Мастер-класс «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
«Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна».
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции.
Математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов.
Публикация «Мастер-класс „Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Начиная работу по данной теме, я ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП.
Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон.
Все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.
Игра делает любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Для детей дошкольного возраста дидактическая игра Учёба – труд, – серьёзная форма воспитания.
Особенно интересны детям дидактические игры, выполненные своими руками совместно с родителями и детьми. В моей группе большое разнообразие таких игр и материалов.
Задача каждого воспитателя – найти способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений, т. е. поддерживают детскую инициативу.
Так же всем известно что дети очень любят сказки.
Так как в ней много привлекательного для ребёнка – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому он бывает очень рад.
Сказки можно использовать в дидактических целях. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке мне пришла идея объединить их одним сказочным сюжетом. а затем некоторые оформить в лэпбуки под общим названием: «Математические сказки».
Что такое лэпбук?
Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Совместно с родителями и с участием детей мы создали математические лэпбуки :
-«Сказочный домик»,
-«Белоснежка и семь гномов»,
- «Гуси лебеди»,и др
Некоторые из этих ЛЭПбуков вы можете видеть. Все они является авторскими.
Дидактические игры по ФЭМП направлены на развитие навыков познавательной деятельности, так же на развитие воображения, мышления, развитию связной речи. Дают возможность осуществлять индивидуальную и подгрупповую работу.
Практическая ценность дидактических игр в том, что при выполнении различных заданий и игровых упражнений педагог ненавязчиво и комплексно развивает у детей определённые математические знания, навыки и умения.
Я приглашаю 2 участников для участия в мастер -классе
Сейчас я хочу предложить выполнить нашим участникам ряд дид. игр связанных одним сказочным сюжетом.
Тема «Поможем Золушке»
Цель:
• Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.
Задачи:
1. Раскрыть значение игрового материала на занятиях по ФЭМП.
2. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
3. Обучить педагогов несложным игровым приемам.
4. Показать задания с использованием средств мультимедиа.
•
Оборудование:
• Средства мультимедиа
• Счетная линейка-абак
• Разрезные картинки по сказке «Золушка»
• Иллюстрации к сказке Ш. Перро «Золушка»
• Карандаши, кассы цифр и знаков
• Карточки с цифрами
Серия дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП «Поможем Золушке.
(В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш. Перро.)
Ход:
1. Организационный момент.
• Предложение отправиться в путешествие по сказкам.
• Вы хотите оправиться в волшебное путешествие в сказочную страну. А в какую сказку мы отправимся вы узнаете только после того как соберёте разрезные картинки
2. Игры:
Игра «Отгадай сказку»
У участников разрезные картинки.
Задания:
Собрать разрезанные части в единое целое.
По картинке отгадать, по какой сказке они отправятся в путешествие.
После того, как собрали картинки, появляется иллюстрация с изображением Золушки.
-Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Золушка». Вы знаете, Золушке очень хотелось поехать на бал в королевский дворец. Но злая мачеха не взяла её с собой, а приказала выполнить много трудных поручений.
Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться со всеми заданиями.
• Игра «Чистые окошки» (участники выполняют задание за столами).
У участников счетные линейки.
Задания:
Показать с помощью счетной линейки,сколько окошек надо открыть внизу и вверху.
-Мачеха дала задание Золушке помыть окна в их двухэтажном доме.
-Это задание мы будем выполнять с помощью счетной линейки
На верхнем этаже Золушка помыла 9 окон-откройте их и покажите,какие они чистые,
на нижнем на 1 окно больше-покажите это.
Сколько окон помыла Золушка на верхнем этаже?
Сколько на нижнем?
Где больше чистых окон?
Где меньше?На сколько?
Как сделать,чтобы чистых окон на 2-х этажах было поровну?
• Игра «Посчитай и покажи»
(У участников кассы цифр, на экране слайды из презентации.)
Задания:
Следующее задание мачехи это почистить посуду:
(Покажите цифрой.)
-Сколько чайников вы видите на полках (1)
-Сколько тарелок(5, кастрюль(3, сковородок(4)
Сколько посуды на верхней полке? А на нижней? Какое число больше?
-Так же мачеха приказала Золушке посадить под окнами дома куст красных и куст жёлтых роз.
-Помогите девочке и скажите, сколько всего кустов надо посадить. (Покажите цифрой.)
- Сколько роз выросло на кусте из красных роз. Сколько желтых роз?
Следующее задание перебрать крупу
Чтобы отделить просо от зерна.
Золушка позвала на помощь голубей.
-Сколько белых? Сколько серых? Каких больше -каких меньше?
Физминутка
-Золушка веселилась на балу и отдыхала от работы, которой нагружала её мачеха. Давайте и мы немного отдохнём.
Так как,я работаю в логопедической группе,то очень часто использую речедвигательные упражнения -это сочетание речи и движения, с использованием музыки.
Сейчас я вам предлагаю выполнить такое упражнение, оно должно выполняться в парах, поэтому попрошу всех вас встать и повернуться к своему соседу, найти себе пару.
Речедвигательное упражнение
На балу у короля
Собрались его друзья.
Тихо все мы встали,
Во дворец на бал попали.
(Запись)
Встаньте, дети, встаньте в круг, повороты с пружинкой
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук, хлопки руками
Старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, грозим одной рукой
Не кричал, не пищал, грозим другой рукой
Громко крыльями трещал, махи руками
Строго ссоры запрещал. повороты
Встаньте, дети, встаньте в круг повороты с пружинкой
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, я твой друг, вытягиваем одну руку и другую
Старый верный друг! обнялись
Игра «Найди туфельку»(У участников карточки с цифрами и точками)
Задания:
-Вспомните,что случилочь с Золушкой на балу, когда часы пробили полночь?
-Давайте поможем Золушке. Найти потерянную туфельку можно в том случае,если правильно соединить цифры от 10 до 1
Пока наши участники выполняют задание хочу спросить вас коллеги : Как вы думаете какая форма проведения дид. игр заинтересует детей?
Как вы считаете в чём состоит метопредметность такого проведения дид. игр?
(Развитие речи, общего кругозора, мышления,графическихнавыков,внимания, общей моторики)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями!
Итог.
Вот и закончилось математическое путешествие по сказке. Без вашей помощи, Золушке нелегко было бы справится со всеми заданиями и за это она приготовила вам подарки ---
Сказке нашей конец, а кто Золушке помогал – молодец!
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в мастер классе.
Математика – один из самых сложных предметов, наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...
План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Мастер-класс на тему«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений дошкольников своими руками»
Здесь представлен опыт работы воспитателя по использованию дидактических игр, созданных своими руками, в развитии элементарных математических представлений старших дошкольников....
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений старших дошкольников
Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память...
Мастер-класс для воспитателей "Сказки - как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Материал для воспитателей старших дошкольников.Ссодержит информацию о значении сказок в развитии математических представлений у детей и пример использования их в непосредственной образовательной...
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...