

- Ужас! Где же он старался, одни «каракули».

(Разногласие родителей. У ребенка возникает непонимание кому верить папе или маме. Ребенок не понимает, где хорошо он выполнил задание, а где плохо, что одобрят, а что нет. Папа правильно выразил свое мнение ребенку. В данном случае лучше будет поддержать маме позицию папы. Такими словами, как «ужас!» в будущем может вызвать снижение мотивации, повышение тревожности, неуверенности в себе.)

- Итак, проанализировав ситуации общения, мы понимаем негативные последствия, которые могут возникнуть от необдуманных высказываний взрослых.

Воспитатель

IV. Подведение итогов: слайд

Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?

  1. Психологическая готовность ребенка.
  2. Физическое здоровье ребёнка.
  3. Развитый интеллект ребёнка.
  4. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
  5. Выносливость и работоспособность.
  6. Аккуратность и дисциплинированность.
  7. Хорошая память и внимание
  8. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Рекомендации родителям

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить ребенка организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

Родительское собрание-тренинг для родителей детей 2-3-х лет «Давайте знакомиться!»

Интеактивное взаимодействие с родителями, построенное в режиме диалога,является самым эффективным. Родительское собрание в форме тренинга способствует созданию благоприятного психологического климата,...

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовность детей к школе"...

Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих перво...

Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих перво...

Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...

Сценарий родительского собрания для родителей детей подготовительной группы «Школьная готовность».

Сценарий родительского собрания для родителей детей подготовительной группы «Школьная готовность»....