детский проект "Масленицу встречаем- зиму провожаем"
методическая разработка (старшая группа)
Метод проектов является актуальной формой работы с детьми, который позволяет создать непринужденную ситуацию общения и практического взаимодействия детей, педагогов и родителей. Проект «Масленицу встречаем – зиму провожаем» помогает глубже познакомиться с русскими с обычаями, обрядовым праздником Масленицей. Психологически это тема отвечает потребностям детей, их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Жемчужинка» муниципального образования г. Саяногорск
Методическая разработка мероприятия: «Масленицу встречаем – зиму провожаем»
Детский проект
Лазарева Марина Анатольевна, воспитатель
Погудо Светлана Борисовна , воспитатель
05.04.2024 г.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Духовно-нравственное воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Каждый народ, как могучее дерево силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с её уроками, тем устойчивее чувствует себя в современном мире. В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано с тем, что молодое поколение (кем являются родители воспитанников) росло в отрыве от этнокультурной среды. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору и т.д., в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление детей о человеке, обществе, культуре. Наша задача- донести до воспитанников, что они являются носителями национальных традиций русского народа и родного края. [1, с.30]. Ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами педагогами дошкольного образования задачу поиска новых актуальных форм работы по нравственному воспитанию.
Метод проектов является актуальной формой работы с детьми, который позволяет создать непринужденную ситуацию общения и практического взаимодействия детей, педагогов и родителей. Проект «Масленицу встречаем – зиму провожаем» помогает глубже познакомиться с русскими с обычаями, обрядовым праздником Масленицей. Психологически это тема отвечает потребностям детей, их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться.
Проект «Масленицу встречаем – зиму провожаем»
Тип проекта: информационный, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 11.03.-15.03.2024г
Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа
Цели и задачи педагога
Цель: приобщение к национальной культуре дошкольников методом проектной деятельности.
Задачи:
- создать условия для знакомства детей с русским обрядовым праздником Масленица;
- создать и обеспечить условия для знакомства с малыми жанрами русского народного фольклора;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых (детей, родителей, специалистов детского сада);
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации и планирования организации собственной деятельности.
Цель проекта (детская) Узнать о народном празднике Масленица и сделать обрядовую куклу
Задачи проекта (детские):
- учиться инициировать разговор включаться в него и поддерживать общение;
- работать самостоятельно и сотрудничать в группе;
- обращаться к источнику получения знаний (я узнала из книги…, мне рассказала мама и т.д.).
Проблемное поле проекта с точки детей: как и из чего создать куклу Масленицы
Итоги проекта
Результат: интерес к народной культуре приобщение воспитанников, их родителей к традициям русского народа, развитие интереса к обрядовым русским праздникам
Продукт: Изготовление детьми и педагогами обрядовой куклы
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»
Дни недели | Задачи | Совместная деятельность с детьми | Деятельность детей |
«ВСТРЕЧА» | Расширить представление о празднике Масленица традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. | Знакомство Групповой сбор: в начале недели дети находят подсказки -иллюстрации о масленице. На групповом сборе дети и воспитатель определяют, что это может значить. В ходе беседы знания о празднике Масленица, воспитатель сообщает что начинается масленичная неделя. Проводят Модель трех вопросов и совместное планирования содержания проекта и действий (создание паутинки). На познавательном занятии, получают информацию о масленичной недели, что каждый день что-то означает. 1.Беседа «Что за праздник Масленица? - чтение стихотворения «Масленица» - презентация «Масленица идет». 2.НОД «Календарь Масленицы» 3.Рассказ о праздновании первого дня: Знакомство с поговорками про масленицу, заучивание стихотворения «Масленица»; 4.Продуктивная деятельность: - изготовление Масленичного календаря. | Модель Трех вопросов Создание паутинки, дети определяют первую ступеньку к подготовке к празднику. Для изготовления календаря дети делятся на 7 команд, по житонам-блинам определяют свой день недели. Из разнообразия картинок, каждая команда определяет свой день и сущность этого дня, тем самым создают календарь масленичной недели. |
«ЗАИГРЫШ» | Расширить представление детей о народных игах в масленичную неделю. Воспитывать патриотические чувства и нравственно волевые качества в народных играх. | День посвящен играм. Презентация о праздновании второго дня; «Заигрыш», где дети познакомились с новыми народными играми: «Блины», «Горелки», «Масленичные ворота» - разучивание и проведение хороводных игр «Карусели»; «Петушиный бой». Эстафета «Нарисуй лучик солнышку». | Приготовили сами дидактические игры «Печем блины - что лишнее?»; «Укрась блин»; «Найди одинаковый блин». Дети строятся в две команды. побеждает та команда, которая быстрее нарисует лучики солнцу. |
«ЛАКОМКА» | Развивать художественно-творческие способности в продуктивной деятельности; Формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления изобразительного искусства | Продуктивная изобразительная деятельность. Презентация «Масленица в живописи» - посвящен продуктивной деятельность, сначала детям были представлены репродукции картин известных русских художников В.Сурикова, К.Маковский, П.Грузинский. Во вторую половину дня музыкальный руководитель сообщил проблемную ситуацию: что в детском саду нет обрядовой куклы для заключительного этапа праздника. | Задача детей была изобразить свой блин. Составлен детьми лист предпочтений «Самый вкусный блин». Дети решили помочь изготовить для праздника обрядовую куклу. Обратились к родителям за помощью, было составлено объявление. |
«РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ» | Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Изготовлению обрядовой куклы. Рассказ о праздновании дня «Разгуляй», Презентация «Русский национальный костюм» - д/ и «Наряди куклу» Пение песен, чтение стихов, закличек, заучивание пословиц и поговорок. | Воспитанники принесли материал (газеты, скотч, одежду, украшения). Изготовили куклу. |
«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ» | Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Печем блины. Беседа «Как проводили Масленицу». Рассказ о проводах масленицы, прощенном воскресении. Продуктивная деятельность «Замесили мы блиночки, всех детишек угостили!» Развлечение «Масленица идет». | Дети разделились на пары, у каждой пары был свой этап приготовления теста для блинов. На праздник дети вынесли изготовленную обрядовую куклу и блины. |
- Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я (научно-методический журнал для педагогов и родителей)/ В. Гордеева. – М.2023 - №3. – С. 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Масленицу встречаем, зиму провожаем"
Мероприятия с детьми на целую неделю...
Масленицу встречаем – зиму провожаем!
Масленицу встречаем – зиму провожаем! Сценарий праздника для 4-5 лет совместно с родителями.Автор: Киселева Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №123» г. РязаниЦель: ...
Физкультурный досуг для детей старшей, подготовительной к школе групп «Весну встречаем, зиму провожаем».
Физкультурный досуг...
Физкультурный досуг для детей старшей, подготовительной к школе групп «Весну встречаем, зиму провожаем».
Физкультурный досуг...
Спортивно - познавательное развлечение для дошкольников «А мы Масленку встречаем, зиму провожаем.»
Сценарий "Проводы зимы" в помещении...
Сценарий праздника «Масленица. Весну встречаем, Зиму провожаем!» для детей средней группы.
Сценарий праздника «Масленица. Весну встречаем, Зиму провожаем!» для детей средней группы....
Конспект заседания детского- родительского клуба "Шаг за шагом" Тема "Весну встречаем- зиму провожаем!"
Конспект заседания детского - родительского клуба "Шаг за шагом" Тема "Весну встречаем - зиму провожаем!"...