Роль игрушки в воспитании и развитии ребёнка.
материал (младшая группа)

Глазкова Наталья Петровна

Игрушка – это предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и вымышленные предметы, образы игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка позволяет ребенку познавать мир, приучает его к целенаправленной осмысленной деятельности. Способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.

Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushki_v_vospitanii_i_razvitii_rebyonka.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игрушки в воспитании и развитии ребёнка

Характеристика игрушки.

Игрушка – это предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и вымышленные предметы, образы игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка позволяет ребенку познавать мир, приучает его к целенаправленной осмысленной деятельности. Способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек.

Игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Это не только материал, орудие игры, это и партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого игрушка – одно из важнейших средств воспитания.

История возникновения детской игрушки.

     Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. Тогда игрушки были каменные, глиняные или металлические. Первой страной, в которой появились погремушки-трещотки, был Египет. Погремушки давались малышам: считалось, что своим звуком эта игрушка отпугивает от младенца злых духов.

     Самая древняя игрушка — глиняный мяч.

Роль игрушки в развитии детей.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического и физического развития ребенка и его обучения.

Доказано: от того, какие игрушки окружали ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет.

С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации среди сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах, и этических нормах.

В младенчестве ребенок получает погремушки, с которыми манипулирует. При этом происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение.

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), через которые ребенок учится соотносить и различать формы, размеры и цвета.

В том же возрасте он получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Дети в игре воспроизводят почти все жизненные ситуации: играют в свадьбы, прием гостей, рождение младенца и т.д. Несомненно, это приобщает их к традиции, закладывает определенные моральные устои.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста - это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок - может быть, гений, а может, неблагополучный...

С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра - средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Играя с куклой или игрушечной зверюшкой, ребенок учится, эмоциональному настрою.

Ценность игрушки заключается в следующем:

- дети видят в ней такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы;

- создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности;

-она делает действия детей реальными, что связано с психологической осо бенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;

- дает возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;

- помогает воспитанию у детей интереса к труду, дает представления о людях разных профессий;

- игрушка несет эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связей между разными явлениями жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;

- объединяет детей.

Доказано, что от того, какие игрушки окружают ребенка, в немалой степени зависит, чем он будет заниматься, когда вырастет.

Игрушка не просто забава, она дает детям яркие, запоминающиеся образы. И от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально-нравственных представлений картины мира.

Заключение

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка – непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в воспитании и развитии ребёнка.

                        У большинства из нас детство связано с люб...

Консультация для родителей "Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка"

рекомендациии о важности семьи в воспитании детей...

«Роль игрушки в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста»

Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и ...

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка

Семья-это главный институт воспитания, который играет важную роль в социализации ребенка.Именно семья определяет главные жизненные ценности ребенка и способствует его социализации....

Роль игрушки в воспитании и развитии детей раннего дошкольного возраста

Игрушки в большей или меньшей степени нужны каждому ребенку. Они помогают ему освоить окружающий его мир, что-то опробовать, испытать и так далее. Для самых маленьких игрушка хороша тем, что ее можно ...

Роль игрушки в воспитании и развитии ребёнка

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качест...