«Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности»
материал
Опыт работы по организации детско-родительского марафона в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы
«Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности»
Добрый день, уважаемые коллеги!
1 слайд
Свое выступление по теме «Детско-родительский марафон как форма совместной работы с семьей по формированию читательской грамотности» я хотела бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».
2 слайд
Читающий человек - мыслящий человек. Однако в современном мире книга с трудом выдерживает конкуренцию с гаджетами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни: смартфоны, планшеты, компьютер более привлекательны для ребенка, вызывают больший интерес, так как современный ребенок – это «зритель», который воспринимает готовую «красивую картинку».
Использование гаджетов удобно и для родителей – ребенок быстро осваивает технические средства и может самостоятельно и долгое время быть увлечен ими. Чтение уходит на второй план, становится не востребованным, неинтересным, ненужным. При этом страдает не только познавательное, но речевое и коммуникативное развитие ребенка, а также нарушается эмоциональная связь между родителями и детьми.
Таким образом, актуальность формирования читательской грамотности у дошкольников обусловлена недостаточной востребованностью книгами подрастающим поколением как основного источника знаний. Формирование читательской грамотности у дошкольников требует особого внимания и становится одной из главных задач в педагогической деятельности.
В текущем учебном году при составлении годового плана работы нашего детского сада одной из задач была определена следующая «Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений». Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем). В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются предпосылки разносторонней читательской деятельности.
И именно родители — основные проводники между ребенком и художественным словом, тем более, что по ФГОС ДО, они являются полноценными участниками учебного процесса.
Соответственно, важная задача педагогов ДОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, позитивного отношения к книге, потребности в чтении.
Слайд №3
Можно выделить следующие формы взаимодействия ДОУ и семьи при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе:
Информационно-аналитические
Наглядно-информационные
Познавательные
Досуговые
Информационно-аналитические формы – анкетирование, опросы, интервьюирование.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются: сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника; изучение запросов и потребностей родителей в информации о том, как развить интерес ребенка к книгам.
Наглядно - информационные формы – открытые занятия, тематические выставки, родительские собрания, родительский клуб.
Решают задачи ознакомления родителей с содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценивать деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно видеть деятельность воспитателя.
Познавательные формы – консультации, детско-родительские проекты, буккроссинг.
Призваны повышать компетентность родителей, способствовать формированию их взглядов на чтение художественной литературы в условиях семьи. Кроме того, данные формы помогают познакомить родителей с методами и приемами для формирования практических навыков чтения книг с учетом возраста и психологического развития детей.
Досуговые формы – развлечения, конкурс чтецов, выставки книг-самоделок, КВН
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые, неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Заставить детей любить книгу нельзя, книгой надо увлечь, заинтересовать, одной из причин нелюбви к книге является то, что дети просто с ней не знакомы
Слайд №4
В детском саду в течение учебного года были организованы и проведены самые разнообразные мероприятия: родительские собрания, детско-родительские проекты, во многих группах используется технология буккроссинг; педагоги апробируют инновационные формы работы, такие как сторисек, виммельбух.
Одним из мероприятий стал детско-родительский марафон «По страницам любимых книг», который проходил в феврале и охватил все возрастные группы детского сада.
Девизом марафона стали слова С.Я. Маршака «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели»
Цель:
Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре.
Задачи:
- Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной литературе, развитие познавательных и творческих способностей;
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ с целью формирования читательского интереса у детей.
Дата | Название мероприятия | участники |
05.02.2024 | Выставка рисунков «По страницам любимых книг», оформление фотовыставки «Вместе с книгой я расту»; Выпуск буклета «Книга - твой друг» Выставка энциклопедий «Книга – источник знаний» | Все группы |
06.02.2024 | Развлечение для групп раннего возраста совместно с родителями по произведениям А.Барто «Игрушки» | Группы № 2, 3, 5, 6 |
07.02.2024 | Литературные посиделки «В гостях у сказки» (средние группы) | Группы № 4, 9, 11 |
08.02.2024 | Квест совместно с родителями «Семейное путешествие по литературному морю» (старшие группы) | Группы № 7,8, 1 |
09.02.2024 | Литературная гостиная «Вечер поэзии «Волшебница – зима» (подготовительные группы) | Группы № 12, 10 |
Слайды № 5, 6
На выставке рисунков представлены как детские, так и нарисованные совместно с родителями иллюстрации к любимым произведениям – это и русские народные сказки, и произведения Чуковского, Михалкова, Барто и даже произведения зарубежных писателей – Гарри Поттер (Джоан Роулин).
Слайд №7
На фотовыставке «Вместе с книгой я расту» запечатлены моменты домашнего чтения.
Слайд №8
На книжной выставке представлены разнообразные энциклопедии для детей: начиная от энциклопедий для самых маленьких, где содержание представлено в основном в виде ярких иллюстраций и заканчивая книгами научного содержания – о космосе, исторических событиях, войсках, динозаврах, энциклопедии с QR кодами, позволяющими получить дополнительную информацию по теме.
Слайды 10, 11, 12
Во вторник для самых маленьких читателей и их родителей состоялось первое мероприятие – развлечение по произведениям Агнии Львовны Барто «Игрушки». Ребята отправились в страну игрушек, где встретили куклу Таню, вместе с Таней играли с мишкой, зайкой, летали на самолете, учили бычка ходить по досточке. Для мам устроили конкурс – кто быстрее прокатит своего ребенка-котенка на грузовике, а также мамы инсценировали стихотворение «Кто как кричит» и дети угадывали, кого изображали мамы. Дети пробовали себя в роли чтецов, рассказывая стихотворения «Зайку бросила хозяйка», «Наша Таня громко плачет», «Уронили мишку на пол» и другие всем известные стихотворения Барто.
В конце мероприятия семьям участникам были вручены дипломы и книги для чтения в группе.
Слайды № 13,14,15
В среду для детей и родителей средних групп были организованы литературные посиделки «В гостях у сказки». Зал был украшен элементами народной избы – печка, самовар, деревянные игрушки, домотканые дорожки. Хозяюшка, встретив гостей, немного рассказала о традициях посиделок, затем вместе со сказочницей ребята и родители выполняли разные задания – пробовали салат из сказок, отгадывали загадки цветика-семицветика, узнавали, из какой сказки предмет, играли в народные игры, водили хоровод вместе с мамами, а мамы участвовали в драматизации сказки и собирали запутавшиеся пословицы.
На протяжении всего мероприятия в зале царила теплая, семейная атмосфера, родители были не зрителями, а активными участниками происходящего.
Также все семьи получили дипломы участников, а ребята - сборники сказок для чтения в группе.
Слайды № 16,17, 18
В четверг семейные команды старших групп отправились в удивительное путешествие по бескрайнему литературному морю в поисках сокровищ. Чтобы добыть сокровище, команде предстояло побывать на пяти островах – Таинственном острове, Сказочном острове «Жили-были», Поэтическом, Музыкальном и в Тридевятом царстве, выполнить задание хранителя острова, чтобы получить элемент пазла, пройдя все испытания, команды вернулись в музыкальный зал и из всех элементов сложили картинку, ну а сокровищем оказалась книга. Ребятам было предложено ответить на вопрос – почему книга является сокровищем?
В конце мероприятия состоялось награждение участников дипломами и книгами.
Слайды №19,20,21
В пятницу для ребят подготовительных групп и их родителей распахнула двери литературная гостиная «Волшебница зима». Чарующими звуками произведений Вивальди, Чайковского, Свиридова наполнился музыкальный зал, великолепные стихи Пушкина, Никитина, Есенина о красоте и величии русской зимы прозвучали в исполнении детей и родителей, создавая необыкновенную атмосферу.
И в завершении все участники получили благодарственные письма за участие и книги.
В целом, организованная нами деятельность показала, что родители охотно участвуют в различных мероприятиях, что улучшает детско – родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детского сада и семьи.
Формы работы с родителями по формированию интереса и потребности в чтении у детей разнообразны. Главная их ценность состоит в том, что только совместными усилиями семьи и детского сада, в тесном сотрудничестве, возможно решение всех поставленных задач по воспитанию высоконравственной, творческой и инициативной личности.
Слайд 22
QR код – ссылка на материалы марафона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов. Тема: "Ведение совместной работы детского сада и семьи по формированию дорожной грамотности у детей"
В рекомендациях предложены разнообразные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в едином социально-образовательном пространстве....
Детско-родительский клуб <Ромашки> как форма совместной деятельности взрослых и детей
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. В процессе реализации про...
Консультация для родителей "Формы коррекционной работы в семье по формированию грамматического строя речи"
консультация...
Совместная работа семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников...
опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....
Система работы по формированию читательской грамотности у дошкольников
Ориентируясь на вызов времени следующее выбранное нашим ДОУ направление деятельности – формирование читательской грамотности. Современные исследования свидетельствуют о том, что это са...