детский проект "Масленицу встречаем- зиму провожаем"
методическая разработка (старшая группа)

 

Метод проектов является актуальной формой работы с детьми, который позволяет создать непринужденную ситуацию общения и практического взаимодействия детей, педагогов и родителей. Проект «Масленицу встречаем – зиму провожаем» помогает глубже познакомиться с русскими с обычаями, обрядовым праздником Масленицей. Психологически это тема отвечает потребностям детей, их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Жемчужинка» муниципального образования г. Саяногорск

Методическая разработка мероприятия: «Масленицу встречаем – зиму провожаем»

Детский проект

Лазарева Марина Анатольевна, воспитатель

Погудо Светлана Борисовна , воспитатель

05.04.2024 г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Духовно-нравственное воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Каждый народ, как могучее дерево силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с её уроками, тем устойчивее чувствует себя в современном мире. В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано с тем, что молодое поколение (кем являются родители воспитанников) росло в отрыве от этнокультурной среды. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору и т.д., в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развивается представление детей о человеке, обществе, культуре. Наша задача- донести до воспитанников, что они являются носителями национальных традиций русского народа и родного края. [1, с.30]. Ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами педагогами дошкольного образования задачу поиска новых актуальных форм работы по нравственному воспитанию. 

Метод проектов является актуальной формой работы с детьми, который позволяет создать непринужденную ситуацию общения и практического взаимодействия детей, педагогов и родителей. Проект «Масленицу встречаем – зиму провожаем» помогает глубже познакомиться с русскими с обычаями, обрядовым праздником Масленицей. Психологически это тема отвечает потребностям детей, их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться.

Проект «Масленицу встречаем – зиму провожаем»

Тип проекта: информационный, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 11.03.-15.03.2024г  

Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа
Цели и задачи педагога 

Цель: приобщение к национальной культуре дошкольников методом проектной деятельности.

Задачи:

  • создать условия для знакомства детей с русским обрядовым праздником Масленица;
  • создать и обеспечить условия для знакомства с малыми жанрами русского народного фольклора;
  • обеспечить условия для межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых (детей, родителей, специалистов детского сада);
  • активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации и планирования организации собственной деятельности.

Цель проекта (детская) Узнать о народном празднике Масленица и сделать обрядовую куклу

Задачи проекта (детские): 

  • учиться инициировать разговор включаться в него и поддерживать общение;
  • работать самостоятельно и сотрудничать в группе;
  • обращаться к источнику получения знаний (я узнала из книги…, мне рассказала мама и т.д.).

Проблемное поле проекта с точки детей: как и из чего создать куклу Масленицы

Итоги проекта 

Результат: интерес к народной культуре приобщение воспитанников, их родителей к традициям русского народа, развитие интереса к обрядовым русским праздникам

Продукт: Изготовление детьми и педагогами обрядовой куклы

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МАСЛЕНИЦА»

Дни недели

Задачи

Совместная деятельность с детьми

Деятельность детей

«ВСТРЕЧА»

Расширить представление о празднике Масленица традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

Знакомство

Групповой сбор: в начале недели дети находят подсказки -иллюстрации о масленице. На групповом сборе дети и воспитатель определяют, что это может значить. В ходе беседы      знания о празднике Масленица, воспитатель сообщает что начинается масленичная неделя.  Проводят Модель трех вопросов и совместное планирования содержания проекта и действий (создание паутинки).

На познавательном занятии, получают информацию о масленичной недели, что каждый день что-то означает.

1.Беседа «Что за праздник Масленица?

- чтение стихотворения «Масленица»

- презентация «Масленица идет».

2.НОД «Календарь Масленицы»

3.Рассказ о праздновании первого дня:

Знакомство с поговорками про масленицу, заучивание стихотворения «Масленица»;

4.Продуктивная деятельность:

- изготовление Масленичного календаря.

Модель Трех вопросов

Создание паутинки, дети определяют первую ступеньку к подготовке к празднику.

Для изготовления календаря дети делятся на 7 команд, по житонам-блинам определяют свой день недели. Из разнообразия картинок, каждая команда определяет свой день и сущность этого дня, тем самым создают календарь масленичной недели.

«ЗАИГРЫШ»

Расширить представление детей о народных игах в масленичную неделю.

Воспитывать патриотические чувства и нравственно волевые качества в народных играх.

День посвящен играм.

Презентация о праздновании второго дня; «Заигрыш», где дети познакомились с новыми народными играми: «Блины», «Горелки», «Масленичные ворота» - разучивание и проведение хороводных игр «Карусели»; «Петушиный бой».

Эстафета «Нарисуй лучик солнышку».

Приготовили сами дидактические игры «Печем блины - что лишнее?»; «Укрась блин»; «Найди одинаковый блин».

Дети строятся в две команды. побеждает та команда, которая быстрее нарисует лучики солнцу.

«ЛАКОМКА»

Развивать художественно-творческие способности в продуктивной деятельности;

Формировать духовно-нравственные качества, в процессе ознакомления изобразительного искусства

Продуктивная изобразительная деятельность.

Презентация «Масленица в живописи» - посвящен продуктивной деятельность, сначала детям были представлены репродукции картин известных русских художников В.Сурикова, К.Маковский, П.Грузинский. Во вторую половину дня музыкальный руководитель сообщил проблемную ситуацию: что в детском саду нет обрядовой куклы для заключительного этапа праздника.

Задача детей была изобразить свой блин. Составлен детьми лист предпочтений «Самый вкусный блин».

Дети решили помочь изготовить для праздника обрядовую куклу. Обратились к родителям за помощью, было составлено объявление.

«РАЗГУЛЯЙ МАСЛЕНИЦЫ»

Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Изготовлению обрядовой   куклы.

Рассказ о праздновании дня «Разгуляй»,

Презентация «Русский национальный костюм»

- д/ и «Наряди куклу»

Пение песен, чтение стихов, закличек, заучивание пословиц и поговорок.

Воспитанники принесли материал (газеты, скотч, одежду, украшения).

Изготовили куклу.

«ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ»

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Печем блины.

 Беседа «Как проводили Масленицу». Рассказ о проводах масленицы, прощенном воскресении.

Продуктивная деятельность «Замесили мы блиночки, всех детишек угостили!»

Развлечение «Масленица идет».

Дети разделились на пары, у каждой пары был свой этап приготовления теста для блинов.

На праздник дети вынесли изготовленную обрядовую куклу и блины.

  1. Гордеева В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Детский сад от А до Я (научно-методический журнал для педагогов и родителей)/ В. Гордеева. – М.2023 - №3. – С. 30.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Масленицу встречаем, зиму провожаем"

Мероприятия с детьми на целую неделю...

Масленицу встречаем – зиму провожаем!

Масленицу встречаем – зиму провожаем!  Сценарий праздника для 4-5 лет совместно с родителями.Автор: Киселева Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №123» г. РязаниЦель:   ...

Сценарий праздника «Масленица. Весну встречаем, Зиму провожаем!» для детей средней группы.

Сценарий праздника  «Масленица. Весну встречаем, Зиму провожаем!»   для детей средней группы....

Конспект заседания детского- родительского клуба "Шаг за шагом" Тема "Весну встречаем- зиму провожаем!"

Конспект заседания детского - родительского клуба "Шаг за шагом" Тема "Весну встречаем - зиму провожаем!"...