План по самообразованию. Тема: «Развитие связной речи детей 5 -7 лет»
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_gruppa_romashka.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Киселевского городского округа Детский сад № 10 «Семицветик»
(детский сад 10)
План по самообразованию.
Тема: «Развитие связной речи детей 5 -7 лет»
Воспитатель:
Мельникова Анжелика Викторовна
2024-2025 учебный год.
Введение:
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».
Актуальность:
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Развитие связной речи способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Как показывает практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Свою работу я поделила на несколько этапов:
1 этап – начальный;
2 этап – основной;
3 этап – заключительный.
Методы работы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Принципы работы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса;
- Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями;
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;
- Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; обогатить речь детей, развить умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения.
Форма самообразования:
- индивидуальная;
- групповая;
- подгрупповая.
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. М.Мозаика- Синтез. 2012;
2. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
8. В. В. Гербова « Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М. Мозаика- Синтез. 2012.
Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год.
Раздел плана: | Сроки: | Формы работы: | Практические выходы: |
Работа с детьми: | Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. | - Подбор и изучение литературы по теме; - Работа над пересказами с использованием опорных схем. - Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; - Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. - Активизация и обогащение словарного запаса детей; - Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста; - Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. - Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам; -Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; - Учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; - Формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. - Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей; - Работа над развитием речи через театральную деятельность; - Инсценирование сказки «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. - Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». - Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; - Работа над словарем; учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. - Открытый просмотр ОД для родителей на тему «Книга сказок». | - Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; опорных схем; составление библиографии. - Пересказ рассказов: «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Как медведь сам себя напугал» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого. - Подготовка дидактического материала.
- Показ сказки «Колобок» детям младших групп. - Проект «Откуда книга пришла?» - Конкурс чтецов. - Открытый просмотр для родителей. - Досуг для детей и родителей «Папа, мама, я – читающая семья». |
Работа с родителями: | Сентябрь – октябрь; Ноябрь – декабрь; Январь – февраль; Март – апрель; Май. | - Подготовить и провести консультации и беседы с родителями. - Анкетирование родителей. - Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей. - Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. - Пополнить новыми атрибутами театральный центр в группе. - Открытый просмотр ОД для родителей на тему «Книга сказок». | Консультации с родителями: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»; «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»; «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей». - Памятки для родителей по обучению связной речи. - КВН для родителей старшей группы: «Речевое развитие средствами театрализованной деятельности». - ОД для родителей. - Досуг для детей и родителей «Папа, мама, я – читающая семья» - Проект «Откуда книга пришла?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...
План по самообразованию.Тема:Развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Эта тема для меня важна,потомучто речь ребенка является ключевым моментом в его развитии....
План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...
План по самообразованию тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) "
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)»....
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;-учить связно, последовательно и выразительно перес...
План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста
- совершенствование диалогической формы речи; -развитие монологической формы речи...