Проект "Бабашки"
проект

Жубоназарова Наиля Тагирзяновна

 «Бабашки» – это деревянные блоки разных форм для строительства, точнее – для ростового моделирования, т.е. «Бабашки» позволяют детям строить в рост.Среди форм «Бабашек» можно найти бруски, арки, цилиндры и плоскости разных размеров, а также их части – «римскую полуарку», «четверть круга», «полублок» и тд.Однако любому элементу может быть предписано любое содержание. Деревянный цилиндр может стать стаканом с водой, подзорной трубой и головным убором, т.е. дети, по сути,  превращают предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babashki.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Пространственное моделирование у детей дошкольного возраста с помощью конструкторов «Бабашки»

Название проекта

Пространственное моделирование у детей дошкольного возраста с помощью конструкторов «Бабашки»

Целевая группа

Целевой группой для реализации проектной деятельности являются дошкольники от 5 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты.

Цели и задачи:

«Бабашки» нужны детям, чтобы:
- исследовать свойства фигур и материала, проводить измерения – и осваивать базовые понятия физики и математики;
- создавать пространство для сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
- моделировать реальность и создавать новые неповторимые конструкции;
- осваивать работу в группе и способы разрешения конфликтов
.

Набор «бабашек» успешно заменяет все остальные игрушки в группе детского сада (при условии, что сопровождающий игру взрослый знает обо всех возможностях конструктора).

Ожидаемые результаты:

У детей развиваются креативность, изобретательство, творчество, социальные навыки.

Содержание проекта

Проект «Пространственное моделирование у детей дошкольного возраста с помощью конструкторов «Бабашки»  реализуется в нашем детском саду в течение 1 года среди воспитанников 5-7 лет.

Основная задача проекта: создать условия для формирования и обновления качественной развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО посредством внедрения современных игровых технологий, а также скорректировать основную образовательную программу.Внедрение новых подходов к моделированию будет способствовать высокой социальной востребованности данного направления и необходимости его развития, так как оно отвечает желаниям родителей видеть своего ребенка технически грамотным, общительным и умеющим найти адекватный выход в конкретной жизненной ситуации.

 «Бабашки» – это деревянные блоки разных форм для строительства, точнее – для ростового моделирования, т.е. «Бабашки» позволяют детям строить в рост.Среди форм «Бабашек» можно найти бруски, арки, цилиндры и плоскости разных размеров, а также их части – «римскую полуарку», «четверть круга», «полублок» и тд.Однако любому элементу может быть предписано любое содержание. Деревянный цилиндр может стать стаканом с водой, подзорной трубой и головным убором, т.е. дети, по сути,  превращают предметы.

Важно понимать, что игра,  как деятельность, это очень важный период в жизни ребёнка. Без игры человек не может стать.В игре с «Бабашками»  любая детская идея может быть реализована. И взрослый не должен мешать, он должен поддерживать. И тогда создаются сложные пространства.

Понятие «моделирование» шире «конструирования», предполагающего работу с готовыми элементами и строительство по инструкции. Моделирование – это метод исследования объектов на их моделях — аналогах определенного фрагмента реальности.В процессе моделирования ребенок создает пространство из пустоты — в игре и для игры.Как и игра, модель обладает свойством удвоения мира и долей условности, одной из которых является масштаб.

Игры с «Бабашками»  - это  про те индивидуальные смыслы, которые у ребенка возникают по поводу окружающего мира. И «Бабашки» — это инструмент выражения этих смыслов, чтобы ребенок свои представления проверил. С одной стороны, это такая исследовательская деятельность, с другой — создание второго мира, как и в игре.

5 форм пространственного моделирования:

1. Моделирование по приписыванию – это когда ребенок осваивает некоторые действия, и вдруг у него что-то получается (а он не ожидал). Например, получается башня – и он строит ее, и уже стул берет, потому что она такая высокая. А вообще он всего-навсего освоил кладку.

2. Моделирование по представлениям – когда у ребенка есть некоторое представление о том объекте, который он собирается строить. Например, о том, как строится атриум или Стоунхендж. Перед таким моделированием мы обычно актуализируем у детей представления: спрашиваем, что такое мост или башня, галерея или лабиринт. Они по кругу что-то говорят. Даже если это ошибочно, мы принимаем все версии и даем возможность построить то, что они решили. А потом уже потом сталкиваемся с построенным объектом как с понятием или явлением.

3.Моделирование по наблюдению. Мы позволяем детям выйти за пределы детского сада и посмотреть, как устроен мир. Дети могут сходить в магазин, чтобы затем его построить. Они строят прилавки, делают товар, понимают, куда его положить, чтобы он лучше продавался, потому что все это поспрашивали в магазине. Они знают, кто такой товаровед, кассир, покупатель.

4. Моделирование по тексту – когда дети занимаются сценографией. Воспитатели читают им какую-то сказку и просят затем построить эту историю. Например, «Колобок». И дети начинают строить. Более того, они не делают из «Бабашек» Колобка. Дети в этом вопросе более рациональны, чем взрослые, которые могут озадачиться и инсталлировать Колобка через майнкрафтовский кубик. Дети же строят дом Колобка, длинную дорогу со станциями, где он останавливался, а некоторые еще и дорогу дальше — после того, как Колобок встретился с лисой. Затем, используя это пространство, дети начинают рассказывать сказку: здесь дерево, из-за него вышел волк и так далее. Ни для кого, для себя самих. Потому что сценография их втягивает, и здесь уже должен быть реализован сюжет.

5. Моделирование по схеме – строительство по нарисованной инструкции. Зачем это нужно? Опыт показал, что ребятам сложно доносить смысл схемы до своих ровесников. Большинство воспитателей отмечают, что у детей не хватает словарного запаса для описания расположения детали в пространстве. Наверное, это связано с отсутствием опыта совместного строительства по схемам – потому что при строительстве по представлениям речь детей связна и описательна. Опыт моделирования по схемам дает детям возможность чётче описывать конструктивные решения, способы и приемы строительства, а также найти больше их вариантов. говоритОбычно дети сначала делают, потом рисуют это. Для них это возможность оставить след. В какой-то момент дети открывают, что существует структура (схематическая зарисовка) и образ. В этом и есть диалектика моделирования и фиксации на плоскости пространственных моделей.

Под все «Бабашки» есть трафареты и их проекция. Оказывается, что пяти-шестилетних детей очень увлекает попытка зарисовывать в трех проекциях те объемы, которые перед ними. Если это делать систематически, то ребята начинают вращать пространственную модель в своем воображении. Они могут уже догадаться, как выглядит то, чего они не видят. А это уже дорогого стоит, потому что там происходит опосредствование, дети могут начать «вращать» не только пространственные модели, но и абстрактные понятия.

Полученные результаты

 У детей возник непосредственный интерес к данной игровой деятельности: озвучивая и проговаривая вслух задачи каждого этапа игры, свои решения каждой творческой задачи, дошкольники увлечённо создавали художественные образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями игры. Было интересно наблюдать за процессом ассоциативного анализа формы: сопоставления, установления визуального сходства между силуэтами природных форм и частями, чертами, деталями создаваемого образа. У некоторых детей наблюдалось копирование художественного образа, большая часть ребят создавали оригинальные, вариативные способы изображения. Дети с удовольствием играли с созданными персонажами - включаясь в алгоритм режиссерской игры - передавали эмоции художественного образа, его действия, сюжет сказки.

Проект стал событием в жизни детей, так как оставил радостные, позитивные впечатления от процесса игры, ощущение творчества, созидания. Для детей данная технология стала мотивом развития уже созданных сюжетов в свободной деятельности. Предметная среда группы обогатилась игровым материалом. Игры, рисунки, поделки детей стали более разнообразными, оригинальными.Работа кипела, проектировщики придумывали невероятные конструкции. Юные инженеры представляли невероятные проекты!

Важно, что в процессе моделирования дети договаривались друг с другом, помогали друг другу, делились друг с другом, не мешали друг другу.Взаимодействие  строилось по поводу воображаемого, придуманного мира. Инженерное мышление детей начинало работать сразу, как им в руки попадали пригодные для строительства материалы. И какое это счастье- наблюдать, как двое малышей несут что- то вместе и согласованно строят один объект! Хорошо, что есть «Бабашки» и «Абрисы»! Дети застраивают все пространство игровой и им явно этого мало!