Выступление на Педсовете
учебно-методический материал

Шипилова Светлана Григорьевна

На педсоветах педагоги делятся информацией и решают проблемные вопросы по воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательно автономное учреждение

 «Детский сад № 86»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

«Роль музыки в нравственно - патриотическом

воспитании дошкольников»

                                                                     Подготовила:

                                                                                              Музыкальный руководитель

                                                                       I кв. категории

                                                                        Шипилова С.Г.

Оренбург - 2024 г.

Роль музыки

в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.

Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств».

СЛАЙД:  ФОП…

В современных условиях патриотическое воспитание по-прежнему остается одним из самых важных направлений воспитательной работы образовательных организаций. Оно неразрывно связано с формированием музыкальной культуры.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.    

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Главная цель музыкального искусства - воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей посредством музыкальной деятельности.

Мне хочется, чтобы дошколята знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями – все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.

Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей, учатся лучше понимать себя и открывают целый новый мир вокруг. Воспитанники знакомятся с русскими композиторами: М.И.Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков. Эти композиторы используют народные мелодии в своём творчестве.

Песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста.  В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.

«Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием».

Нравственно-патриотическое воздействие заключаются в народной музыке. 

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, фольклором, трудом, бережным

отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения  знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на  развлечениях  и при участии в народных праздниках, которые проходят в детском саду: 

«День народного Единства», «Осенины»,  «Масленица» и т.д

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает            хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – одним словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. 

Использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка –  дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит дошкольника  Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это формирование его сознания и отношение к            

окружающему. В детском саду проходят праздники, посвящённые мамам: 8 марта, День матери, где дети поют песни о маме.  

Знакомясь с малой Родиной, дети узнают, где они родились и живут в настоящее время.

На традиционных праздниках дети узнают, чем славен наш народ, наш город, о его памятниках, героях, исполняют песни родного края.    

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитывается отношение к образам реальной природы.  Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Огромное значение в рамках патриотического воспитания имеют темы  Великой Победы, Защитников Отечества. Праздничные марши, перестроения, танцы и игры на военную тематику тоже создают определенный бодрый настрой у детей, формируют устойчивый интерес к армии, развивают чувство восхищения героями, желание подражать им. В музыкальной деятельности у детей формируются представления о воинском долге.

Тема «Защитников Отечества» очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Чувство патриотизма проявляется в умении детей дружески взаимодействовать друг с другом, в проявлении желания помочь, поддержать друг друга, сделать общее дело. 

Нельзя оставить без внимания и тему Великой Победы. В этой теме  раскрывается детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. При подборе музыкального репертуара учитываются не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей.

Чувство гордости, патриотизм и любовь к Родине воспитывается у старших дошкольников на примере таких произведений, как «Гимн России» А.Александрова и С.Михалкова; «Наш край» – Д.Кабалевского, «Вставайте, люди русские» – С.Прокофьева, кантата «А.Невский», «Патриотическая песня» – М.Глинки, «День Победы» – Д.Тухманова, «Моя Россия» – Г. Струве и др. Дети с волнением слушают такие песни как «Священная война» А. Александрова, «Офицеры», О. Газманова, «День Победы» Д. Тухманова. Разучиваются с детьми песни: «Вечный огонь» А.Филиппенко, «Солнечный круг» Н.Островского, «Наследники Победы», «Катюша» Блантера. Эти произведения никого не оставляют равнодушными. Традицией стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы». Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было  выжить.

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» –  говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Решение задач по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников – процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДОУ. Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми  людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь,

 эта любовь к близкому, родному переходит в любовь

 к государству, его истории с его прошлым и 

настоящим, а затем и ко всему человечеству»

                                                               (академик Дмитрий Сергеевич  Лихачев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...