Проектная деятельность "Праздники и традиции древних славян"
проект (подготовительная группа)

Андреева Татьяна Николаевна

Культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникая на самых ранних стадиях развития общества, культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиций и новаторства. Проект "Праздники и традиции древних славян" расчитан на детей старшего дошкольного возраста с ТНР и включает в себя интеграцию всех образовательных областей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_pasport_proekta_prazdniki_i_traditsii_slavyan.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №6

г. Южно - Сахалинск

                                                                                     

                                                                                     

Паспорт проекта

«Праздники и традиции древних славян»





Автор проекта:

Андреева Татьяна Николаевна – воспитатель МБДОУ №6

                         


г. Южно – Сахалинск, 2021 г.

                                                                                           

                                   

                                                             Введение

        Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

        Понятие патриотического воспитания широко, охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни:

  • приобщение детей к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства; 
  • воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества;
  • формирование интереса к истории и культуре своего края, своей родины;
  • формирование у детей представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему;
  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны;
  • воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни;
  • формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно- здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микрогруппе и т.д.

        

        Чтобы оказать помощь детскому саду и семье в воспитании завтрашних граждан России, ответственных за будущее своего государства и свою судьбу в исторической судьбе России, в рамках инновационной площадки на базе подготовительной группы №4 был создан проект «Праздники и традиции древних славян».

Актуальность. Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине.  Почему именно культура русского народа выбрана для патриотического просвещения?

        Во-первых, спокойное, некрикливое отношение к патриотизму — это вопрос культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Достойный гражданин — это культурный гражданин.

        Во-вторых, культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникая на самых ранних стадиях развития общества, культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиций и новаторства. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.

        Наконец, в состав культуры как сферы, охватывающей всю жизнь человечества, мы должны поместить и духовные ценности: истину, добро, красоту, справедливость, веру, надежду, любовь. В них как в фокусе сходятся все лучи культурного человеческого бытия. И приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Вид проекта: Информационно-познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: Долгосрочный (сентябрь 2021 г. – май 2022 г.)

Место реализации: МБДОУ №6, группа №4 «Светлячок» г. Южно-Сахалинск

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №4 «Светлячок» - 6 – 8 лет с тяжёлыми нарушениями речи, воспитатели группы, учитель - логопед, родители (законные представители) воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Гипотеза: В процессе приобщения детей к истокам русской национальной культуры развивается личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Цель проекта: создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям истории и культуры своего народа, равно как и духовному наследию всего человечества, формирование у детей устойчивой потребности черпать «новое — хорошо забытое старое из неиссякаемого источника народной культуры». Это попытка воссоздать связь времен, связь поколений и культур, которая изрядно ослабла.

Задачи:

  • приобщить детей к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
  • формировать в сознании и чувствах детей социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и уважения к культурному и историческому прошлому России, к её традициям;
  • развивать потребности в духовной жизни, в нравственно-здоровом образе жизни, потребности поддерживать благоприятный климат в микрогруппе;
  • воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
  • использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;
  • знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми;
  • объединить усилия библиотеки, музеев, социально- культурных объектов города и семьи в работе с познавательной информацией и литературой;
  • вызвать интерес к самостоятельному изучению истории и культуры России;
  • привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями;
  • создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Направления работы по приобщению детей к славянской культуре:

  • Создание атмосферы национального быта.
  • Широкое использование фольклора.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
  • Знакомство с народным искусством.
  • Знакомство с русскими народными играми.

        

        Цель и задачи проекта определяют мероприятия, которые расскажут о Родине, помогут поднять интеллектуальный и общекультурный уровень старших дошкольников, духовно обогатить и, кроме того, развить их творческую и познавательную активность. 

        Возможны самые различные формы просвещения и в первую очередь те, которые расширяют традиционные рамки образовательной и досуговой деятельности: беседы, беседы-игры, беседы-викторины, праздники, турниры, семейные праздники, обзоры для родителей и выставки, анкетирование, участие детей, родителей, педагогов в конкурсах муниципального и регионального значения.

        Работа над проектом учитывает определенные Федеральным Государственным образовательным стандартом направления образовательной и досуговой деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, отраженные в образовательном плане ДОУ №6.

        Реализация проекта построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения и интеллектуального развития, рассчитана для обучающихся 6-8 лет. 

Формы и режим проведения образовательной деятельности:

  • Образовательная деятельность;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • выставки работ;
  • театрализованные представления;
  • работа с книгой (знакомство с фольклором);
  • музыкальное развитие (прослушивание записей);
  • просмотр видеофильмов;
  • творческая деятельность;
  • исследовательская деятельность.

Способы организации образовательной и досуговой деятельности:

  • индивидуально;
  • в парах;
  • в группах;
  • коллективно;
  • фронтально.

Формы подведения итогов реализации проекта:

  • фестиваль детского творчества;
  • выставки рисунков;
  • проекты;
  • выставки поделок;
  • ярмарки;
  • конкурсы;
  • тестирование;
  • диспуты;
  • круглые столы.

Работа с родителями: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

  • беседы;
  • круглые столы;
  • презентации;
  • анкетирование;
  • дни открытых дверей (посещение образовательной и досуговой деятельности, режимных моментов).
  • участие в выставках, конкурсах на муниципальном и региональном уровнях.

Предполагаемые результаты реализации проекта: в ходе реализации проекта у воспитанников будут сформированы:

Личностные результаты:

  • умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
  • умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные результаты: дети научатся:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.
  • активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
  • доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

  • воспитанники получат представления о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
  • овладеют умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

В перспективе:

  • создание предметно-пространственной среды, способствующей расширению представлений и приобщению детей к народной культуре, народному искусству;
  • пополнение Мини-музея экспонатами элементов народной культуры и традиций;
  • составление картотеки: русских народных, подвижных игр.
  • создание информационного альбома «Праздники и традиции древних славян»;
  • подбор произведений Фольклора и устного народного творчества для мини-библиотеки.

Прогноз возможных негативных последствий:

  • Недостаточный образовательный уровень и компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Задержка интеллектуального, психического и физического развития воспитанников.
  • Отсутствие положительной динамики у детей с ОВЗ.

Практическая направленность: данный материал может быть использован педагогами в образовательной и досуговой деятельности с детьми. Для проведения родительских собраний (круглые столы, мастер – классы, викторины, выставки, совместное творчество с детьми). Для обмена опытом на методических объединениях и практических площадках педагогов дошкольного образования.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обереги древних славян.

Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы....

Олимпийские игры: традиции древние и современные

Знакомство детей с историей и традициями Олимпийских игр...

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Мифы древних славян

Презентация "Мифы древних славян"...

Мастер-класс по изготовлению обереговых кукол по традициям древних славян

Мастер-класс по изготовлению обереговых кукол по традициям древних славян.Наши предки изготавливали кукол из различных материалов из такниЮ, ниток и травы. Мастер-класс предлагает познакомится с разны...

Презентация для детей подготовительной группы на тему: "Жизнь древних славян"

В этой презентации рассказывается о жизни и быте древних славян....

Презентация "Одежда древних славян"

Презентация "Одежда древних славян"...