Круглый стол для педагогов «Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений»
консультация (старшая группа)

Черепанова И.

Круглый стол для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов «Использование подвижных игр при формировании элементарных математических представлений»

Математика … выявляет порядок,

симметрию и определённость.

А это важнейшие виды

прекрасного.

(Аристотель)

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”

В. А. Сухомлинский

Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.

С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой (даже набор телефонного номера требует знания цифр и умения запоминать цифровые последовательности).

Математика - серьёзная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.

Формирование математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Задачей дошкольной организации в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребёнка интереса к математике, любознательности и способности к логическому мышлению.

Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путём, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно овладевая чёткими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных организациях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира.

На занятиях по математике воспитателями используются различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Важным приёмом на занятиях является использование ведущей деятельности дошкольников – игры в процессе обучения.

ИГРА как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д., игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д., органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Игровая мотивация и занимательность используются для отработки какого-либо навыка, который требует многократных повторений. Поэтому включение в процесс формирования математических представлений подвижных игр и упражнений, решают не только общепедагогические, но и специфические задачи.

Известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активно воспринимают и запоминают новые предметы, их свойства.

Уже к 4-5 годам дети освоили ведущие элементы : они свободно ходят, держась прямо и не опуская головы; непринуждённо бегают в разном темпе, чувствуют ритм, положение тела во время различных действий. Движения детей носят целеустремлённый и произвольный характер. У многих дошкольников этого возраста проявляется интерес к результатам выполнения двигательных заданий, они проявляют волевые усилия для преодоления трудностей. Поэтому на занятиях можно активно использовать подвижные игры.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интеллектуальнее развитие дошкольников.

Программа каждой возрастной группы включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Количество и счёт.

Для уточнения и закрепления представлений детей о последовательности чисел, об отношениях между ними, соответствии количества предметов и цифры, можно использовать такие подвижные игры : «Собери снежинки», «Найди пару», «Восстанови цифровую дорожку», «Бьют часы», «Найди цифру», «Покажи нужную цифру», «Раз-два, не зевай, дружно вместе выполняй» и др. Играя в такие подвижные игры,дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Форма

Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше на усвоение геометрических фигур также применяют подвижные игры, например: «Найди свой автобус», «Расфасуй печенье», «Почини ковёр – самолёт».

Величина.

Работа направлена на совершенствование умения сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, больше- меньше- одинаковые, а также сравнивать два предмета по толщине путём непосредственного наложения или приложения их друг к другу. Например: «Золотые клубочки», «Сравни длину дорожек», «Попади в цель», «Измерь удава».

"Ориентировка в пространстве"

Закладывает умение различать направления от себя: впереди- сзади- направо- налево. Дети не только должны уметь определить направление от себя, но и двигаться в этом направлении. Эта программная задача осуществляется в основном в бытовой деятельности, где умение находить левую, правую руку, сторону для ребенка жизненно необходимо. Используют следующие подвижные игры : «Преодолей лабиринт», «Угадай, кто где спрятался».

"Ориентировка во времени"

Этот раздел предусматривается обучение детей умению различать части суток, называть ихпоследовательность: утро, день, вечер, ночь. Объясняет значение слов: вчера, сегодня, завтра. Дети должны знать последовательность дней недели и уметь определять их. Для лучшего запоминания можно предложить детям такие подвижные игры как «День – ночь», «Неделя соберись!»

Благодаря подвижным играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!

Приложение

Подвижные игры при формировании элементарных математических представлений.

(игры проводятся с воспитателями ДОУ,они выполняют роль детей)

Игра «Один, два»

Чтобы попасть к «водоёму», детям необходимо прыгать по «кочкам»с цифрами 1 и 2. Дети передвигаются друг за другом: на «кочку» с цифрой 1 выполняют прыжок ноги вместе, на «кочку» с цифрой 2 – прыжок ноги врозь.

Игра «Найди пропущенные цифры»

Педагог раздаёт детям карточки с последовательным рядом чисел. Детям необходимо рассмотреть внимательно ряд, определив, какая цифра пропущена, а затем выполнить движения количество раз, соответствующее цифре. Дети сначала называют пропущенное число, а затем по команде выполняют основные движения: прыжки на одной ноге, двух ногах, приседания и т. д.

Игра «Посчитай»

1) Игроки встают в круг, бросают друг другу небольшой мяч и называют числа по порядку. Никто не знает, кому будет брошен мяч в следующий момент.

2) На полу разложить обручи с номерами и предложить детям прыгать по порядку из первого обруча.

Игра «Найди пару»

Дети делятся на две группы. Одна группа разбирает карточки с цифрами, другая – карточки с изображением разного количества предметов. Их задача – найти свою пару.

Игра «Собери бусы»

Воспитатель предлагает детям представить, что они попали на водоём. Им нужно собрать жемчужины необычного цвета на нитку в определё нной последовательности: 1 белая, 2 чёрных, чтобы изготовить и подарить бусы. Дети разделяются на две команды и, перемещаясь бегом по всему пространству группы, находят предметы необходимого цвета, раскладывая их в определённой последовательности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЙ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.    Характеристика содержания понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников Одной из наиболее важны...

Реферат по самообразованию и консультация для педагогов на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Реферат по самообразованию, консультация для педагогов на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»....

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра - ...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра - ...