Стеснительный ребёнок
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Стеснительный ребёнок- что делать родителям?
Игры.
Игра «Режиссер» позволит застенчивому ребенку управлять другими детьми, брать ответственность на себя, находиться в ситуации, когда необходимо импровизировать и постоянно общаться с другими. Для постановки мини-спектакля в этом случае можно взять любую короткую сказку, басню или стихотворение, предоставив право выбора самому «режиссеру». Он же распределяет роли среди сверстников. Таким образом, спектакль становится его детищем.
Во время игры «Выставка» каждый из детей представляет себя фотографом, у которого открылась авторская выставка фотографий. В процессе игры дети перечисляют фотографии (желательно не менее трех, на которых якобы запечатлены важные для автора события или человек. Из названных фотографий ребенок выбирает самую интересную или значимую для него и подробно ее описывает: что изображено на фотографии и почему именно этот эпизод заинтересовал «автора». В процессе этой игры каждый ребенок должен говорить о важных для него моментах. Важное условие при этом — внимание «посетителей выставки», которые вправе при желании задавать вопросы. Таким образом, ребёнок получает возможность довольно длительное время находиться в центре внимания. Для изживания застенчивости у детей — это просто необходимо.
Еще одна игра – «Оратор». Здесь застенчивый ребенок также является центром внимания для других детей. С целью усиления разыгрываемой ситуации можно соорудить импровизированную трибуну для «оратора». Игра заключается в том, что в течение нескольких минут ребёнок должен выступить с рассказом-экспромтом по избранной теме. Темы могут быть следующими: «Цирк», «Семья».
Конечно, застенчивым детям трудно без «маски» вести себя таким нехарактерным для себя образом. Поэтому на первых этапах работы с ними «маской» может служить образ животного, растения или образ неживой природы. Так, изображая слонов, в игре «Бабочки и слоны», дети медленно передвигаются по комнате, общаются с такими же «слонами», а затем, превратившись в «бабочек», они продолжают общение, но движения у них уже быстрые и легкие. Таким образом, в «маске» животных дети с большей охотой взаимодействуют друг с другом, проявляя изобретательность. В этой игре есть еще одна положительная сторона - характер общения может быть заданным. В связи с этим можно разрабатывать тот способ общения, которым дети не пользуются или пользуются редко. Например, можно предложить им общаться только «глазами» или прикосновениями.
В игре «Гроза» каждый ребенок перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами «надвигается гроза» дети собираются в центре комнаты. А после команды: «Сверкнула молния!» — хором кричат: «Бабах!» Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик.
«Маской» могут служить и образы сказочных героев. Например, в игре «Волшебник» ребенок, до которого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, и из какой он сказки. Участие в этой игре помогает ребенку преодолеть чувство робости, скованности. В следующий раз сделать это ему будет значительно легче.
Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей. Например, игра «Руки». Дети встают в круг, а водящий, проходя по нему, изучает руки каждого. Затем водящему завязывают глаза и он, прикасаясь к рукам кого-либо из круга, отгадывает, кому они принадлежат.
Игра «Трудный путь». Дети плотно стоят спиной друг к другу и по очереди, начиная с первого, пробираются между стоящими. Пройдя этот трудный путь, каждый встает последним, и движение продолжается. Из той же серии и народная игра «Жмурки».
Ещё одно очень действенное упражнение под названием «Рычи, лев, паровозик, пыхти!». Суть этой игры заключается в том: для того чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и порычать, как львам, а затем попыхтеть, как маленьким паровозикам.
Мы все львы большой семьи; мы всегда рычать могли, и узнаем мы сейчас, кто рычливее из нас! Когда я скажу: «Рычи, лев, рычи» — покажите мне вашего рычащего льва.
Кто может громче? Так, сейчас рычат львы. Это лев? Это жалкий котенок. А я хочу услышать настоящий рык.
Затем позволить детям побегать по комнате гуськом, держась за плечи друг друга. Сначала они будут «большим паровозом». Начать медленно. Двигаясь по кругу, пыхтеть и гудеть. Когда ведущий вернется к месту старта, пройти в конец поезда и стать, изображая служебный вагон, а ребенок, стоявший ранее заведующим, будет паровозом. Он или она должны пыхтеть немного громче и двигаться немного быстрее. Продолжать до тех пор, пока каждый ребенок не побудет вагоном и паровозиком и действительно не накричится, и не напрыгается. Закончить игру крушением - все падают на пол.
Данные ниже упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также способствуют двигательному раскрепощению. Это важно, так, как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.
«Путаница» – игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берёт за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей — распутаться, не отпуская рук. В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.
«Сборщики». Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2—3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка.
В ходе этой игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания.
«Паровозик». Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети- «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.
Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнении желательно включать в каждое занятие. При их проведении дети лежат или сидят в свободной, расслабленной позе (можно в «позе кучера», желательно с закрытыми глазами. Дети, ориентируясь на словесный образ, рисуемый психологом, представляют себе те или иные картины природы или состояния.
Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стеснительные и замкнутые дети
Рекомендации родителям по преодолению тревожности ребенка-дошкольника...
Как побороть стеснительность!?
Многие люди боятся публичных выступлений или просто встреч с новыми людьми, ощущая при этом учащённое сердцебиение, дрожь во всём теле. Исследования говорят о том, что стеснительность — это вовс...
Стеснительный ребёнок
Научите ребёнка общаться с другими детьми и ценить себя...
Что делать, если ребёнок слишком стеснительный?
Что делать, если ребёнок слишком стеснительный?...
Что делать, если ваш ребёнок замкнутый, слишком стеснительный или необщительный?
Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на взрослой жизни ребёнка, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конц...
Что делать, если ребёнок слишком стеснительный?
Мы, взрослые, уверены, что решительный, смелый и общительный ребёнок без труда наладит контакт со своими сверстниками и многого добьётся в жизни. А если ребёнок застенчив, робок и нерешителен? Это поп...
Стеснительный ребёнок. Что с этим делать?
Не навешивайте ярлык. Не спешите говорить «он застенчивый», особенно при ребенке. Он привыкнет думать о себе именно так, и изменить ситуацию будет непросто!...