План по самообразованию. Тема: «Развитие связной речи детей 5 -7 лет»
методическая разработка (старшая группа)

Мельникова Анжелика Викторовна

Актуальность:

     В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

     На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

     Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_gruppa_romashka.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа Детский сад № 10 «Семицветик»

(детский сад 10)

План по самообразованию.

Тема: «Развитие связной речи детей 5 -7 лет»

Воспитатель:

Мельникова Анжелика Викторовна

                         

2024-2025 учебный год.

Введение:  

     «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

Актуальность:

     В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

     На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

     Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

     Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Развитие связной речи способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

     Как показывает практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

     Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Свою работу я поделила на несколько этапов:

1 этап – начальный;

2 этап – основной;

3 этап – заключительный.

Методы работы: 

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Принципы работы:

  • Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;
  • Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса;
  • Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями;
  • Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;
  • Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс; обогатить речь детей, развить умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения. 

Форма самообразования: 

- индивидуальная;

- групповая;

- подгрупповая.

Список используемой литературы:

1. Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. М.Мозаика- Синтез. 2012;

2. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.

3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.

5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.

6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.

8. В. В. Гербова « Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». – М. Мозаика- Синтез. 2012.

Календарно-тематическое планирование на 2024-2025 учебный год.

Раздел плана:

Сроки:

Формы работы:

Практические выходы:

Работа с детьми:

Сентябрь.

Октябрь.

Ноябрь.

Декабрь.

Январь.

Февраль.

Март.

Апрель.

Май.

- Подбор и изучение литературы по теме;

- Работа над пересказами с использованием опорных схем.

- Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

- Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

- Активизация и обогащение словарного запаса детей;  

- Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста;

- Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

- Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам;

-Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

- Учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины;

- Формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

- Работа с загадками. Составление загадок. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей;

- Работа над развитием речи через театральную деятельность;

- Инсценирование сказки «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

- Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

- Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке;

- Работа над словарем; учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

- Открытый просмотр ОД для родителей на тему «Книга сказок».

- Подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; опорных схем; составление библиографии.

- Пересказ рассказов:

«Лесной голосок» Г. Скребицкого;

«Как медведь сам себя напугал» Н. Сладкова;

«Пушок» Г. Скребицкого.

https://multiurok.ru/files/plan-samoobrazovaniia-po-teme-razvitie-sviaznoi-re.html

- Подготовка дидактического материала.

 

- Показ сказки «Колобок» детям младших групп.

- Проект «Откуда книга пришла?»

- Конкурс чтецов.

- Открытый просмотр для родителей.

- Досуг для детей и родителей «Папа, мама, я – читающая семья».

Работа с родителями:

Сентябрь – октябрь;

Ноябрь – декабрь;

Январь – февраль;

Март – апрель;

Май.

- Подготовить и провести консультации и беседы с родителями.

- Анкетирование родителей.

- Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.

- Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

- Пополнить новыми атрибутами театральный центр в группе.

 - Открытый просмотр ОД для родителей на тему «Книга сказок».

Консультации с родителями:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»;

«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»;

«Мнемотехника, как средство развития связной речи детей».

- Памятки для родителей по обучению связной речи.

- КВН для родителей старшей группы: «Речевое развитие средствами театрализованной деятельности».

 - ОД для родителей.

- Досуг для детей и родителей «Папа, мама, я – читающая семья»

- Проект «Откуда книга пришла?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста  с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...

План по самообразованию.Тема:Развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Эта тема для меня важна,потомучто речь ребенка является ключевым моментом в его развитии....

План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...

План по самообразованию тема: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) "

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступ...

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)».

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)»....

План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьмиЗадачи:совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;-учить связно, последовательно и выразительно перес...

План по самообразованию Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

- совершенствование диалогической формы речи;  -развитие монологической формы речи...