Проектная деятельность "Праздники и традиции древних славян"
проект (подготовительная группа)
Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникая на самых ранних стадиях развития общества, культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиций и новаторства. Проект "Праздники и традиции древних славян" расчитан на детей старшего дошкольного возраста с ТНР и включает в себя интеграцию всех образовательных областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_pasport_proekta_prazdniki_i_traditsii_slavyan.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №6
г. Южно - Сахалинск
Паспорт проекта
«Праздники и традиции древних славян»
Автор проекта:
Андреева Татьяна Николаевна – воспитатель МБДОУ №6
г. Южно – Сахалинск, 2021 г.
Введение
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Понятие патриотического воспитания широко, охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни:
- приобщение детей к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства;
- воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества;
- формирование интереса к истории и культуре своего края, своей родины;
- формирование у детей представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны;
- воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни;
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно- здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микрогруппе и т.д.
Чтобы оказать помощь детскому саду и семье в воспитании завтрашних граждан России, ответственных за будущее своего государства и свою судьбу в исторической судьбе России, в рамках инновационной площадки на базе подготовительной группы №4 был создан проект «Праздники и традиции древних славян».
Актуальность. Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Почему именно культура русского народа выбрана для патриотического просвещения?
Во-первых, спокойное, некрикливое отношение к патриотизму — это вопрос культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Достойный гражданин — это культурный гражданин.
Во-вторых, культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникая на самых ранних стадиях развития общества, культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиций и новаторства. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.
Наконец, в состав культуры как сферы, охватывающей всю жизнь человечества, мы должны поместить и духовные ценности: истину, добро, красоту, справедливость, веру, надежду, любовь. В них как в фокусе сходятся все лучи культурного человеческого бытия. И приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Вид проекта: Информационно-познавательный, творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: Долгосрочный (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.)
Место реализации: МБДОУ №6, группа №4 «Светлячок» г. Южно-Сахалинск
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4 «Светлячок» - 6 – 8 лет с тяжёлыми нарушениями речи, воспитатели группы, учитель - логопед, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Гипотеза: В процессе приобщения детей к истокам русской национальной культуры развивается личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Цель проекта: создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям истории и культуры своего народа, равно как и духовному наследию всего человечества, формирование у детей устойчивой потребности черпать «новое — хорошо забытое старое из неиссякаемого источника народной культуры». Это попытка воссоздать связь времен, связь поколений и культур, которая изрядно ослабла.
Задачи:
- приобщить детей к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
- формировать в сознании и чувствах детей социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и уважения к культурному и историческому прошлому России, к её традициям;
- развивать потребности в духовной жизни, в нравственно-здоровом образе жизни, потребности поддерживать благоприятный климат в микрогруппе;
- воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
- знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми;
- объединить усилия библиотеки, музеев, социально- культурных объектов города и семьи в работе с познавательной информацией и литературой;
- вызвать интерес к самостоятельному изучению истории и культуры России;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями;
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Направления работы по приобщению детей к славянской культуре:
- Создание атмосферы национального быта.
- Широкое использование фольклора.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с русскими народными играми.
Цель и задачи проекта определяют мероприятия, которые расскажут о Родине, помогут поднять интеллектуальный и общекультурный уровень старших дошкольников, духовно обогатить и, кроме того, развить их творческую и познавательную активность.
Возможны самые различные формы просвещения и в первую очередь те, которые расширяют традиционные рамки образовательной и досуговой деятельности: беседы, беседы-игры, беседы-викторины, праздники, турниры, семейные праздники, обзоры для родителей и выставки, анкетирование, участие детей, родителей, педагогов в конкурсах муниципального и регионального значения.
Работа над проектом учитывает определенные Федеральным Государственным образовательным стандартом направления образовательной и досуговой деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, отраженные в образовательном плане ДОУ №6.
Реализация проекта построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения и интеллектуального развития, рассчитана для обучающихся 6-8 лет.
Формы и режим проведения образовательной деятельности:
- Образовательная деятельность;
- беседы;
- экскурсии;
- выставки работ;
- театрализованные представления;
- работа с книгой (знакомство с фольклором);
- музыкальное развитие (прослушивание записей);
- просмотр видеофильмов;
- творческая деятельность;
- исследовательская деятельность.
Способы организации образовательной и досуговой деятельности:
- индивидуально;
- в парах;
- в группах;
- коллективно;
- фронтально.
Формы подведения итогов реализации проекта:
- фестиваль детского творчества;
- выставки рисунков;
- проекты;
- выставки поделок;
- ярмарки;
- конкурсы;
- тестирование;
- диспуты;
- круглые столы.
Работа с родителями: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
- беседы;
- круглые столы;
- презентации;
- анкетирование;
- дни открытых дверей (посещение образовательной и досуговой деятельности, режимных моментов).
- участие в выставках, конкурсах на муниципальном и региональном уровнях.
Предполагаемые результаты реализации проекта: в ходе реализации проекта у воспитанников будут сформированы:
Личностные результаты:
- умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты: дети научатся:
- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- проводить сравнение и классификацию объектов;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности.
- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
- доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
- воспитанники получат представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
- овладеют умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.
В перспективе:
- создание предметно-пространственной среды, способствующей расширению представлений и приобщению детей к народной культуре, народному искусству;
- пополнение Мини-музея экспонатами элементов народной культуры и традиций;
- составление картотеки: русских народных, подвижных игр.
- создание информационного альбома «Праздники и традиции древних славян»;
- подбор произведений Фольклора и устного народного творчества для мини-библиотеки.
Прогноз возможных негативных последствий:
- Недостаточный образовательный уровень и компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Задержка интеллектуального, психического и физического развития воспитанников.
- Отсутствие положительной динамики у детей с ОВЗ.
Практическая направленность: данный материал может быть использован педагогами в образовательной и досуговой деятельности с детьми. Для проведения родительских собраний (круглые столы, мастер – классы, викторины, выставки, совместное творчество с детьми). Для обмена опытом на методических объединениях и практических площадках педагогов дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обереги древних славян.
Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы....
Олимпийские игры: традиции древние и современные
Знакомство детей с историей и традициями Олимпийских игр...
Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
Формирование навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к классической музыке, создание условий для творческого общения....
Мифы древних славян
Презентация "Мифы древних славян"...
Мастер-класс по изготовлению обереговых кукол по традициям древних славян
Мастер-класс по изготовлению обереговых кукол по традициям древних славян.Наши предки изготавливали кукол из различных материалов из такниЮ, ниток и травы. Мастер-класс предлагает познакомится с разны...
Презентация для детей подготовительной группы на тему: "Жизнь древних славян"
В этой презентации рассказывается о жизни и быте древних славян....
Презентация "Одежда древних славян"
Презентация "Одежда древних славян"...