Кружок: "Многознайки"
методическая разработка (старшая группа)

Ермолаева Анастасия Андреевна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ot_5-6_let.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

для детей от 5 до 6 лет по познавательному развитию.

«Многознайки».

Пояснительная записка:

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Цель:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  1. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  2. формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  3. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  4. расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
  5. развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
  6. развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Предполагаемый результат:

  1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения;
  2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность;
  3. Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов;
  4. Умеют объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
  5. Овладение приемами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.

Требования к уровню усвоения программы кружка «Многознайки»:

Методическое обеспечение программы: Занятия проводятся в специально организованной деятельности продолжительностью 20 минут со сменой разных видов деятельности, включая 2-3 физкультурные паузы. В процессе деятельности используются игровые методы, наглядность, беседы, художественная литература.

Приёмы и методы: словесные, наглядные, практические (организация продуктивной деятельности детей)

Принципы работы:

  • Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
  • Принцип погружения в проблему
  • Принцип взаимности и доброжелательности

Оборудование:

  • для опытов: лупы, тарелки, песок, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.

Представление результатов реализации Программы

Привлечение родителей и детей к совместному сотрудничеству.

Учебно – тематический план.

№ п/п

                                        Тема

Количество занятий

теория

практика

1

Песочная страна

0,5

0,5

2

Опыт № 1.  Рассматривание песка через лупу 

1

3

Опыт № 2. Свойства мокрого песка

1

4

Опыт № 3. Ветер и песок

1

5

Опыт № 4. Песок в воде не растворяется

1

6

Свойства воздуха. «Ветер и его ветреная вертушка».

0,5

0,5

7

Опыт № 1. Поиск воздуха

1

8

Опыт № 2. Запираем воздух в шарик

1

9

Опыт № 3. Воздух толкает предметы

1

10

Опыт № 4. Подводная лодка

1

11

Опыт № 5. Почему не выливается

1

12

Опыт №6. Воздух легче воды

1

13

Свойства воды.

0,5

0,5

14

Опыт № 1. Пар – это тоже вода

1

15

Опыт № 2. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются

1

16

Опыт № 3. Окрашивание воды

1

17

Опыт № 4. Как вытолкнуть воду

1

18

Опыт № 5. Почему вода не выливается?

1

19

Опыт № 6. Прозрачная вода может стать мутной

1

20

Древесина, ее качества и свойства

0,5

0,5

21

Опыт № 1. Горячий – холодный

1

22

Свойства бумаги.

0,5

0,5

23

Опыт № 2. Можно ли склеить бумагу водой?

1

24

Опыт № 3. Цветы лотоса

1

25

Опыт № 4. Веселая полоска

1

26

Опыт № 5. Все ли притягивает магнит

1

27

Опыт № 6. Как достать скрепку из воды не намочив руки

1

28

Игра – опыт «Бабочка летит»

1

29

Что такое электричество?

0,5

0,5

30

Опыт № 1. Волшебный шарик

1

31

Опыт № 2. Помоги золушке

1

32

Опыт № 3. Ожившие волосы

1

33

Свойства пластмассы.

1

34

Свойства Ткани.

1

35

Человек и его организм.

1

36

Органы чувств.

Всего:

36 занятий

Литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред.Дыбиной О. В. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
  2. Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
  3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
  4. Экспериментальная работа в детском саду / Л.С. Пономарева. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 70 с. (в электронном варианте)
  5. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплект: Методическое пособие. -М.: Линка-Пресс, 2009.— 176 с., ил. (в электронном варианте).

Сведения об авторе:воспитатель Ермолаева Анастасия Андреевна. В данное время работаю с детьми 5-6 лет. По этой программе работаю первый год.