Проект "Адаптация"
проект (младшая группа)

Проект "Адаптация детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya.docx89.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад «Ручеек»

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«В детский сад без слез»

Воспитатель:Михайлова Татьяна Павловна

Проект «В детский сад без слез!» направлен на то, чтобы избежать осложнений адаптационного периода и обеспечить оптимальное течение адаптации.

Участники  проекта: воспитатели,  дети  и  родители  

Вид проекта: информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой.

Место реализации проекта: МБДОУ Детский сад «Ручеек»

Сроки проекта: 2-3 месяца.

На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т.д.

Проблема

...Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на

первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Сухомлинский В. А.

Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на

себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Актуальность

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков        в        повседневной        жизни.        Поэтому        именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель:

  • создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи:

  • создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;

работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;

  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
  • повышение коммуникабельности между родителями;
  • формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
  • закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

Гипотеза: Если        использовать        системный        подход        в        организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание

оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно        легче        перенести        этот        период. Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
  • Сформируются        умения        общения        со  взрослыми        и        сверстниками.

Родители:

  • Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
  • Стремление родителей к сотрудничеству.

Воспитатели:

  • Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
  • Повысится        уровень        компетентности        воспитателей        в        организации адаптационного периода.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

  1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
  2. постепенное заполнение группы;
  3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
  4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе наблюдений;
  5. наблюдение        за        состоянием        здоровья        (самочувствие,        аппетит,        сон, физическое здоровье);
  6. протекание адаптации.

Формы работы с родителями:

  1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
  3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
  4. Беседы.

Основные направления проекта:

  1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  • Изучение методической литературы;
  • Повышение уровня педагогической компетенции;
  • Подбор диагностического материала, анкетирование родителей;
  • Составление планов работы с детьми, родителями;
  • Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
  • Повышение педагогической компетенции родителей;
  • Прогноз вероятной степени адаптации детей.
  1. Основной

  • Постепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю);
  • Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
  • Учёт индивидуальных особенностей ребенка;
  • Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»);
  • Работа с детьми.
  1. Заключительный

Анализ проведенной работы, определение степени адаптации ребёнка, подведение итогов адаптации на родительском собрании в виде презентации и отчета.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Коммуникативные игры: «Давайте познакомимся», «Шли – шли, что – то нашли», «Раздувайся пузырь», «Чудесный мешочек», «Назови друга ласково», «Комплименты», «Я иду к вам в гости с подарками», «Кому это нужно», «День рождения Леопольда», Игры с воздушными шарами, «Сложи листики», «Поймай солнечных зайчиков» и т.д.

Подвижные игры: «Пузырь» , «Карусель» , Догонялки, «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята» ,«Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Самолеты», «Поезд», «Гуси», «Птички летают», «Куры и петух» и т.д.

Пальчиковые игры: «Здравствуй, солнце золотое!», «За работу», «Утята»,

«На работу», «Воздушные щелчки», «Ладушки, ладушки – где были?», «Я пеку, пеку, пеку…», «Буду маме помогать», «Мы капусту рубим, рубим…»,

«Пальчики здороваются», «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» и т.д.

Фольклор, художественная литература: Потешка для новичков: «Кто из нас хороший», Потешка: «Водичка, водичка, умой мое личико», Чтение потешки «Ладушки,ладушки», Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол», Потешка во время прогулки: «Солнышко», Потешка: «Тень- тень, потетень», Рассказывание «Сказки о глупом мышонке», Чтение

стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри», Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда», Рассказывание сказки «Курочка Ряба», Чтение песенки-потешки «Вот и люди спят», Сказка «Почему плакал котенок»,

Рассказывание сказки «Теремок», Чтение песенки- потешки «Баю, баю за рекой», Потешка «Кран, откройся, нос, умойся», Рассказывание сказки

«Репка» Потешка «Чики, чики чикалочки» и т.д.

Конструктивная деятельность: Сооружение загородки из кирпичиков, Дорожка для кота Леопольда, Постройка дорожки, Башенки из кубиков, Знакомство со строительным материалом, Лесенка из кирпичиков, Машина, Стул, Построим теремок, Стол и т.д.

Сенсорное воспитание: Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята», Башня из кубиков для кота Леопольда, Цветные фоны, Дидактическая игра «Найди такой же», Дидактическая игра «Спрячь мышку», Сложи в коробочку шарики, игровые упражнения с прищепками

«Коробочки», «Разноцветный заборчик», Игры с массажными мячиками

«Бежит ежик по дорожке», «Мишутка», «Крепко мячики сжимаем», Игры с платочками «Помощники», «Прятки» и т.д.

Элементы театрализованной деятельности: Показ театрализованной игры

«Три  поросенка»,  «Давайте  познакомимся»,  Показ  настольного  театра

«Теремок», Драматизация сказки «Как собака друга искала», Инсценирование        потешки «Курочка Рябушка», Инсценировка стихотворения«Зайчик», «Ветер дует нам в лицо», Инсценировка стихотворения «Мама спит, она устала», Инсценировка сказки «Курочка Ряба», Игра- инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп» и т.д.

Речевое развитие: «Кого как зовут», «Да или нет», Звук [а] «Баюкание куклы», «Угадай, что звучит»,  Игры на подражание «Бьем в барабан»,

«Ехали-ехали», Звук [у] «Паровозик» и т.д.

Дидактические игры: «Узнай и назови», «Поручения», «Комната для кукол»,

«Потерялись», «Дай, что звучит», «Кто что делает», «Какой?», «Узнай и назови овощи», «Помоги найти маму», «Чудесный мешочек», «Кто позвал»,

«Разложи по цвету» и т.д.

Физическое развитие: «По длинной извилистой дорожке», «Кто тише» Игра

«Зеркало»,        «Перешагни        через        палку»,        «По        камушкам        через        ручеек»,

«Принеси игрушку», «К куклам в гости», «Догони мяч» «Перелезь через бревно», «Доползи до погремушки».

Работа с родителями

  1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  2. Круглые столы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.
  3. Подбор        специальной        психолого        - педагогической литературы        по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.
  4. Анкетирование        родителей        –        изучение        уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.
  5. Выпуск        памяток,        информационных        листов        об        особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

Заключение

Невозможно предложить единый для всех метод адаптации - каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была  выбрана  с  учетом возрастных  особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую,        познавательную,        художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Использованные информационные источники

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина JI. В. – Воронеж, Учитель, 2006. - 236 с.
  2. Адаптация ребёнка к детскому салу, Советы педагогам и родителям: Сборник. СПб.. Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. — 128 с. (илл.)
  3. Еpмaкoвa И. A. Paзвивaем мелкую моторику у малышей. - CПб.: Издaтельский дoм <Литеpa>, 2008. - З2 с.: ИЛ. - (Сepия «Первые шаги»).
  4. Колдина Д.Н. Игровые занятая с детьми 1—2 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

— 112 с. — (Ранний возраст).

  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению .- М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).- 72 с.; 60х90/16.- (Психологическая служба) .- ISBN 5-93927-079-4 (В обл.) , 5 000 экз.
  2. Игры для развитии мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 96 с. – (кабинет логопеда)

  1. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим иговорим. – М.: ТУ Сфера, 2011. – 64 с. (Библиотека логопеда)