«Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности»
материал

Вера Евсеенко

Опыт работы по организации детско-родительского марафона в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

«Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности»

Добрый день, уважаемые коллеги!

1 слайд

Свое выступление по теме «Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности»  я хотела бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского  «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».

2 слайд

Читающий человек - мыслящий человек. Однако в современном мире книга с трудом выдерживает конкуренцию с гаджетами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни: смартфоны, планшеты, компьютер более привлекательны для ребенка, вызывают больший интерес, так как современный ребенок – это «зритель», который воспринимает готовую  «красивую картинку».

Использование гаджетов удобно и для родителей – ребенок быстро осваивает технические средства и может самостоятельно и долгое время быть увлечен ими. Чтение уходит на второй план, становится не востребованным, неинтересным, ненужным. При этом страдает не только познавательное, но  речевое и коммуникативное развитие ребенка, а также нарушается эмоциональная связь между родителями и детьми. 

Таким образом, актуальность формирования читательской грамотности у дошкольников обусловлена недостаточной востребованностью книгами  подрастающим поколением как основного источника знаний. Формирование читательской грамотности у дошкольников требует особого внимания и становится одной из главных задач в педагогической деятельности.

В текущем учебном году при составлении годового плана работы нашего детского сада одной из задач была определена следующая «Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений». Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем). В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются предпосылки разносторонней читательской деятельности.
И именно  родители — основные проводники между ребенком и художественным словом, тем более, что по ФГОС ДО, они являются полноценными участниками учебного процесса.  

Соответственно, важная задача педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, позитивного отношения к книге, потребности в чтении.

Слайд №3

Можно выделить следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе:

Информационно-аналитические

Наглядно-информационные

Познавательные

Досуговые

Информационно-аналитические формы – анкетирование, опросы, интервьюирование.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; изучение  запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.

Наглядно - информационные формы – открытые занятия, тематические выставки, родительские собрания, родительский клуб.

Решают задачи ознакомления родителей с содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.

Познавательные формы – консультации, детско-родительские проекты, буккроссинг.

Призваны повышать компетентность родителей, способствовать формированию  их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы  помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.

Досуговые формы – развлечения, конкурс чтецов, выставки книг-самоделок, КВН

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Заставить детей любить книгу нельзя, книгой надо увлечь, заинтересовать, одной из причин нелюбви к книге является то, что дети просто с ней не знакомы

Слайд №4

В детском саду в течение учебного года были организованы и проведены  самые разнообразные мероприятия: родительские собрания,  детско-родительские проекты, во многих группах используется технология буккроссинг; педагоги апробируют инновационные формы работы, такие как сторисек, виммельбух.

Одним из мероприятий  стал детско-родительский марафон «По страницам любимых книг», который проходил в феврале и охватил все возрастные группы детского сада.

Девизом марафона стали слова С.Я.  Маршака «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»
Цель:

Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников  к книжной культуре.

Задачи:

- Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной литературе, развитие познавательных и творческих способностей;

- Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ с целью  формирования  читательского интереса у детей.

Дата

Название мероприятия

участники

05.02.2024

Выставка рисунков «По страницам любимых книг», оформление фотовыставки «Вместе с книгой я расту»;

Выпуск буклета «Книга - твой друг»

 Выставка энциклопедий  «Книга – источник знаний»

Все группы

06.02.2024

Развлечение для групп раннего возраста совместно с родителями по произведениям  А.Барто «Игрушки»

Группы № 2, 3, 5, 6

07.02.2024

Литературные посиделки «В гостях у сказки» (средние группы)

Группы № 4, 9, 11

08.02.2024

Квест совместно с родителями «Семейное путешествие по литературному морю»

 (старшие группы)

Группы № 7,8, 1

09.02.2024

 Литературная гостиная «Вечер поэзии «Волшебница – зима» (подготовительные группы)

Группы № 12, 10

Слайды № 5, 6

На выставке рисунков представлены как детские, так  и нарисованные совместно с родителями иллюстрации к любимым произведениям – это и русские народные сказки, и произведения Чуковского, Михалкова, Барто и даже произведения зарубежных писателей – Гарри Поттер (Джоан Роулин).

Слайд №7

На фотовыставке «Вместе с книгой я расту» запечатлены моменты домашнего чтения.

Слайд №8

На книжной выставке представлены разнообразные энциклопедии для детей: начиная от энциклопедий для самых маленьких, где содержание представлено в основном в виде ярких иллюстраций и заканчивая книгами научного содержания – о космосе, исторических событиях, войсках, динозаврах, энциклопедии с QR кодами, позволяющими получить дополнительную информацию по теме.

Слайды 10, 11, 12

Во вторник для самых маленьких читателей и их родителей состоялось первое мероприятие – развлечение по произведениям Агнии Львовны Барто «Игрушки». Ребята отправились в страну игрушек, где встретили куклу Таню, вместе с Таней играли с мишкой, зайкой, летали на самолете, учили бычка ходить по досточке. Для мам устроили конкурс – кто быстрее прокатит своего ребенка-котенка на грузовике, а также мамы инсценировали стихотворение «Кто как кричит» и дети угадывали, кого изображали мамы. Дети пробовали себя в роли чтецов, рассказывая стихотворения «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет», «Уронили мишку на пол» и другие всем известные стихотворения Барто.

 В конце мероприятия семьям участникам были вручены дипломы и книги для чтения в группе.

Слайды № 13,14,15

В среду для детей и родителей средних групп были организованы  литературные посиделки «В гостях у сказки».  Зал был украшен элементами народной избы – печка, самовар, деревянные игрушки, домотканые дорожки. Хозяюшка, встретив гостей, немного рассказала о традициях посиделок, затем вместе со сказочницей ребята и родители выполняли разные задания – пробовали салат из сказок, отгадывали загадки цветика-семицветика, узнавали, из какой сказки предмет, играли в народные игры, водили хоровод вместе с мамами, а мамы участвовали в драматизации сказки и собирали запутавшиеся пословицы.

На протяжении всего мероприятия в зале царила теплая, семейная атмосфера, родители были не зрителями, а активными участниками происходящего.

Также все семьи получили дипломы участников, а ребята - сборники сказок для чтения в группе.

Слайды № 16,17, 18

В четверг семейные команды старших групп отправились в удивительное путешествие по бескрайнему литературному морю в поисках сокровищ. Чтобы добыть сокровище, команде предстояло побывать на пяти островах – Таинственном острове, Сказочном острове «Жили-были», Поэтическом, Музыкальном и в Тридевятом царстве, выполнить задание хранителя острова, чтобы получить элемент пазла, пройдя все испытания, команды вернулись в музыкальный зал и из всех элементов сложили картинку, ну а сокровищем оказалась книга. Ребятам было предложено ответить на вопрос – почему книга является сокровищем?

В конце мероприятия состоялось награждение участников дипломами и книгами.

Слайды №19,20,21

В пятницу для ребят подготовительных групп и их родителей распахнула двери литературная гостиная «Волшебница зима». Чарующими звуками произведений Вивальди, Чайковского, Свиридова наполнился музыкальный зал,  великолепные стихи Пушкина, Никитина, Есенина о красоте и величии русской зимы  прозвучали в исполнении детей и родителей, создавая необыкновенную атмосферу.

И в завершении все участники получили благодарственные письма за участие и книги.

В целом, организованная нами деятельность показала, что родители охотно участвуют в различных мероприятиях, что улучшает детско – родительские отношения. А  еще  немаловажным  является  то,  что  родители  становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детского сада и семьи. 

Формы работы с родителями по формированию интереса и потребности  в чтении у детей  разнообразны. Главная их ценность состоит в том, что только совместными усилиями семьи и детского сада, в тесном сотрудничестве, возможно решение всех поставленных задач по воспитанию высоконравственной, творческой и инициативной личности.

Слайд 22

QR код – ссылка на материалы марафона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов. Тема: "Ведение совместной работы детского сада и семьи по формированию дорожной грамотности у детей"

В рекомендациях предложены разнообразные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в едином социально-образовательном пространстве....

Детско-родительский клуб <Ромашки> как форма совместной деятельности взрослых и детей

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. В процессе реализации про...

Совместная работа семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников...

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Система работы по формированию читательской грамотности у дошкольников

Ориентируясь на вызов времени следующее выбранное нашим ДОУ направление деятельности – формирование читательской грамотности. Современные исследования свидетельствуют о том, что это са...