Конспект по развитию речи в средней группе по теме "Смекалка"
план-конспект занятия (средняя группа)

 Дадашова Илаха Назаровна

Конспект по развитию речи в средней группе по теме "Смекалка" ( по р.н. "Маша и Медведь")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_rechi_konspekt_nod.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация НОД по развитию речи детей в средней группе

по теме «Смекалка» (по р.н. сказке «Маша и Медведь»)

Цель: создание условий для формирования у детей речи-рассуждения.

Задачи:

Ознакомление с русской народной сказкой «Маша и Медведь».

Уточнение представления детей о смекалке и хитрости.

Развитие у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного.

Закрепление у детей представления о том, что в сказке всегда есть мудрость, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Обогащение словарного запаса: изба, вдоволь, чулан, короб.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Приоритетная образовательная область: коммуникативное развитие.

Область в интеграции: речевое развитие, познавательное развитие.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: книга, иллюстрации по сказке, предметы-муляжи из сказки (короб, пироги, фартук и косыночка Маши),

Предварительная работа: беседа с детьми о сказках и их видах, беседа о смекалке человека, чтение пословиц и поговорок о смекалке.


Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательные задачи (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы (методы и приемы)

Средства реализации ООП (материалы и оборудование)

Планируемый результат

Заинтересовать детей темой.

Закрепить представление о таком качестве как смекалка.

Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей).

- И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка? (Ответы детей).

- И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

Давайте поиграем в игру д/и «Волшебный мешочек» (пирожок, Медведь, куколка Маша). Дети узнают героев сказки наощупь.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие

Беседа, игра

Слово педагога, ответы детей, иллюстрации к сказке, игры с предметами

Дети заинтересованы темой, активно участвуют в беседе и дидактической игре.


Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные задачи (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации (пишется все то, что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид деятельности(выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы (методы и приемы)

Средства реализации ООП (материалы и оборудование)

Планируемый результат

1. Формировать положительную мотивацию чтению.

2. Развивать умение внимательно слушать и понимать смысл сказки.

3. Воспитывать любовь к чтению, к народной сказке. Воспитывать нравственные качества – смелость, смекалка.

Воспитатель рассказывает (читает) сказку «Маша и Медведь».

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда услышали его?

- Зачем Маша напекла пирожки?

- Как Маша перехитрила Медведя?

- Почему Медведь не отпускал Машу домой?

- А кто вам больше понравился в сказке? Почему?

- Почему он так поступил?

Д/и «Объясни словечко»

В сказке есть много слов, значение которых устарело со временем, когда эту сказку придумали. Давайте попробуем объяснить смысл этих слов. (воспитатель называет слово и предлагает детям выдвинуть свои предположения о смысле слова и потом дает правильный ответ)

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Короб – корзина.

Изобразительная в интеграции с речевой, социально-коммуникативной

Беседа, чтение, рассказывание сказки, дидактическая игра

Ответы на вопросы, иллюстрации, предметы из сказки (горшочек, ухват, топор и т.п.)

Дети знают содержание сказки, могут ответить на вопросы и объяснить встречающиеся в сказке незнакомые слова.


Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательные задачи (данного этапа НОД)

Содержание НОД, форма организации (пишется все то что нужно говорить детям)

Образовательная область, вид деятельности (выделяется на основе ФГОС ДО)

Формы реализации программы (методы и приемы)

Средства реализации ООП (материалы и оборудование)

Планируемый результат

Совершенствовать умение детей делать выводы, пересказывать понравившийся фрагмент сказки и объяснять свой выбор.

- Что же такое смекалка? Как она помогла Маше?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).

- Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева? (Ответы детей).

- И в правду на Руси гостей почитали. В старину было принято дверей в домах не запирать. Двери «держали» на веревочке. Подойдет человек к дому, дернет за веревочку, дверь и откроется. Гостя приглашали в дом, сажали на самое почетное место, беседу вели и угощали всем, что найдется в доме. Говорил хозяин хозяйке: «Все, что есть в печи, на стол неси». И даже, если в доме был только хлеб и вода, все равно полагалось поделиться с гостем. Поэтому и повелось, что русские люди отличаются широтой души и хлебосольством.

- Какова мораль (урок) этой сказки?

Дети: - Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

- Вы правы, поступать нужно по-доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации.

Речевое развитие

Социально -коммуникативное развитие

Рассуждение,

диалог, пересказ

Слово педагога,

речь детей, пословицы и поговорки, иллюстрации к сказке

Общение, взаимодействие ребенка со взрослым и со сверстниками; самооценка собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь...