Игры на развитие речевого дыхания
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Игры на развитие речевого дыхания
Подготовила воспитатель: Шенкао А.А.
Игры на развитие речевого дыхания
В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушением речи.
Речевое дыхание - является основным источником энергии при образовании звуков речи. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.
Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок, развитие длительности воздушной струи. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.
Игры на развитие речевого дыхания можно условно разделить на три группы:
1. Игры на развитие силы воздушной струи.
2. Игры на развитие длительности воздушной струи.
3. Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.
Игры и упражнения на развитие дыхания.
«Поиграй животиком»
Цель: развивать физиологическое дыхание.
Оборудование и организация: игрушка-зверушка.
Ход игры: Предложить ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Показать, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.
«Вертушка»
Цель: развивать физиологическое дыхание.
Оборудование и организация: игрушка-вертушка.
Ход игры: Показать ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Далее пусть ребенок сам подует на бумажную вертушку.
«Бабочка»
Цель: выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из папирусной бумаги бабочка, прикрепленная на нитку длинной 15-20 см.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам ребенка и попросите его подуть.
«Танцующая матрешка»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из бумаги фигурка матрешки, прикрепленная на нитку.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднести бабочку к губам ребенка и попросить его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.
«Сдуй снежинку с рукавички»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: вырезанная из картона рукавичка, вырезанная из бумаги снежинка.
Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем положить снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на снежинку.
«Сдуй пушинку»
Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: перышко, пушинка или кусочек ваты.
Ход игры: показать ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.
«Карусель»
Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.
Оборудование и организация: изготовленное пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.
Ход игры: показать ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться. Затем дайте пособие ребенку и попросите его подуть.
«Загони мяч в ворота»
Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Оборудование и организация: ворота (их можно заменить двумя кубиками); кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги.
Ход игры: показать ребенку, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.
«Кораблик»
Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.
Оборудование и организация: бумажный кораблик.
Ход игры : показать ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.
«Буря в стакане»
Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох; развивать подвижность губ, умение плотно смыкать их.
Оборудование и организация: трубочки с разным диаметром; стакан с соком и водой.
Ход игры: предлагать ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Нужно менять диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Далее рассказать ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого нужно налить в стакан воду и показать, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок сам попробует создать бурю в стакане воды.
«Звуковая ниточка»
Цель: развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: показать малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды, лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире). В следующий раз предложите ребенку пропеть другой гласный звук: У, О или И.
«Намотай клубочек»
Цель: развивать правильный речевой выдох; уточнять артикуляцию гласных звуков.
Ход игры: предложить ребенку намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого необходимо показать ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие речевого дыхания
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма...
Игры для развития речевого дыхания
Цель: развитие речевого дыхания....
Игры для развития речевого дыхания.
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через р...
Игры для развития речевого дыхания и фонематического слуха.
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ....
Логоритмические упражнения и игры по развитию речевого дыхания.
Логоритмические игры и упражнения....
Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса
Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса...
Игры для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях.
играем с детьми...