Выступление на Педсовете
учебно-методический материал
На педсоветах педагоги делятся информацией и решают проблемные вопросы по воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmodeklamatsiya.docx | 488.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
на тему:
«Использование ритмодекламации и мелодекламации
как средства речевого развития дошкольников
на музыкальных занятиях»
МДОАУ № 86
Подготовила:
муз. рук. I кв. категории
Шипилова С.Г.
Оренбург – 2023г.
Использование ритмодекламации и мелодекламации как средства речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях.
Педагоги, музыкальные руководители комплексно решают задачи физического развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Основное внимание мы уделяем специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребёнка.
Известно, что на музыкальных занятиях используют следующие здоровьесберегающие технологии:
С Л А Й Д
- Речь с движением;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Оздоровительные и фонопедические упражнения;
- Песенки – распевки;
- Ритмопластика и логоритмика;
- Сказкатерапия и музыкотерапия;
- Ритмодекламация;
- Мелодекламация.
Подробнее расскажу о последних двух технологий.
В современной музыкальной методике обучение дошкольников ритмодекламации рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.
Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Умение правильно изобразить, показать жестами то, о чём или о ком говорится в тексте. Это искусство выразительного чтения вслух речевого материала.
Ритмодекламацией ещё называют музыкальной речью, так как основной целью ритмодекламации является развитие музыкального слуха, поэтического слова, творческого воображения. Каждое слово, слог, звук воспроизводится с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Можно музыку включать фоном.
Передача ярких муз. худ образов вызывает у ребёнка особый интерес. Дети с удовольствием исполняют ритмодекламацию. Опора здесь на речевое интонирование. Ритмодекламация оказывает положительное влияние на здоровье детей. Голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения. Снимается излишняя напряжённость.
Базой для речевых упражнений, ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалочки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички и т.д.
Представленные материалы могут использовать не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх, в группах, на прогулке.
Ритмодекламации представлены множеством форм:
- Унисонных («Немешайки», «Зонтик», «Вот Новый год!», «Фея», «Федорино горе», «Ворона», «Отчего весна пришла?»);
- Диалогических («Кто взял печенье?», «Бездомная кошка», «Скрут», «Снеговики»);
- С куплетным строением («Овощи», «Пять обезьянок», «Фамилии»)
- Многоголосных
Белый мишка»
Белый мишка шел по снегу, (топать» мячиком по одной руке)
Сам с собой он вел беседу: (топать» по другой руке)
«Ры-ры, ру-ру, (катать мячик в ладошках)
Много снега наберу!
Налеплю комочков (сжимать мячик двумя руками)
Беленьких снежочков.
Буду-буду их катать. (катать в руках)
А потом кидать!» (кидают вверх мячики неск. раз под муз. проигрыш)
Гном, гном
Он придёт совсем неслышно в дом, дом. (руки домиком)
Как зовут его, не знаешь? Гном, гном. (пожать плечами)
Он, наверно, очень добрый? Да, да. (кивнуть головой)
У него такая борода. Борода (показать бороду)
Он расскажет тихо сказку нам, нам. (руки к груди)
Я ему медовый пряник дам, дам, (отдающие движения)
А потом станцуем гопачок-чок. (каблучок)
Он такой забавный старичок. Старичок. (показать старичка с палочкой)
И на зонтике волшебном вдаль, даль (руку ко лбу, смотреть в даль)
Улетит он, а прощаться жаль, жаль. (потирать глаза)
Я не буду больше плакать, нет, нет. (покачать ук.п. вправо, влево)
Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)
Здрасьте
Хозяева: Здрасьте! (хлопки)
Гости: Здрасьте! (хлопки)
Хозяева: Мы вас ждём!
Гости: Промочило нас дождём!
Хозяева: Где ваш зонтик? (удивлённо)
Гости: Потеряли! (со вздохом)
Хозяева: Где сапожки?
Гости: Кот унёс!
Хозяева: Это, гости, не беда! Проходите, господа!
Мелодекламацией мы знакомим детей старшего дошкольного возраста, а с младшими дошкольниками ведётся работа по ритмодекламации.
Мелодекламация – чтение стихов или прозы под музыкальное сопровождение.
СЛАЙД
Мелодекламация – это мелодичная декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.
Если в мелодекламации стихи пропеваются, т.е. читаются более напевно, то в ритмодекламации текст не поётся, а ритмично декламируется с более чётким произношением и интонацией, чётко проговаривается текст под заданный темп.
Здесь ребёнок может проявить своё творчество: найти интонационную характеристику героев и индивидуальную выразительность произведения, двигательную пластику, мимику.
Огромное значение имеет эмоциональность и выразительность педагога при игровых упражнений, разучивание стихов, т.к. это облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка.
Особую роль в создании мелодекламаций играют средства выразительности такие, как: мелодия, темп, ритм и т.д. они являются связующим звеном и объединяют все три вида деятельности в мелодекламации, что очень важно.
Обязательным условием занятий является подключение пластики и мимики. Поиск художественных средств выразительности в соответствии с возрастом ребёнка.
Мелодекламация в основном разучивается с детьми, как вокальное произведение.
При мелодекламации читающий соблюдает ритм мелодии, под которую идёт чтение. Хотелось бы отметить, что мелодекламация может использоваться как полноценный творческий номер, этюд, как метод сплочения трудового и родительского коллектива.
Дошкольникам же старшего возраста можно самим пробовать себя в искусстве декламации, рассказывая стихотворения или составляя рассказы под приятную музыку.
СЛАЙД
Немного истории:
Обратимся к этимологии слова «мелодекламация». Нетрудно распознать в нем два корня: древнегреческий μέλος, что означает «мелодия» и латинский declamatio – «выразительное произнесение текста». Их совмещение дает самое широкое, общее толкование: мелодекламация есть музыкальное чтение или чтение нараспев. Сделаем небольшой экскурс в историю. Как приём мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины XVIII века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр — тексты балладного плана. С появлением поэтов «Серебряного века»
(с 1890 г.) мелодекламация прочно закрепилась в России.
В настоящее время она имеется множество разновидностей от речёвок, ритмодекламации до рэпа.
СЛАЙД
Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».
Кукла («Новая кукла», П.И. Чайковский)
Куколки красивые, в пляске не ленивые.
Мы не спим и не сидим, очень весело звеним.
Дружно наклоняемся,
Всем ребятам нравимся!
Рекомендации: движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения, можно варьировать. Для более эмоционального восприятия рекомендую использовать презентацию «Новая кукла», слайды с изображением игрушек, упаковок с подарками, кукол. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с куклами (неваляшками), поплясать, подвигаться с ними.
Лучик («Грезы любви», Ф. Лист)
Солнца лучик золотой поиграть решил со мной,
Пробежался по лицу, задержался на носу.
Глазки мне пощекотал и куда-то вдруг пропал.
И решил я: Хватит спать! Нужно лучик мне поймать!
Вот он лучик золотой! Я держу перед собой...
Я его к себе прижму, добрые слова скажу...»
(«Всем я лучик подарю» и другие варианты).
Рекомендации: Движения к мелодекламации подбираются в соответствии с текстом стихотворения. Можно использовать презентацию «Солнышко родное», слайды с изображением солнца, солнечных лучиков. В качестве оборудования рекомендую в процессе мелодекламации, как дополнительный вариант, поиграть с солнечными ленточками, покататься на солнечной карусели и другие варианты игры.
«Качели»
Всё лето качели смеялись и пели а-а-а-а (голос вниз-вверх, раскачивание рук вверх-вниз с «пружинкой»).
И мы на качели к небу летели-у-у-у-х! (руки взлетают вверх)
Настали осенние дни ш-ш-ш (опустить вниз голову).
Качели остались одни а-а-а-х. (опустить вниз кисти рук)
Лежат на качели два жёлтых листка ш-ш-ш-ш (опустить руки к плечам)
И ветер качели качает слегка у-у-у-х (качание корпуса вправо-влево)
«Мы - шофёры»
Едем, едем на машине, ж-ж-ж-ж («держат руль», поворачивая слегка вправо - влево).
Нажимаем на педаль ч-ч-ч-ч (носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу).
Газ включаем, выключаем р-р-р (выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, в исходное положение) .
Смотрим пристально мы вдаль, (правая рука «козырьком»)
Дворники стирают капли чш-чш-чш (руки, согнутые в локтях, поднять кверху).
Вправо, влево - чистота, жик-жик-жик-жик (покачать вправо - влево - вправо).
Волосы ерошит ветер ш-ш-ш- (приподнять волосы).
Мы шофёры - хоть куда! (большие пальцы рук поднять кверху)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"
Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...
Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"
Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»
Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы. Представление своего опыта»...
Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.
Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...
Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.
Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»
Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...
Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...