Кружок: "Многознайки"
методическая разработка (старшая группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ot_5-6_let.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
для детей от 5 до 6 лет по познавательному развитию.
«Многознайки».
Пояснительная записка:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Цель:
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Предполагаемый результат:
- Используют основные способы деятельности, принимают собственные решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения;
- Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение, мышление, любознательность;
- Умеют выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов;
- Умеют объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
- Овладение приемами логической обработки информации, формирование и развитие навыка самоконтроля.
Требования к уровню усвоения программы кружка «Многознайки»:
Методическое обеспечение программы: Занятия проводятся в специально организованной деятельности продолжительностью 20 минут со сменой разных видов деятельности, включая 2-3 физкультурные паузы. В процессе деятельности используются игровые методы, наглядность, беседы, художественная литература.
Приёмы и методы: словесные, наглядные, практические (организация продуктивной деятельности детей)
Принципы работы:
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Оборудование:
- для опытов: лупы, тарелки, песок, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
Представление результатов реализации Программы
Привлечение родителей и детей к совместному сотрудничеству.
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество занятий | |
теория | практика | ||
1 | Песочная страна | 0,5 | 0,5 |
2 | Опыт № 1. Рассматривание песка через лупу | 1 | |
3 | Опыт № 2. Свойства мокрого песка | 1 | |
4 | Опыт № 3. Ветер и песок | 1 | |
5 | Опыт № 4. Песок в воде не растворяется | 1 | |
6 | Свойства воздуха. «Ветер и его ветреная вертушка». | 0,5 | 0,5 |
7 | Опыт № 1. Поиск воздуха | 1 | |
8 | Опыт № 2. Запираем воздух в шарик | 1 | |
9 | Опыт № 3. Воздух толкает предметы | 1 | |
10 | Опыт № 4. Подводная лодка | 1 | |
11 | Опыт № 5. Почему не выливается | 1 | |
12 | Опыт №6. Воздух легче воды | 1 | |
13 | Свойства воды. | 0,5 | 0,5 |
14 | Опыт № 1. Пар – это тоже вода | 1 | |
15 | Опыт № 2. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются | 1 | |
16 | Опыт № 3. Окрашивание воды | 1 | |
17 | Опыт № 4. Как вытолкнуть воду | 1 | |
18 | Опыт № 5. Почему вода не выливается? | 1 | |
19 | Опыт № 6. Прозрачная вода может стать мутной | 1 | |
20 | Древесина, ее качества и свойства | 0,5 | 0,5 |
21 | Опыт № 1. Горячий – холодный | 1 | |
22 | Свойства бумаги. | 0,5 | 0,5 |
23 | Опыт № 2. Можно ли склеить бумагу водой? | 1 | |
24 | Опыт № 3. Цветы лотоса | 1 | |
25 | Опыт № 4. Веселая полоска | 1 | |
26 | Опыт № 5. Все ли притягивает магнит | 1 | |
27 | Опыт № 6. Как достать скрепку из воды не намочив руки | 1 | |
28 | Игра – опыт «Бабочка летит» | 1 | |
29 | Что такое электричество? | 0,5 | 0,5 |
30 | Опыт № 1. Волшебный шарик | 1 | |
31 | Опыт № 2. Помоги золушке | 1 | |
32 | Опыт № 3. Ожившие волосы | 1 | |
33 | Свойства пластмассы. | 1 | |
34 | Свойства Ткани. | 1 | |
35 | Человек и его организм. | 1 | |
36 | Органы чувств. | ||
Всего: | 36 занятий |
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред.Дыбиной О. В. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
- Дыбина О. В. Творим, измеряем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
- Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
- Экспериментальная работа в детском саду / Л.С. Пономарева. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 70 с. (в электронном варианте)
- Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплект: Методическое пособие. -М.: Линка-Пресс, 2009.— 176 с., ил. (в электронном варианте).
Сведения об авторе:воспитатель Ермолаева Анастасия Андреевна. В данное время работаю с детьми 5-6 лет. По этой программе работаю первый год.