"Сюжетно -ролевая игра в жизни дошкольника"
консультация (средняя группа)

Сюжетно-ролевые игры занимают с.вое место в жизни ребенка тогда, когда он н.аучится ис.пользовать пре.дметы не то.лько лишь по и.х непосредст.венному наз.начению, но и в соот.ветствии с сюжетом игры. В процессе у ребе.нка появитс.я желание ко.пировать де.йствия взрос.лых, он науч.ится взаимо.действоват.ь с другим.и детьми в и.гре, или взрос.лыми.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольников"                 Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. И если вы думаете, что игра всего лишь развлечение и пустое времяпровождение – вы глубоко ошибаетесь. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка.

Существуют несколько видов игровой деятельности. Это индивидуально предметная, которая возникает в раннем возрасте от полугода до двух лет, пре.дметно подр.ажательная, котор.ая проявляетс.я на второ.м году жизни и сюжетно-ролевая. Вот о сюжетно-ролевых играх мы и по.говорим ни.же.

Что такое сюжетно-ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которы.х дети «одевают» на себя ро.ль, переда.вая ее хар.актер, и де.йствуют по о.пределенно.му заданно.му сюжету или же са.ми создают е.го. То ест.ь это в не.котором ро.де театрал.ьное предст.авление. Дет.и вживаютс.я в свою ро.ль и ведут себ.я так, как в.идят своего персо.нажа со сторо.ны.

Сюжетно-ролевые игры занимают с.вое место в жизни ребенка тогда, когда он н.аучится ис.пользовать пре.дметы не то.лько лишь по и.х непосредст.венному наз.начению, но и в соот.ветствии с сюжетом игры. В процессе у ребе.нка появитс.я желание ко.пировать де.йствия взрос.лых, он науч.ится взаимо.действоват.ь с другим.и детьми в и.гре, или взрос.лыми.

Изначально сюжетно-ролевая игра проя.вляется в об.ычном подр.ажании взрос.лого ребен.ком. Малыш с.амостоятел.ьно пылесос.ит, варит су.п, укладыв.ает игрушк.и спать, что-то ре.монтирует. Через не.которое вре.мя ребенок н.ачинает об.ыгрывать з.накомые ему жизненные ситуации: «посещение бо.льницы», «поход в м.агазин» и т. д.

На этом эт.апе в сюжетно-ролевую игру доба.вляется ди.алог дейст.вующих лиц. З.десь очень кст.ати будет по.мощь родителя. Если вы будете помогать малышу в и.гре, то уже к д.вум с поло.виной года.м ребенок бу.дет самосто.ятельно игр.ать в сюжетно-ролевые игры вместе со с.воими игру.шками.

Далее идет ус.ложнение игры за счет появления сюжета – объедине.ние нескол.ьких ситуа.ций. Напри.мер, сюжетом может быт.ь поездка н.а природу – с.начала ребе.нок соберет необ.ходимые ве.щи, после с.ядет в тра.нспорт, на месте р.аспакует с.вои сумки, мо.жет взять у.дочку и пор.ыбачить, и.ли что-то е.ще в подоб.ном духе. Дет.и начинают до.говариватьс.я о правил.ах игры – развиваетс.я деловое об.щение. В 4-5 лет дет.и не только об.ыгрывают по.вседневные с.итуации, но и доб.авляют в и.гру сюжеты из сказок, мультфил.ьмов, книг.

Дети постар.ше легко в.ключаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не оз.начает, что взрос.лый может ост.аваться на з.аднем плане и пуст.ить все на с.амотек. Ес.ли родитель не будет пре.доставлять ребе.нку новые с.итуации дл.я игры, то ребено.к может ост.ановиться в р.азвитии и перест.ать проявл.ять самосто.ятельность. Про.явление творчест.ва и самосто.ятельности в сюжетно-ролевых играх пок.азывает уро.вень развит.ия мышлени.я ребенка.

Значение и.грушки для р.азвертыван.ия самосто.ятельной игры детьми ст.аршего дош.кольного возр.аста также с.пецифично. Ес.ли в игре м.алышей пре.дметная обст.ановка опре.деляет сюжет, то старш.ие дошколь.ники сами конструируют предметно-.игровую ситу.ацию в зав.исимости от в.ыбранной те.мы и намече.нного хода игры, подчиняя ее и.гровому за.мыслу.

Игра младш.их дошколь.ников требует в з.начительно.й степени о.поры на игру.шки и пред.меты, их з.аменяющие. Ос.новное требо.вание к игру.шке-замест.ителю – удобст.во в выпол.нении игро.вых действ.ий, соразмер.ность по ве.личине с дру.гим игровы.м материало.м. Очень в.ажно, чтоб.ы такая игру.шка напоми.нала изобр.ажаемый пре.дмет общим.и контурам.и. Так, ку.кла может б.ыть сделан.а из полоте.нца, если е.го скатать и н.адеть фартуче.к или бант.ик, вместо т.арелки мож.но предлож.ить кружок к.артона и т. п. Пр.и правильно.м руководст.ве игрой дет.и трехлетне.го возраст.а не только с у.влечением ис.пользуют пре.дложенные взрос.лым предмет.ы-заместите.ли, но и с.ами заранее в.ыбирают и до.говариваютс.я, что они бу.дут обознач.ать («Вот это ку.кла», «Это тарел.ка»). Иногда наде.ляют игруш.ку-заместите.ль ролью («Давай это бу.дет папа, а это доч.ка»).

Дети 4-5 лет осу.ществляют и.гровые дейст.вия тоже ч.аще всего с по.мощью игру.шек, но он.и уже начи.нают пользо.ваться и жесто.м, и слово.м, и опреде.ленным поло.жением пре.дмета или с.амого ребе.нка.В этом возр.асте особое з.начение пр.иобретают пре.дметы-атрибут.ы: всевозмо.жные шапоч.ки, фартук.и, халаты, су.мочки. В этот пер.иод необхо.димы игруш.ки, отража.ющие специф.ику орудий.ных действ.ий в той и.ли иной професс.ии. Врачу необ.ходим халат, сто.л для прие.ма, палочк.а, обознач.ающая градус.ник или шпр.иц, и непре.менно нужн.ы пациенты, тер.пеливо снос.ящие заботу вр.ача и медсестр.ы. Этими п.ациентами мо.гут быть бо.льшие кукл.ы с легко с.нимающейся о.деждой или го.лыши, завер.нутые в оде.яло. У бол.ьных детей должны быт.ь свои пап.ы и мамы.

Для ребенк.а 6-7лет г.лавное уже не в в.ыполнении ро.левых дейст.вий с помо.щью игруше.к и предмето.в, а в обще.нии с теми, кто вз.ял на себя дру.гие роли, с.вязанные с е.го ролью, со с.мыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психол...

Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника

Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.Составила воспитатель: Митрохина Людмила ВладимировнаМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» «Игра – это огромное светлое окно,...

Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников

Значение сюжетно ролевой игры в жизни дошкольников.Игра занимает весьма важное,если не скрывать центральное,место в жизни дошкольника,являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В от...

Статья "Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника"

Познакомить родителей и педагогов с видами с/р игр, рассмотреть их виды, понять зачем они необходимы детям....

значение сюжетно ролевой игры в жизни дошкольника.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не ряд...