Квест-игра "Говорилки"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Шуйкова Юлия Геннадьевна

Цель: использование интерактивных форм работы с родителями по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

  1. Формировать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
  2. Реализовать в игре задачи по формированию фонетико-фонематических категорий, обучению элементам грамоты, развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  3. Освоить практическим путем игровые методы, приемы и использовать их в семейном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra_govorilki.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Говорилки» для родителей дошкольников с ТНР

Цель: использование интерактивных форм работы с родителями по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

  1. Формировать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
  2. Реализовать в игре задачи по формированию фонетико-фонематических категорий, обучению элементам грамоты, развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  3. Освоить практическим путем игровые методы, приемы и использовать их в семейном воспитании.

Участники: учитель-логопед, воспитатель, родители.

Пособия и материалы: кроссворд, картинки (заяц, волк), серии сюжетных картин, план-схема «Животные», наборы счетных палочек (образцы конструирования), картины (найди различия), ребусы, карточки со словами (на букву «Б» и «В», для звуко - буквенного анализа), листы бумаги, ручки, мяч, маршрутные карты, магнитная доска.

Родители размещаются в зале. Вступительное слово учителя-логопеда.

Как подросли ваши дети! Вы не нарадуетесь, глядя на них: как они умеют красиво говорить, любят декламировать стихи. Все заботы, связанные с формированием речи, кажется, остались позади: дети произносят все звуки речи, почти не делают ошибок в грамматике. Но успокаиваться рано. В старшем дошкольном возрасте начинается самый интересный этап в развитии речи вашего ребенка – этап бурного развития связной речи, а ведь это и есть одна из главных целей нашей совместной работы – научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, доказывать, строить планы. Кроме этого, уже в детском саду проводится работа по предупреждению возможных ошибок чтения и письма, ребенок 5-7 лет осваивает элементы грамоты. Игровые методы и приемы помогают педагогу эффективно решить поставленные задачи.  Воспитатель: Уважаемые родители, помните, что, в общении с ребенком важен хороший эмоциональный настрой, а занятия по развитию речи не должны превратиться в скучные уроки.

Сегодня вы узнаете некоторые развивающие игры и упражнения, которые можно использовать во время занятий в кругу семьи.

Просто играем, как делают дети - // Все остальное для них – мишура. // Чтобы весело учить, это знают все на свете, // Помогает нам игра!

Начинаем нашу квест-игру «Говорилки». Выберем две команды, каждая из которых будет называться: «Мудрецы», «Знатоки».

Каждая команда пройдет по станциям, предлагаем вам ознакомиться с маршрутной картой.

  1. Разминка – «Решите кроссворд»

Задания командам: вписать слова. По горизонтали: 1-средство общения, отсутствующее у животных (речь), 2-вид связного высказывания по готовому тексту (пересказ), 3-форма связной речи - повествование одного человека (монолог), 4-форма связной речи – беседа двух человек (диалог), 5-вспомогательное средство, необходимое для того, чтобы упорядочить связное высказывание (план). По вертикали: 5-структурная единица связной речи, оно бывает полным, распространенным, сложносочиненным, сложноподчиненным (предложение).

  1. Станция «Рассказчики»

Игра с мячом «Расскажите о животном»

Задания командам: придумать слова, описывающие внешний вид, повадки животного (заяц, волк). В процессе игры изменять вопросы: Какая? Какой? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Например, какой заяц по размеру, какая у него шерсть по цвету, какие по длине уши, какой по характеру заяц, чьи быстрые лапы спасают зайца от врагов (можно использовать план-схему). Отметить, что проведенная таким образом словарная работа окажется интересной и полезной для ребенка, является подготовкой к составлению рассказов-описаний.

Игра «Монолог: придумайте рассказ»

Задания командам: предложить варианты, о чем может идти речь, если в тексте есть слова: мышка и ботинок (мальчик и лодочка). Ответы могут быть разными (о том, как мышка грызла ботинок, о том, как ботинок стал домом для мышки, о том, как мышка потеряла ботинок); составить рассказ по серии сюжетных картинок «Кот и мышка» («Доигрались»). Разложить картинки в нужной логической последовательности, при рассказывании соблюдать структуру: начало – середина – конец. Отметить живость, выразительность, четкость произношения, отражение причинно-следственных логических связей и отношений.

2.Станция «Следопыты»

Игра «Сравните картинки»

Задания командам: рассмотреть две «похожие» картинки, найти отличия. Отметить, что играя с ребенком в поиск отличий, необходимо дать образец применения сложносочиненного предложения. Например, на левой картинке у кота на шляпе узкая ленточка, а на правой картинке – широкая ленточка. Когда все отличия будут найдены, попросите ребенка сказать, а чем картинки похожи. Таким образом, ребенок сделает полное описание картины.

Игра «Сложи картинку»

Задания командам: сложить картинку из пяти палочек. Отметить, что в игре развивается пространственная ориентировка, конструкторские способности, воображение (при необходимости дать образцы).

3.Станция «Аналитики»

Игра «Назови и сосчитай»

Задания командам: назвать звуки, определить их количество, написать слова и подсчитать буквы. Для выполнения звукового и буквенного анализа предлагаются слова (лодка, лопата, стул, стол, кровать, весы, лесенка, конфета, флаг, сосулька, вилка, змея, плечики, качели). Отметить, что в игре развивается фонематический слух, аналитические операции. Важно не смешивать понятия «звук» и «буква» (при необходимости дать образцы).

Игра «Ассоциации»

Задания командам: выстроить ассоциативный ряд, с каждой парой слов составить предложение (слова из предыдущей игры). Например, лопата-картошка. Папа взял лопату и пошел копать картошку. Отметить, что в игре развиваются мыслительные процессы.

4.Станция «Головоломки»

Игра «Главная буква»

Задания командам: придумать рассказы на определенную букву с данными словами (слова напечатаны). Предложить темы: «Борька – бычок бабушки Бэллы», «Вилли – великан века». Отметить, что данный вид творческого рассказывания базируется на хорошо развитом фонематическом восприятии и словаре. В начале работы с ребенком, можно предложить образец. Например, «Микки – маленькая мышка». Микки – модница. В магазине много манто. Мышка Микки мерила манто и маску. Манто – для мороза, маску – на маскарад. Микки мечтает в мае с мартышкой Мартой махнуть на море.

Игра «Решите ребусы»

Задания командам: решить ребусы

Таким образом, в совместных играх вы, уважаемые родители, ненавязчиво помогаете ребенку овладеть операциями звуко – буквенного анализа, связными формами высказываний, наслаждаетесь совместным творчеством и общением с любимым человеком. Думаем, что вы не пожалеете о потраченных часах, ваши дети вырастут развитыми, умными, творческими людьми. Наша игровая программа завершена.

(совместное фото)

Список литературы:

  1. Агеева Н. Гномы гудели в гудок // Обруч. - 1999. - № 2. – С. 40-42
  2. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
  3. Конышева Н.М. Мастерим, размышляем, растем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт Дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 96 с.