Выступление на Педсовете
учебно-методический материал

Шипилова Светлана Григорьевна

На педсоветах педагоги делятся информацией и решают проблемные вопросы по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmodeklamatsiya.docx488.16 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

на тему:

«Использование ритмодекламации и мелодекламации

как средства речевого развития дошкольников

на музыкальных занятиях»

                                                                                                      МДОАУ № 86

                                              Подготовила:

                                                                                          муз. рук. I кв. категории

                                                                           Шипилова С.Г.

Оренбург – 2023г.

Использование ритмодекламации и мелодекламации как средства речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях.

Педагоги, музыкальные руководители комплексно решают задачи физического развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Основное внимание мы уделяем специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребёнка.

Известно, что на музыкальных занятиях используют следующие здоровьесберегающие технологии:

С Л А Й Д

  •  Речь с движением;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Песенки – распевки;
  • Ритмопластика и логоритмика;
  • Сказкатерапия и музыкотерапия;
  • Ритмодекламация;
  • Мелодекламация.  

Подробнее расскажу о последних двух технологий.

Ритмодекламация и мелодекламация

В современной музыкальной методике обучение дошкольников ритмодекламации рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального  слуха, голоса, чувства ритма у детей.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/8a/41/fdd8cd5f7d35fec4c5f0f7093c3272c175.jpg

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Умение правильно изобразить, показать жестами то, о чём или о ком говорится в тексте. Это искусство выразительного чтения вслух речевого материала.

Ритмодекламацией ещё называют музыкальной речью, так как основной  целью  ритмодекламации является развитие музыкального слуха, поэтического слова, творческого воображения. Каждое слово, слог, звук воспроизводится с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Можно музыку включать фоном.

Передача ярких муз. худ  образов вызывает   у ребёнка особый интерес. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламацию. Опора здесь на речевое интонирование. Ритмодекламация оказывает положительное влияние на здоровье детей. Голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения. Снимается излишняя напряжённость.

                                    https://fs.znanio.ru/d5af0e/29/49/62ff80a4eca4b326d5a698195a6d459209.jpg

Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалочки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д.

Представленные материалы могут использовать не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх, в группах, на прогулке.

https://shareslide.ru/img/thumbs/06028740943aa059212deaf395ffacc6-800x.jpg

Ритмодекламации представлены множеством форм:

  • Унисонных («Немешайки», «Зонтик», «Вот Новый год!», «Фея», «Федорино горе», «Ворона», «Отчего весна пришла?»);
  • Диалогических («Кто взял печенье?»,  «Бездомная кошка», «Скрут», «Снеговики»);
  • С куплетным строением  («Овощи»,  «Пять обезьянок», «Фамилии»)
  • Многоголосных

Белый мишка»

 Белый мишка шел по снегу,            (топать» мячиком по одной руке)

 Сам с собой он вел беседу:              (топать» по другой руке)

 «Ры-ры, ру-ру,                                   (катать мячик в ладошках)

 Много снега наберу!

Налеплю комочков                            (сжимать мячик двумя руками)

Беленьких снежочков.

Буду-буду их катать.                        (катать в руках)

А потом кидать!»                             (кидают вверх мячики неск.  раз под муз. проигрыш)

 

Гном, гном

Он придёт совсем неслышно в дом, дом.                (руки домиком)

Как зовут его, не знаешь? Гном, гном.                    (пожать плечами)

Он, наверно, очень добрый? Да, да.                         (кивнуть головой)

У него такая борода. Борода                                     (показать бороду)

Он расскажет тихо сказку нам, нам.                        (руки к груди)

Я ему медовый пряник дам, дам,                             (отдающие движения)

А потом станцуем гопачок-чок.                               (каблучок)

Он такой забавный старичок. Старичок.                  (показать старичка с палочкой)

И на зонтике волшебном вдаль, даль                       (руку ко лбу, смотреть в даль)

Улетит он, а прощаться жаль, жаль.                         (потирать глаза)

Я не буду больше плакать, нет, нет.                         (покачать ук.п. вправо, влево)

Передай ему, скорей Привет. При-вет                     (помахать ладошкой)

 

Здрасьте

Хозяева:  Здрасьте!                 (хлопки)

Гости:      Здрасьте!                 (хлопки)

Хозяева:   Мы вас ждём!        

Гости:       Промочило нас дождём!

Хозяева:   Где ваш зонтик?     (удивлённо)

Гости:       Потеряли!                (со вздохом)

Хозяева:   Где сапожки?

Гости:       Кот унёс!

Хозяева:   Это, гости, не беда! Проходите, господа!

https://fs.znanio.ru/d5af0e/e9/ca/927b787e4a6b70321a9c9abea0eeee43f9.jpg

Мелодекламацией мы знакомим детей старшего дошкольного возраста, а с младшими дошкольниками ведётся работа по ритмодекламации.  

Мелодекламация – чтение стихов или прозы под музыкальное сопровождение.

СЛАЙД

Мелодекламация – это мелодичная декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.

Если в мелодекламации стихи пропеваются, т.е. читаются более напевно, то в ритмодекламации текст не поётся, а ритмично декламируется с более чётким произношением и интонацией, чётко проговаривается текст под заданный темп.

Здесь ребёнок может проявить своё творчество: найти интонационную характеристику героев и индивидуальную выразительность произведения, двигательную пластику, мимику.

Огромное значение имеет эмоциональность и выразительность педагога при игровых упражнений, разучивание стихов, т.к. это облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/d0/b9/a95e442f6d14cccacda4194a5dc6c1c90f.jpg

Особую роль в создании мелодекламаций играют средства выразительности такие, как: мелодия, темп, ритм и т.д. они являются связующим звеном и объединяют все три вида деятельности в мелодекламации, что очень важно.

https://fs.znanio.ru/d5af0e/e1/ff/28aad346b983148fbab44d1f1c44915f5e.jpg

Обязательным условием занятий является подключение пластики и мимики. Поиск художественных средств выразительности в соответствии с возрастом ребёнка.

Мелодекламация в основном разучивается с детьми, как вокальное произведение.

При мелодекламации читающий соблюдает ритм мелодии, под которую идёт чтение. Хотелось бы отметить, что мелодекламация может использоваться как полноценный творческий номер, этюд, как метод сплочения трудового и родительского коллектива.

Дошкольникам же старшего возраста можно самим пробовать себя в искусстве декламации, рассказывая стихотворения или составляя рассказы под приятную музыку.

СЛАЙД

Немного истории:

Обратимся к этимологии слова «мелодекламация». Нетрудно распознать в нем два корня: древнегреческий μέλος, что означает «мелодия» и латинский declamatio –  «выразительное произнесение текста». Их совмещение дает самое широкое, общее толкование: мелодекламация есть музыкальное чтение или чтение нараспев. Сделаем небольшой экскурс в историю. Как приём мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины XVIII века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр — тексты балладного плана. С появлением поэтов «Серебряного века»

(с 1890 г.) мелодекламация прочно закрепилась  в России.

В настоящее время она имеется множество разновидностей от речёвок,  ритмодекламации  до рэпа.

СЛАЙД

Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».

Кукла («Новая кукла», П.И. Чайковский)

 

Куколки красивые, в пляске не ленивые.

Мы не спим и не сидим, очень весело звеним.

Дружно наклоняемся,

Всем ребятам нравимся!

 

Рекомендации: движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения, можно варьировать. Для более эмоционального восприятия рекомендую использовать презентацию «Новая кукла», слайды с изображением игрушек, упаковок с подарками, кукол. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с куклами (неваляшками), поплясать, подвигаться с ними.

Лучик («Грезы любви», Ф. Лист)

 

Солнца лучик золотой поиграть решил со мной,

Пробежался по лицу, задержался на носу.

Глазки мне пощекотал и куда-то вдруг пропал.

И решил я: Хватит спать! Нужно лучик мне поймать!

Вот он лучик золотой! Я держу перед собой...

Я его к себе прижму, добрые слова скажу...»

(«Всем я лучик подарю» и другие варианты).

 

Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию «Солнышко родное», слайды с изображением солнца, солнечных лучиков. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с солнечными ленточками, покататься на солнечной карусели и другие варианты игры.

«Качели»

Всё лето качели смеялись и пели а-а-а-а (голос вниз-вверх, раскачивание рук вверх-вниз с «пружинкой»).

И мы на качели к небу летели-у-у-у-х! (руки взлетают вверх)

Настали осенние дни ш-ш-ш (опустить вниз голову).

Качели остались одни а-а-а-х. (опустить вниз кисти рук)

Лежат на качели два жёлтых листка ш-ш-ш-ш (опустить руки к плечам)

И ветер качели качает слегка у-у-у-х (качание корпуса вправо-влево)

«Мы - шофёры»

Едем, едем на машине, ж-ж-ж-ж («держат руль», поворачивая слегка вправо - влево).

Нажимаем на педаль ч-ч-ч-ч (носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу).

Газ включаем, выключаем р-р-р (выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, в исходное положение) .

Смотрим пристально мы вдаль, (правая рука «козырьком»)

Дворники стирают капли чш-чш-чш (руки, согнутые в локтях, поднять кверху).

Вправо, влево - чистота, жик-жик-жик-жик (покачать вправо - влево - вправо).

Волосы ерошит ветер ш-ш-ш- (приподнять волосы).

Мы шофёры - хоть куда! (большие пальцы рук поднять кверху)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...