Дидактические игры по теме "Овощи, фрукты"
картотека

Бакутова Анна Васильевна

Картотека дидактических игр по теме "Овощи, фрукты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme_ovoshchi_frukty.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по теме «Овощи, фрукты»

Чудесный мешочек

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Целое и часть

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Две корзинки

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание. 

Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.

Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Какой сок? (Какое варенье?)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например:

«Это яблоко — яблочный сок».

Хлопай в ладоши

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Атрибуты: предметные картинки по теме

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).

В огороде

Вот вам морковка

Красная головка,

Хвостик зелёный.

Вот вам репка

И огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты

Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

Вот горошек сладкий,

Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил наш огород!

***

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые,

Осень принесла.

В. Волина

***

Чудо-огород

Удивляется народ:

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Буду делать я салат…

Буду делать я салат,

Накрошу в большую миску

Огурцы, порей, шпинат,

Помидоры и редиску.

Мелко порублю укроп,

И заправлю все сметаной.

Витаминами я впрок

Запасаться не устану.

Овощная считалка

В огороде у Егора

Тыква, репа, помидоры.

В огороде у Ивана

Кабачки и баклажаны.

Ты посадишь патиссон,

Выходи из круга вон.

***

Стала тыква нас просить:

Жарко! Дайте нам попить!

Мы достали быстро лейку

И полили всю семейку:

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,

- Вот спасибо вам, друзья!

Напилась моя семья!

***

Словно в заячьей столовой

На полянке - пень сосновый,

На пеньке стоит обед

И чего там только нет:

И капуста, и картошка,

Горка свежего горошка.

И петрушечки немножко.

А зайчишкам-ребятишкам

Травка сладкая горой,

По морковочки одной.

Ведь морковка с грядки

Слаще шоколадки!

Наш сад

Прекрасен наш осенний сад

В нём слива есть и виноград

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

И солнышку помашем

«Спасибо, осень!» скажем.

У. Рашид

***

В огороде много гряд

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год!

***

Летом огород- что город!

В нём – сто тысяч горожан:

помидор, горох, капуста,

кабачок и баклажан.

Летний сад

Как хорош он, летний сад,

Фруктами всегда богат.

Вишен стройных целый ряд –

Рубином ягоды горят.

Рядом здесь растёт и слива,

Плодами сочными красива.

Груш и яблок аромат,

Съесть одно бы каждый рад.

Ваза с фруктами

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин, мандарин.

И после обеда мы фрукты съедим!

Т. Шорыгин

***

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

Н. Нищева

Посадила в огороде

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка -

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

А. Максаков

***

Что растет на нашей грядке

Огурцы, горошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат,

Наша грядка - просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку.

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Доскажи словечко

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило ярче, чтобы зеленел … (укроп).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Большой — маленький

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: огурец — огурчик, помидор — помидорчик...

Назови как можно больше признаков

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

Мы волшебники немного – был один, а стало много

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

Огурец - огурцы, яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ... и т.д.

Послушай загадку – нарисуй отгадку

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (помидоры)

Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы?

Я... (свекла).

Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (картофель)

Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко…… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко…. (круглое);

Лимон желтый, а яблоко………(красное).

Отгадай по описанию

Зелёный, хрустящий, пупырчатый (огурец)

Красный, сочный, наливной (томат)

Рассыпчатая, жареная, ароматная (картошка)

Белокочанная, кудрявая, цветная (капуста)

Круглая, оранжевая, большая (тыква)

Острый, лечебный, зелёный (лук)

Узнай, о чем я говорю

Цель: обогащать словарь детей прилагательными.

Ход: воспитатель предлагает детям, глядя на рисунки, догадаться о каком растении говорит (овоще, фрукте). Далее дети сами загадывают загадки.

Зеленый, вытянутый – огурец; красный, полезный – помидор; острый, разноцветный – перец; большой, тяжелый – арбуз и т. д.

Интересные загадки»

Цель: закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План: 1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Заготовки на зиму

Цель: пополнять и активизировать словарь детей на тему «Фрукты, овощи». Продолжать учить детей образовывать прилагательные от существительных.

Ход: Варенье из яблок – яблочное, а из клубники, земляники, клюквы, абрикоса, персика и т. д.

Сок из винограда – виноградный, а из томатов, брусники и т. д.

Салат из свеклы – свекольный, а из капусты, кабачков, чеснока, моркови и т. д.

Суп из картофеля – картофельный, а из гороха, грибов и т. д.

Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Один - много

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Педагог называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Тыква-тыквы, кабачок-кабачки».

Назови ласково

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход: Педагог показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, огурца и предлагает его назвать. Затем объясняет: «Этот огурец большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Овощи и фрукты"

Компьютерная дидактическая игра "Овощи и фрукты" предназначена для формирования понятий "овощи", "фрукты". Дети в увлекательной форме, помогая герою Почемучке справиться с заданиями, обощают знания о ...

Дидактическая игра "Овощи и фрукты"

Данная разработка направлена родителям и воспитателям, помогающим детям дошкольного возраста  расширять и уточнять представления  об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность....

Дидактическая игра ЛОТО "Овощи-фрукты-ягоды"

Ранний возраст - самое благоприятное время для познания мира, для развития ребёнка. Как известно, лучший способ для успешного познания окружающего мира - превращать любые занятия в игру. Ведь игра спо...

Дидактическая игра 2-5 "Фрукты-овощи"

Активизация словаря по теме фрукты, овощи. Совершенствование грамматического строя речи....

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель игры: знакомить детей с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета. Первоначальное накопление и активное усвоение новых лексических единиц по теме за сче...

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"...

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"...