Конспект по развитию речи в средней группе по теме "Смекалка"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект по развитию речи в средней группе по теме "Смекалка" ( по р.н. "Маша и Медведь")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_rechi_konspekt_nod.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация НОД по развитию речи детей в средней группе
по теме «Смекалка» (по р.н. сказке «Маша и Медведь»)
Цель: создание условий для формирования у детей речи-рассуждения.
Задачи:
Ознакомление с русской народной сказкой «Маша и Медведь».
Уточнение представления детей о смекалке и хитрости.
Развитие у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного.
Закрепление у детей представления о том, что в сказке всегда есть мудрость, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.
Обогащение словарного запаса: изба, вдоволь, чулан, короб.
Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.
Приоритетная образовательная область: коммуникативное развитие.
Область в интеграции: речевое развитие, познавательное развитие.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: книга, иллюстрации по сказке, предметы-муляжи из сказки (короб, пироги, фартук и косыночка Маши),
Предварительная работа: беседа с детьми о сказках и их видах, беседа о смекалке человека, чтение пословиц и поговорок о смекалке.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи (данного этапа НОД) | Содержание НОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям) | Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО) | Формы реализации программы (методы и приемы) | Средства реализации ООП (материалы и оборудование) | Планируемый результат |
Заинтересовать детей темой. Закрепить представление о таком качестве как смекалка. | Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей). - И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка? (Ответы детей). - И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение. Давайте поиграем в игру д/и «Волшебный мешочек» (пирожок, Медведь, куколка Маша). Дети узнают героев сказки наощупь. | Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие | Беседа, игра | Слово педагога, ответы детей, иллюстрации к сказке, игры с предметами | Дети заинтересованы темой, активно участвуют в беседе и дидактической игре. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи (данного этапа НОД) | Содержание НОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям) | Образовательная область, вид деятельности(выделяется на основе ФГОС ДО) | Формы реализации программы (методы и приемы) | Средства реализации ООП (материалы и оборудование) | Планируемый результат |
1. Формировать положительную мотивацию чтению. 2. Развивать умение внимательно слушать и понимать смысл сказки. 3. Воспитывать любовь к чтению, к народной сказке. Воспитывать нравственные качества – смелость, смекалка. | Воспитатель рассказывает (читает) сказку «Маша и Медведь». - Понравилась сказка? Чем понравилась? - Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда услышали его? - Зачем Маша напекла пирожки? - Как Маша перехитрила Медведя? - Почему Медведь не отпускал Машу домой? - А кто вам больше понравился в сказке? Почему? - Почему он так поступил? Д/и «Объясни словечко» В сказке есть много слов, значение которых устарело со временем, когда эту сказку придумали. Давайте попробуем объяснить смысл этих слов. (воспитатель называет слово и предлагает детям выдвинуть свои предположения о смысле слова и потом дает правильный ответ) Изба – деревянный, крестьянский дом. Вдоволь – достаточно. Чулан – помещение в доме, служило кладовой. Коли – если бы. Этакую – такую. Короб – корзина. | Изобразительная в интеграции с речевой, социально-коммуникативной | Беседа, чтение, рассказывание сказки, дидактическая игра | Ответы на вопросы, иллюстрации, предметы из сказки (горшочек, ухват, топор и т.п.) | Дети знают содержание сказки, могут ответить на вопросы и объяснить встречающиеся в сказке незнакомые слова. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи (данного этапа НОД) | Содержание НОД, форма организации (пишется все то что нужно говорить детям) | Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО) | Формы реализации программы (методы и приемы) | Средства реализации ООП (материалы и оборудование) | Планируемый результат |
Совершенствовать умение детей делать выводы, пересказывать понравившийся фрагмент сказки и объяснять свой выбор. | - Что же такое смекалка? Как она помогла Маше? (Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать). - Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева? (Ответы детей). - И в правду на Руси гостей почитали. В старину было принято дверей в домах не запирать. Двери «держали» на веревочке. Подойдет человек к дому, дернет за веревочку, дверь и откроется. Гостя приглашали в дом, сажали на самое почетное место, беседу вели и угощали всем, что найдется в доме. Говорил хозяин хозяйке: «Все, что есть в печи, на стол неси». И даже, если в доме был только хлеб и вода, все равно полагалось поделиться с гостем. Поэтому и повелось, что русские люди отличаются широтой души и хлебосольством. - Какова мораль (урок) этой сказки? Дети: - Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым. - Вы правы, поступать нужно по-доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации. | Речевое развитие Социально -коммуникативное развитие | Рассуждение, диалог, пересказ | Слово педагога, речь детей, пословицы и поговорки, иллюстрации к сказке | Общение, взаимодействие ребенка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"
Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....
"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы
план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...
Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".
Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....
КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»
Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и продемонстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь»...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь...