«Организации РППС в ДОУ в соответствии с ФОП и ФГОС ДО.»
презентация к уроку (старшая группа)
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 17 декабря 2021 года (далее – Рекомендации).
Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования1 (далее – ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования2 (далее – ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta_rpps._saytt.pptx | 2.98 МБ |
proekt_aysylu_rpps_2023_novyy_nomer.docx | 57.08 КБ |
trebovaniya_k_rpps.docx | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОБЛЕМА: каким образом на современном этапе возможно создание РППС в старшей группе для соответствия ФГОС ДО
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая зона Спокойная зона Активная зона
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №22 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Развивающая предметно – пространственная среда на новый лад
«Детский сад для детей»
Хуснутдинова Айсылу Дикафовна,
воспитатель
первой квалификационной категории
МДОАУ детский сад № 22
Нефтекамск, 2023 год
1.Краткая аннотация проекта: Данный проект позволяет изучить и внедрить новые изменения в организацию развивающей предметно – пространственной среды в подготовительной группе детского сада при сохранении лучших традиций системы, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия детей и взрослых.
Используя инновационные подходы; концептуальные основы построения развивающей среды, разработанные В.А.Петровским, О.А.Артамоновой, С.Л. Новоселовой; в соответствии с требованиями ФГОС ДО; оценкой качества среды, проводимой с помощью ECERS, МКДО; автор представил идею организации РППС в старшей - подготовительной группе детского сада.
Методическая разработка проекта адресована воспитателям дошкольных учреждений, которые с огромным желанием поддерживают инициативу и самостоятельность дошкольников в различных видах деятельности, в том числе детские идеи в организации среды как третьего педагога.
2. Обоснование необходимости проекта
Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.
В детском саду, ориентированном на ребенка, дети:
- создают, а не действуют по образцу;
- двигаются, а не ждут;
- решают проблемы, а не просят педагога их решить;
- говорят, а не пассивно слушают;
- действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
- делают выбор, а не повинуются;
- пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
- создают искусство, а не воспроизводят образцы;
- решают, а не пассивно соглашаются;
- ценят процесс, а не только результат;
- задают вопросы, а не просто слушают;
- выводят ответ, а не получают его от взрослого;
- учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
- распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.
Анализируя РППС своей группы, мы попытались ответить на следующие вопросы:
- Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
- Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования детской любознательности и учения?
- Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
- Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?
Мы сделали вывод, что РППС в нашей группе не в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО:
- РППС в группе создана исходя из личных пристрастий педагогов, без учета индивидуальных потребностей ребенка, зоны ближайшего развития;
- недостаточно реализуются требования полифункциональности, вариативности, доступности, трансфорируемости;
- отсутствует единая система сотворчества ребенка-педагогов-родителей по организации и преобразованию РППС.
Поэтому у нас возникла идея создать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая безопасна, удовлетворяет потребности детей в общении, познании, самореализации, а также стимулирует физическую активность, развивает игровую и творческую деятельность, создает оптимальные условия для комфорта детей в группе.
Основные принципы работы в рамках проекта
В основу работы в рамках проекта положены следующие принципы:
1. Целесообразность с точки зрения поставленных целей и сформулированных задач. Проект разрабатывается для конкретной группы с учетом ее конкретных интересов, своего видения деятельности. В нашем случае речь идет о старшей - подготовительной группе детского сада.
2. Опора на ресурсы и возможности детского сада. Предполагается максимальное использование ресурсов внебюджетных и бюджетных средств детского сада и лишь в малой степени привлечение помощи родительской общественности.
3. Использование опыта других детских садов. Хотим отметить, что такой опыт существует, но он однообразен.
4. Принцип планирования. Все мероприятия по организации работы над проектом должны быть спланированы как по времени, так и по ресурсам.
5. Постепенность реализации. Проект следует реализовывать поэтапно.
6. Принцип активности предполагает максимальную включённость всех участников образовательного процесса в работу по проекту.
7. Принцип добровольности участия каждого в различных видах деятельности.
8. Принцип коррекции - нет незыблемых планов, лучше вовремя внести корректировку, чем получить отрицательный результат.
Постановка проблемы
Существующая практика показывает, что имеется ряд проблем, которые присутствуют при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:
- среда является фоном педагогического процесса;
- нарушена эстетическая гармония в оформлении;
- расстановка мебели ограничивает потребность дошкольников в движении;
- оснащение учебных и игровых центров носит выставочный характер, мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
- при создании не всегда учитываются особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности;
- дети не принимают участия в проектировании и изменении среды; существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений;
- отсутствует единая система сотворчества ребенка-педагогов-родителей по организации и преобразованию РППС в группе.
Деятельность, связанная с проектированием группового помещения детского сада, является достаточно сложным видом деятельности в работе педагога детского сада. Так как воспитателю необходимо не только добиться отражения особенностей РППС в среде группы, но и знать основные требования к организации развивающего пространства детства, а также обладать дизайнерским творчеством, умением обобщать передовой педагогический опыт и работать в команде. Воспитателю в процессе проектирования нужно сделать среду группы оптимальной, функциональной,
современной с точки зрения организации пространства.
Условия реализации проекта
Необходимо обеспечить следующие условия проектной деятельности:
- организационные условия для реализации проекта (оценка уровня собственной профессиональной компетентности, мониторинг развивающей предметно-пространственной среды группы на соответствие требованиям ФГОС ДО, МКДО);
- педагогические условия такие как, рациональная организация материалов и оборудования в пространстве и времени, эстетическое оформление среды,
реализация личностно-ориентированных технологий взаимодействия педагога и ребенка дошкольника;
- методологические условия (концептуальные и авторские принципы проектирования развивающей предметно-пространственной среды группы);
- материально-техническое обеспечение процесса создания развивающей предметно-пространственной среды;
- научно-методическое обеспечение процесса создания развивающей предметно-пространственной среды (участие в вебинарах, КПК, трансляция положительного опыта работы).
Гипотеза: проектирование предметно-пространственной среды позволит обеспечить развивающий эффект если:
- произведено путем последовательной поэтапной разработки (сбор информации и обследование среды, анализ результатов и прогнозирование новых эффектов среды, создание образа предметно-пространственной среды, планирование действий по разработке и реализации проекта);
- выполнено в форме целостного проекта, который разработан с участием педагогов, детей и родителей.
Новизна
Создание развивающей предметно – пространственной среды, все компоненты которой не только предназначаются для детского коллектива в целом, но при этом дают возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество, что послужит условием развития личности ребёнка и показателем профессиональной компетентности педагога.
Передвижная мебель, ширмы позволят ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
Преимущество созданной среды в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Теоретическая значимость
Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада - это составляющей образовательной социокультурной среды, организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
Стратегия и тактика построения образовательной среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка, в которых работает принцип общения взрослого и ребенка: «Не рядом, не над, а вместе».
Практическая значимость
Предложенный проект позволит создать модель РППС, где происходит не как заданный педагогом образовательный процесс подготовки детей к обучению в школе, а «среда обитания» дошкольника, в которой он находится значительную часть времени и может реализовать собственные потребности и интересы.
Данный проект носит практико - ориентированный характер
Тип проекта: познавательно - творческий
Вид проекта: инновационный
По количеству участников: коллективный
По статусу: незавершенный
По продолжительности: долгосрочный
3. Цель проекта: максимальная реализация образовательного потенциала пространства группы детского сада через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.
Задачи:
- Изучить подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
- Разработать модель развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с учетом особенностей организации и содержания образовательной деятельности, материально-технических условий.
- Интегрировать информационно-коммуникационную среду в развивающую предметно-пространственную среду.
- Содействовать сотрудничеству педагогов, детей и родителей для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
4. Основное содержание проекта.
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок, передового педагогического опыта в области развивающей среды.
2. Сравнительный анализ соответствия развивающей предметно-пространственной среды группы нормативным требованиям, реализуемой
основной образовательной программы.
3. Составление рабочего плана реализации проекта.
4. Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с учетом особенностей организации и содержания образовательной деятельности.
5. Подбор и приобретение мебели, необходимых игрушек, дидактических пособий для оснащения развивающей предметно-пространственной среды.
6. Создание развивающей среды, придание ей характера незамкнутой, открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
7. Привлечение родителей и детей к организации образовательного пространства.
8. Организация обмена опытом по созданию РППС в ДОУ.
9. Анализ состояния обновленной развивающей среды и эффективности взаимодействия педагогов с детьми и родителями в ДОУ.
10. Обобщение передового педагогического опыта по построению развивающей среды, трансляция результатов работы.
Этапы реализации проекта
Этап | Срок | Содержание |
Подготовительный (организационное и функциональное обеспечение проекта) | июнь-август 2021г. | - изучение психолого-педагогического аспекта проблемы; - изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды; - обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта, составление методических рекомендаций; - разработка алгоритма проектирования развивающей среды старшей – подготовительной группы; - мониторинг РППС (изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах); - определение концептуальной модели развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода |
Основной (реализация направлений деятельности по созданию действующей модели старшей-подготовительной группы детского сада) | сентябрь, 2021г.- февраль, 2023г. | Внедрение модели развивающей предметно-пространственной среды: - определение дизайна группы; - подбор мебели в соответствии с дизайном группы; - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта; - зонирование группового помещения с учетом рабочего плана реализации проекта; - взаимодействие с родителями |
Заключительный | март – май 2023г. | - анализ состояния развивающей среды и эффективности взаимодействия педагогов с детьми и родителями в ДОУ; - обобщение передового педагогического опыта по построению развивающей среды; - трансляция результатов работы; - участие в конкурсах различного уровня |
План реализации проекта
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Результат | |
Подготовительный этап (организационное и функциональное обеспечение проекта) июнь-август 2021г. | |||||
1. | Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов | Июль, август | Габдрахимова И.А, Хуснустинова А.Д Ганцева Т.В. | ||
2. | Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста, материалов по дизайну группы детского сада | Июль, август | Габдрахимова И.А, Хуснустинова А.Д Ганцева Т.В. | Разработан план проекта. Составлен рабочий план реализации проекта и определены ответственные лиц | |
3. | Анализ РППС в группе. Выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом и интеллектуальными особенностями воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах | Июль, август | Габдрахимова И.А, Хуснустинова А.Д Ганцева Т.В. | ||
4. | Разработка проекта организации группового пространства, отвечающего современным критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей, обучающей и социальной деятельности. | Июль, август | Габдрахимова И.А, Хуснустинова А.Д Ганцева Т.В. | ||
5. | Разработка анкет для родителей по изучению их отношения к необходимости изменений в построении РППС, в соответствии с ФГОС ДО | Июль, август | Хуснустинова А.Д Ганцева Т.В. | ||
6. | Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами | Июль, август | Габдрахимова И.А, Хуснустинова А.Д Ганцева Т.В. | ||
7. | Анализ материальной базы группы для усовершенствования РППС | Июль, август | Габдрахимова И.А, Хуснустинова А.Д Ганцева Т.В. | ||
8. | Разработка плана проекта. Составление рабочего плана реализации проекта и определение ответственных лиц | Июль, август | |||
9. | Участие на онлайн – курсе «Голос ребенка в среде» (автор курса Юлия Илюхина) | в течение проекта | Хуснутдинова А.Д., Ганцева Т.В. | повышение профессионального мастерства, самообразование | |
10. | Обучение на КПК «Экспертная подготовка образовательного учреждения к проведению МКДО» (Всероссийский форум «Педагоги России») | ||||
11. | Участие в вебинаре «Как создать психологический и эмоциональный комфорт в группе с использованием современного оборудования» (ДРЦ «Умничка») | ||||
Основной (реализация направлений деятельности по созданию действующей модели старшей-подготовительной группы детского сада) сентябрь, 2021г.- февраль, 2023г. | |||||
Проведение ремонтных работ в соответствии с дизайн-проектом, созданным педагогами, детьми и родителями | сентябрь | Габдрахимова И.А., Занина Е.В. | Внедрение модели развивающей предметно-пространственной среды | ||
Изготовление авторской (мобильной) мебели в соответствии с дизайн-проектом и детскими идеями | сентябрь | Габдрахимова И.А. | |||
Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения РППС | сентябрь | Хуснутдинова А.Д., Ганцева Т.В. | |||
Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий | сентябрь -декабрь | Хуснутдинова А.Д., Ганцева Т.В. | |||
Участие детей и родителей в разработке маркировки детского пространства | сентябрь -декабрь | Хуснутдинова А.Д., Ганцева Т.В., дети, родители | |||
Совместное обогащение РППС: - речевой центр; - центр экспериментирования и науки; - центр психологической разгрузки; - центр конструирования и т.д.; - говорящие стены | в течении проекта | Габдрахимова И.А., Хуснутдинова А.Д., Ганцева Т.В. | |||
Использование адвент – календаря в обогащении РППС | декабрь 2022 | Хуснутдинова А.Д., Ганцева Т.В., дети, родители | |||
Заключительный (обобщение) март – май 2023г. | |||||
1. | Анализ состояния измененной развивающей среды и эффективности взаимодействия педагогов с детьми и родителями в ДОУ (шкалы ECERS, МКДО) | Март- май | Хуснутдинова А.Д. Ганцева Т.В. | ||
2. | Распространение положительного опыта работы: - уровень детского сада; - городской уровень; - республиканский и межрегиональный уровень | в течение проекта | Хуснутдинова А.Д. Ганцева Т.В. | ||
3. | Участие в конкурсах различного уровня | в течение проекта | Хуснутдинова А.Д. Ганцева Т.В. |
5. Ресурсы
Проект предполагает использование следующих ресурсов:
- материально-технические ресурсы;
- учебно-методическое оснащение;
- информационное обеспечение
6. Партнеры
Партнерами в данном проекте могут выступить:
1. Административная команда: финансирование, помощь в разработке и корректировке проекта, создание условий по повышению инновационной деятельности.
2. Педагоги детского сада: помощь в разработке и корректировке проекта, распространение педагогического опыта и презентация методических разработок на базе детского сада.
3. Родители: совместное решение задач в процесс преобразования РППС.
7. Целевая аудитория
Целевая группа, на которую рассчитан проект: воспитанники старшей - подготовительной к школе группы; родители/законные представители воспитанников; педагоги ДОУ.
8. Срок реализации проекта: июнь 2021г. – май 2023г.
- Ожидаемые результаты и социальный эффект
В процессе реализации проекта предполагается следующий результат:
- педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка;
- при правильной организации сотрудничества педагогов, детей и родителей,
созданная совместными усилиями, развивающая предметно-пространственная среда будет наиболее полно отражать интересы детей конкретной группы, способствовать развитию личностных качеств и индивидуальности каждого ребенка, нести в себе действительно развивающую функцию, способствовать сближению детей, педагогов и родителей и станет эмоционально комфортной, что соответствует требованиям ФГОС ДО;
- распространен и обобщен положительный опыт работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды на различном уровне.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
В созданной развивающей предметно-пространственной среде, у детей активно развивается, и усваивается информация об окружающем мире в ходе
игр и других видах детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда направлена на развитие познавательных качеств, социального взаимодействие, на формирование психологических качеств, а так же развитие исследовательской деятельности, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Данный проект может быть использован воспитателями ДОУ, и использован в работе с детьми разного возраста. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый
ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре. Отмечается, что
воспитанники меньше конфликтуют между собой. Положительный настрой
дошкольников свидетельствует об их жизни радости открытости и желание посещать детский сад.
Мы: не собираемся останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
11. Список литературы
1. Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2020г
2. Илюхина Ю. В. «Говорящий дом» или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада?. Краснодар,2022. -250с.
3. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы"Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2021
4. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
5. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007 – 15с.
6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
7. Сборник практических материалов по организации развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №53» ЗАТО Северск). Материалы предназначены для педагогов, администрации дошкольных учреждений всех типов. Северск, 2019 - 24с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2010.
9. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.resobr.ru/article/63299-qqq-m6-18-rpps-v-dou-po-fgos
10. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-v-dou-po-fgos-1099057.html
11. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ rps-grupy-kak-sredstvo-poderzhki-iniciativy-i-samostojatelnosti-doshkolnikov-v-razlichnyh-vidah-dejatelnosti.html
Приложение 1.
Анкета для родителей
«Оценка РППС в группе»
Уважаемые родители!
Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения имеет большое значение для развития детей, т.к. именно здесь они проводят большую часть своего времени. Для того чтобы определить, соответствуют ли созданные условия в группе и в учреждении в целом задачам развития воспитанников, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.
- Какую группу посещает ваш ребенок? _______________________
- Созданы ли, на ваш взгляд, в группе условия для всестороннего развития и воспитания детей?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Какие из перечисленных условий созданы в группе:
- для художественно-эстетического развития детей;
- развития театрализованной деятельности детей;
- музыкального развития детей;
- развития конструктивной деятельность детей;
- развития экологической культуры детей;
- развития представления о человеке в истории и культуре;
- физического развития детей;
- формирования у детей элементарных математических представлений;
- развития у детей элементарных естественнонаучных представлений;
- развития речи детей;
- игровой деятельности детей.
- Достаточно ли дидактических средств и оборудования для развития детей?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Достаточно ли хорошо освещена групповая комната, столы, где дети занимаются и едят, игровая зона, где они играют?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Присутствуют ли в оформлении интерьера группы творческие работы воспитателей и детей?
- присутствуют в достаточном количестве;
- изобилие творческих работ портит интерьер группы;
- творческие работы отсутствуют в оформлении интерьера группы.
- Отмечаете ли вы креативный подход воспитателей к оформлению интерьера группы?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Принимаете ли вы участие в оформлении предметно-развивающей среды в группе?
- да;
- нет.
- Какие идеи по оформлению (обновлению) интерьера группы вы предложили бы воспитателям в настоящий момент? ____________________________________________________________
- Как вы оцениваете оформление помещений дошкольного образовательного учреждения в целом?
- помещения оформлены эстетично;
- оформление помещений традиционное, без креатива;
- слишком креативное оформление помещений;
- другое _______________________________________________________
- Считаете ли вы необходимым улучшение материальной базы в. дошкольном образовательном учреждении?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
12. Какие изменения вы бы внесли в оформление помещений дошкольного образовательного учреждения? __________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Консультация
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде
с учетом ФОП и ФГОС ДО»
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 17 декабря 2021 года (далее – Рекомендации).
Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования1 (далее – ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования2 (далее – ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования.
Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее – ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.
Принципы, условия, цель и задачи рекомендаций
Формирование инфраструктуры ДОО в соответствии с ФГОС ДО реализуется на основании следующих принципов:
– принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
– принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
– принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
– принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
– принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и нравственных ориентиров.
Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Цель рекомендаций – создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников.
Основными задачами Рекомендаций являются:
1. Помощь в создании инфраструктуры (инвариантной и вариативной), обеспечивающей полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), как в новых, строящихся ДОО, так и при обновлении/дооснащении существующих.
2. Помощь в проведении мониторинга в части анализа материально-технического обеспечения образовательной деятельности, создании современной развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС), отвечающей государственной образовательной политике, разработке программы развития РППС с учетом изменения подходов к организации деятельности ДОО.
3. Формирование условий для преемственности технологий и содержания обучения и воспитания детей на уровнях дошкольного и начального общего образования в разных социальных институтах, включая семью.
Принципы формирования РППС
В системе ДО в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями, осуществляется модернизация пространства ДОО, в том числе развивающей ребенка среды. РППС группового помещения является частью образовательной среды ДОО.
В соответствии с ФГОС ДО возможны различные варианты создания РППС при условии, что учитываются возрастная и иная специфика реализации образовательных программ ДО.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
– максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, предназначенных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции трудностей их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
– построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание условий для знакомства воспитанников ДОО с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта, в том числе в формате организации образовательных событий в культурно-образовательной среде населенного пункта, в котором расположена ДОО;
– создание условий для формирования нравственных ценностей на основе культуры и традиций многонационального российского народа и расширения собственного нравственного опыта ребенка;
– создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость ДО и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.
В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ.
Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули:
– «игровой»;
– «физкультурно-оздоровительный»;
– «музыкальный»;
– «художественно-творческий»;
– «поисково-исследовательский»
– «релаксации»;
– «логопедический»;
– «психологического сопровождения»;
– «дефектологический»;
– «административный»;
– «территории и архитектуры ДОО».
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров (слайд8)
Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Кроме того, возможны следующие варианты группирования средств обучения и воспитания по категориям:
1. Раннее развитие;
2. Конструирование и строительные наборы;
3. Сюжетные игры и игрушки;
4. Развивающие игры и оборудование;
5. Спорт и подвижные игры;
6. Творчество и медиа;
7. Дидактические игры и материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация РППС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраст...
Доклад к педсовету по теме "Организация РППС по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО"
анализ содержания развивающей предметно - пространственной среды по художественно - эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО...
Презентация "Организация РППС в соответствии с ФГОС"
В данной презентации была расмотрена организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...
Педсовет "Организация РППС в группах в соответствии ФГОС ДО"
Цель: проведение системного анализа педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в возрастных группах ДОУ и определение путей совершенствования...
«Инновационные подходы к организации РППС в группе» Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Инновационные подходы к организации РППС в группе»Выступление на семинаре «Методические рекомендации для педагогов ДОУ по моделированию РППС в соответствии с ФГОС ДО»...
«Организации РППС в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.»
Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их...
Картотека утренней гимнастики в детском саду в соответствии с ФОП иФГОС ДОО для детей 4-5 лет
Картотекаутренней гимнастики в детском садув соответствии с ФОП иФГОС ДООдля детей 4-5 лет...