Деятельность педагогических работников по выявлению способностей воспитанников
рабочая программа
Программа по выявлению способностей воспитанников дошкольного возраста «Зёрнышко таланта»
Проект по выявлению и развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста «Талантливый дошкольник - путь к успеху»
Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) "Олимпийцы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Программа
по выявлению способностей воспитанников дошкольного возраста
«Зёрнышко таланта»
Авторы проекта:
творческая группа педагогов ДОО
Смоленск, 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка_________________________________3-4
Концепция программы_________________________________4
Нормативно-правовая база______________________________4
Цель, задачи программы________________________________4-5
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, планируемые результаты, основные направления реализации программы___________________________________________5
Отличительные особенности одаренных детей, категории одаренных детей, виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности__________________________________________5-8
Исследовательски-диагностический этап, принципы тестирования детей, подбор диагностического инструментария, формы работы с одаренными детьми_______________________________________________8-9
Условия для развития одаренности, примерный план работы с одаренным ребенком, условия реализации программы_________________9-11
Этап апробации программы_____________________________11-12
Заключение___________________________________________12
Список литературы_____________________________________13
Пояснительная записка
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…» А уж талантливый – «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система воспитательно-образовательного процесса в ДОО не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Воспитательный процесс в детском саду предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта.
Концепция программы
ДОО не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОО, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Нормативно-правовая база программы:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка»;
- Программа развития МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка».
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи программы
- Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
- Принцип возрастания роли дополнительного образования.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения
- Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
- Принцип гуманизма и демократизма.
Планируемые результаты
- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
- Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
Основные направления реализации программы
- Выявление одаренных детей.
- Создание банка данных «Одаренные дети».
- Разработка индивидуальных форм работы.
- Использование в учебном процессе современных интерактивных технологий.
- Использование активных форм и методов организации образовательного процесса.
- Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
Отличительные особенности одаренных детей
- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
- Испытывают радость от умственного труда.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной)?
- В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной?
Категории одаренных детей
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
- Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
- Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
- Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Виды одаренности
Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Исследовательски-диагностический этап
- Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).
- Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).
- Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Принципы тестирования детей
- Соответствие тестовых методик возрастным нормам.
- Игровой характер тестовых методик.
- Доброжелательная атмосфера во время тестирования.
- Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования.
- Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
Подбор диагностического инструментария
Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательски-диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.
Методики исследования одаренности детей должны обеспечивать принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, охватывать познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим методикам производится педагогом-психологом детского сада. В то же время, тотально диагностировать каждого ребенка по всем методикам не целесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одаренность) по результатам заполнения экспресс-анкет воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений педагога-психолога, воспитателя или другого специалиста.
По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
Формы работы с одаренными детьми
- Групповые занятия с одаренными детьми.
- Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры.
- Работа по индивидуальным планам.
- Исследовательская деятельность.
- Творческие мастерские.
- Кружки по интересам.
Исходной предпосылкой для развития способностей служат врождённые задатки. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Условия для развития одаренности
- Наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка.
- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
- Наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка.
- Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития.
- Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий.
- Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
- Работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка.
- Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества.
- Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей. Можно также рекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада.
Примерный план работы с одарённым ребёнком
- Индивидуальная работа.
- Занятия в кружке.
- Участие в конкурсе.
- Проектная деятельность.
- Вовлечение в коллективную деятельность.
- Работа с родителями.
Условия реализация программы.
Задачи:
- Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Основные условия в детском саду, при которых развитие одарённости ребенка будет проходить наиболее эффективно:
- наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
- введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
- занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
- работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;
- участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
Данная программа рассчитана на 2 года и реализуется в несколько этапов:
- первый этап - апробация программы;
- второй этап - повторная диагностика и анализ первичных результатов;
- третий этап - коррекция программы.
На этапе апробации проводится:
- Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников детского сада, результатом которого должно являться создание «Банка данных по одаренным детям». Данное исследование может занять 1,5-2 месяца.
- Анализ содержания «Банка данных по одаренным детям» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции. Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
- Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года)
- Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям
- Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка
Ориентировочно, данный этап может продлиться до окончания первого полугодия.
На втором этапе (в конце первого полугодия), специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ. Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой:
- Воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
- Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы;
- Производится коррекция данной программы в соответствии с выявленными проблемами
Заключение
Способности в отличие от задатков - приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. В то же время, хорошие способности, в т.ч. одаренность, не получающие постоянного подтверждения могут стереться со временем: если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга
Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.
Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.
Список литературы
- Богоявленская М. «Проблемы одаренного ребенка», журнал «Обруч», 2005г.
- Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. «Одаренные дети», Москва, 1991г.
- Клименко В.В. «Психологические тесты таланта», Санкт-Петербург, 1996г.
- «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать», Москва, 1998г.
- «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н.С.Лейтеса, Москва, 2000г.
- Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.
- Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль,1996г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Проект
по выявлению и развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста
«Талантливый дошкольник –
путь к успеху»
Авторы проекта:
старший воспитатель Грязнова О.В.,
музыкальный руководитель Петрова А.Г.,
учитель-логопед Ковалёва Л.С.,
творческая группа педагогов ДОО
Смоленск, 2023 г.
Обоснование необходимости создания проекта
«Главная педагогическая задача
смещается с развития общих
способностей к поиску адекватного
способа реализации личности
в определенных видах деятельности»
А.И.Савенков
Вопрос создания системы поддержки талантливых детей сегодня актуален. Причина в том, что не решен в полной мере ряд проблем:
Выявление талантливых детей на ранних возрастных этапах – одна из задач специалистов, работающих в сфере дошкольного образования.
Часто талантливые дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. И наоборот, дети, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в старшем возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.
Мы задаемся вопросом: как увидеть этих детей? В детском коллективе встречаются особые дети. Они выделяются яркими достижениями, в каком-либо виде деятельности, это дети с высоким уровнем творческих способностей.
Чаще всего талантливых детей просто ставят в пример, не развивая их способности. И со временем они угасают. Один из любимых детьми видов музыкальной деятельности - пение, обладает большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Поэтому мы и решили выявить музыкальные способности у детей дошкольного возраста, организовать консультативную и методическую помощь компетентности родителей в развитии творческих способностей детей и составить индивидуально-ориентированный план сопровождения для них.
С целью выявления вокальных данных у детей мы планируем изучить комплекс методик, дающих возможности исследовать данные воспитанников и проследить динамику их развития.
Таким образом, обоснованной является идея создания нами данного проекта на формирование компетенций у родителей в развитии, поддержки талантливых детей в условиях дошкольного учреждения.
Нормативно-правовая база проекта:
- Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- Устав МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка»;
- Программа развития МБДОУ «Детский сад № 80 «Веснушка».
СТРАТЕГИЯ
Основные цели и задачи проекта.
Цель: развитие вокальных навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- объединить усилия педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
- разработать индивидуальный план сопровождения творческого потенциала детей;
- создать ситуацию успеха (участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях и внутри детского сада).
Участники, партнёры проекта.
- дети;
- педагоги;
- родители;
- социальные институты.
Содержание и технологии инновационной деятельности.
Отбор методов реализации проекта обусловлен необходимостью реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и развитию дошкольников, привлечения семьи к развитию их творческих способностей и участию в мероприятиях различного уровня: ДОО, муниципальный (городской), региональный, всероссийский, международный.
Одним из вариантов решения задач является организация деятельностного подхода, а также использование методов стимулирования и мотивации творческой деятельности, методов контроля над эффективностью развития вокальных навыков талантливых детей.
Основной идеей работы является объединение усилий педагога и родителей, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей ДОУ.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:
Выявление вокальных навыков у детей:
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- анкетирование родителей;
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
- создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное развитие вокальных навыков;
- организация и участие в творческих конкурсах на разных уровнях (на базе ДОО, городских, областных)
Поощрение талантливых детей:
- дипломы и грамоты администрации ДОО, организаторов конкурсов;
- стенд «Наши таланты».
- благодарности родителям.
Создание системы поддержки талантливых детей предполагает:
- Участие в конкурсах;
- поощрение:
- публичное вручение наград детям и родителям (благодарность, грамота, диплом, благодарственное письмо)
- информатизация на сайте ДОУ;
В целях создания общей среды, стимулирующей творческий рост, развитие личностных качеств каждого ребенка предполагается:
- расширять систему конкурсов, интернет – олимпиад различного рода;
- улучшать практику взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, способствующего более полному развитию таланта дошкольников;
- совершенствовать систему учета личностных достижений воспитанников (портфолио).
Сроки реализации проекта: ежегодно с сентября по май учебного года (долгосрочный).
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Цель:
- организация и проведение анкетирования родителей;
- мониторинг уровня развития способностей талантливых детей.
Задачи:
- по результатам анализа анкет и мониторинга уровня развития вокальных навыков сформировать группу воспитанников по направлению «вокальное творчество».
- разработать план-программу для индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми;
- организовать консультативную и методическую поддержку родителям по проблемам работы с талантливыми детьми;
- изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по вокальному пению через разные аспекты работы в ДОО;
- изучение специфических особенностей слуха и голоса детей, артикуляции, техники певческого дыхания, выразительной дикции;
- провести изучение вокальных данных детей дошкольного возраста;
- определить разделы для определения содержания работы по вокальному пению;
- разработать перспективно-календарный план по вокальному пению как эстетического качества личности у дошкольников;
- создать картотеку специального репертуара по вокальному пению;
- описать особенности слуха и голоса детей артикуляции, техники певческого дыхания, выразительной дикции;
- аналитическая справка о результатах вокальных данных детей дошкольного возраста.
Разделы:
игра-приветствие,
артикуляционная гимнастика,
интонационно-фонетические упражнения,
скороговорки (чистоговорки),
упражнения для распевки,
пение.
Основной этап:
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в создании благоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;
Задачи:
- создать ситуацию успеха для каждого ребёнка (участие дошкольников в конкурсах, фестивалях, разного уровня);
- организовать и периодически пополнять электронный банк данных успехов воспитанников;
- развивать систему дополнительного образования детского сада.
Заключительный этап:
Цель: проверка влияния полученных в ходе проекта результатов на удовлетворение потребностей участников проекта.
Задачи:
- провести мониторинг фактических результатов проекта и сравнить их с ожидаемыми результатами;
- закрепить положительные результаты реализации проекта через организацию семинаров – практикумов для педагогов города;
- разработать методические рекомендации для родителей и педагогов ДОО по организации системы развития творческого потенциала детей в условиях детского сада.
Для успешной реализации проекта ДОО имеет:
- спортивный зал;
- музыкальный зал;
- ТСО (музыкальный центр, мультимедийная установка, компьютер, костюмы, декорации).
Ожидаемые результаты.
методическая работа:
- методика сопровождения компетенции семей, воспитывающих талантливых детей с учётом возрастных особенностей;
- программа индивидуального развития и поддержки талантливого ребёнка;
- система мониторинга успешности развития талантливых детей;
- условия для реализации личностного роста педагога;
- участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Сроки |
1. | Анкетирование родителей | На подготовительном этапе |
2. | Мониторинг уровня развития творческих способностей детей. | На протяжении проекта. |
3. | Разработка план - программы индивидуального развития и поддержки каждого ребёнка. | На подготовительном этапе. |
4. | Организация групп по направлениям: художественно-эстетическое, вокальное, театральное развитие | На подготовительном этапе. |
5. | Приобретение методической литературы. | На протяжении проекта. |
| Организация консультативной помощи компетенции родителей, воспитывающих талантливых детей. | На протяжении проекта. |
6. | Участие в конкурсах, фестивалях по направлениям и на различных уровнях | На основном и заключительном этапах. |
7. | Организация и участие в художественных выставках на различных уровнях | На основном и заключительном этапах. |
8. | Разработка методических рекомендаций по созданию системы поддержки талантливых детей в условиях ДОО. | На подготовительном этапе |
9 | Организация семинара - практикума для педагогов по проблемам работы с талан талантливыми детьми | На заключительном этапе. |
План «Сопровождение одаренного ребенка, имеющего ярко выраженные музыкальные способности»
Цель: гармонизация и развитие ребенка с музыкальной одаренностью.
Задачи:
- развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
- формирование эстетического вкуса.
- стимулирование развития творческой деятельности ОД.
Методы и формы развития музыкальных способностей:
- развитие музыкального слуха,
- развитие вокальных данных,
- обучение азам нотной грамоты,
- знакомство с деятельностью композиторов,
- посещение концертов и лекториев и др.
Старший воспитатель:
Информационный этап: консультации для родителей и специалистов ДОО по проблемам музыкально одаренных детей.
Организационный этап: организация круглого стола с участием всех субъектов программы сопровождения с целью разработки общих подходов к работе с музыкально одаренными детьми. Помощь музыкальному руководителю в создании развивающей среды. Координация деятельности всех специалистов ДОО по сопровождению ОД. Организация конкурсов талантливых детей на базе ДОО и участие в районных, городских конкурсах.
Воспитатель:
Диагностический этап: педагогическая диагностика (наблюдение за музыкально одаренным ребенком).
Информационный этап: оформление информационного стенда для родителей по музыкальной одаренности.
Развивающий этап: привлечение родителей к оформлению и постоянному пополнению музыкального уголка в группе (игрушечное пианино, флейта, свисток, разнообразные барабаны, ксилофоны, металлофоны). Пополнение фонотеки, знакомство с деятельностью композиторов на занятиях и в свободной деятельности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска
Согласована на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 80 «Веснушка»
от «___» _________ _____года Я.Н.Вербицкая
Протокол № ____ от «___» __________ _____ года
Программа дополнительного образования
с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
(подготовительная к школе группа) "Олимпийцы"
Форма проведения: подгрупповые занятия
Сроки реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Волкова Александра Игоревна,
инструктор по физической культуре
г. Смоленск, 2023-2024 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...........................................................................................3
1.1. Законодательная база..................................................................................................4
1.2. Выявление одаренности………….............................................................................4
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель программы..........................................................................................................4
2.2. Задачи...........................................................................................................................4
2.3. Основные направления……………………………………………………………...5
III. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОО………………………………………………………………………………..6
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………….7
V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ………………8
5.1.Основные движения……...........................................................................................8
5.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)..................................................................8
5.3. Упражнения на формирование правильной осанки..............................................8
5.4. Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов……….......8
5.5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета.............................9
5.6. Упражнения на расслабление мышц – снижение тонуса различных групп мышц…………………………………………………………………………………….9
5.7. Дыхательные упражнения........................................................................................9
VI. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ…………………………………………………………………………..9
VII. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ…………………………………………………………………………………...…………10
7.1. Содержание диагностических тестов…………………………………………………….10
7.2. Таблица оценки уровня физической подготовленности детей 6-7 лет…………………11
7.3. Показатели эффективности реализации программы…………………………….………12
VIII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ…………………………….12
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….............................................................................................16
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2009-2015 г.г. отмечается о важной роли двигательной активности, физической культуры и спорта как ведущих компонентов гармоничного развития детей, формирования здоровья нации.
Возрастающий уровень спортивных достижений в различных видах спорта чаще всего связывается с совершенствованием системы управления тренировочным процессом. Однако параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются. В прошлые годы возможность достижения выдающихся результатов связывалась с интенсификацией процессов подготовки, в настоящее время - с оптимизацией различных компонентов тренировочного процесса на фоне максимальной реализации индивидуальных резервов на различных этапах тренировочного процесса. Главная проблема в системе воспитания одаренного ребенка - это преодоление противоречий между унифицированной системой и ярко выраженными личностными особенностями одаренного ребенка, который часто с трудом вписывается в общепринятые педагогические нормы и правила.
Часто на начальных этапах тренировочного процесса из поля зрения выпадают одаренные дети и чаще попадают дети средних способностей, в силу определенных факторов показывающие относительно высокие спортивные результаты в детском возрасте. Также в системе тренировочного процесса мало внимания уделяется разработке программ по осуществлению работы с талантливыми и одаренными спортсменами. В связи с этим, актуальность разработки программы дополнительного образования с одаренными обучающимися "Олимпийцы" в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) не вызывает сомнений.
При разработке программы учитывался имеющийся опыт и условия работы в этом направлении.
При организации учебно-тренировочной работы проводится отбор детей в спортивную группу с учетом группы здоровья, уровня физической подготовленности; создан списочный состав одаренных детей; созданы условия для участия юных спортсменов в соревнованиях различного уровня; осуществляется индивидуальная работа с родителями детей, показывающих высокие результаты в спорте.
- Законодательная база:
Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:
- Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации №273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, глава XII Требования к организации физического воспитания;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1467 от 24.03.2014;
- Устав МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек»;
- Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»;
- Программа развития МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек» на 2010 – 2015 г.г;
- Положение о рабочих программах дополнительного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 29.08.2013 № 369-од.
1.2. Выявление одаренности в спортивной сфере:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
- любит играть на открытых спортивных площадках;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх;
- физически выносливее сверстников.
II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель программы: создание условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка с признаками спортивной одаренности, его самореализации в детском спорте с высокими достижениями.
2.2. Задачи программы:
- Целенаправленное выявление и отбор одаренных детей;
- Отслеживать каждого ребенка с признаками одаренности;
- Разработать и поэтапно внедрять новые технологии в работе с одаренными детьми;
- Создать условия одаренным детям для реализации их способностей в процессе соревновательной деятельности;
- Разработать психолого-педагогическое и медико-биологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса детей с признаками одаренности;
- Изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт по данному направлению.
Дополнительно организованная деятельность физическими упражнениями в сочетании с обязательной программой непосредственной образовательной области (далее НОД) по физической культуре и правильной организацией работы с одаренными детьми могут быть представлены в качестве модели режима двигательной активности детей в ДОО.
В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость совершенствования процесса физического образования детей дошкольного возраста в условиях детского сада, в целях наилучшей реализации работы тренировочной направленности физического образования дошкольников, разработана программа с одаренными детьми "Олимпийцы" в ДОО для детей 5-7 лет, которая соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания:
- соответствие физических упражнений возрастным особенностям и физической подготовленности дошкольников;
- применение упражнений согласно научному пониманию физиологии детского организма;
- рациональный подбор форм, средств и методов;
- рациональная организация работы с детьми.
2.3. Основные направления программы представлены на рис. 1.
Основные направления программы представлены на рис.1.
Рис. 1. Основные направления программы дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет
III. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОО
Программа построена с учетом программ основных занятий физической культурой в дошкольной организации. Она основывается на знании закономерностей физического развития ребенка дошкольного возраста, наличия двигательных способностей, обусловливающих подбор средств и методов физического образования. Но, в отличие от НОД по базовым программам в дошкольном учреждении, деятельность физической культурой по программе с одаренными детьми требуют выполнения дополнительного ряда условий (рис. 2).
Рис. 2. Основные условия реализации программы дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПРОГРАММЫ
Программа с одаренными детьми "Олимпийцы" для детей 5-7 лет включает в себя 5 основных разделов:
- Совершенствование двигательных умений;
- Развитие координационных способностей, функции равновесия, мелкой моторики;
- Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Профилактика нарушения осанки;
- Профилактика плоскостопия.
Данная программа рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста и предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы.
Возраст детей | 5-7 лет |
Форма ОД | Подгрупповая, индивидуальная |
Продолжительность ОД | 30 минут |
Продолжительность курса | Сентябрь - май |
Количество ОД в неделю | 1 |
Количество ОД в месяц | 4 |
Количество ОД в год | 37 |
Комплектование групп детей для занятий по программе проводится с учетом общего функционального состояния детей, данных медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности. Образовательная деятельность проводится с учетом предусмотренного учебного плана при соблюдении санитарно-гигиенических норм. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач.
V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
С учетом специфики ОД в программу работы включаются следующие основные виды физических упражнений (рис. 3).
Рис. 3. Основные виды физических упражнений, включаемых в ОД по программе дополнительного физического образования для одаренных детей 5-7 лет
5.1.Основные движения
Ходьба. Ходьба обычная, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием бедра, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом в левую и правую сторону. Ходьба с использованием игровых подражательных движений, с выполнением различных заданий. Ходьба по массажным коврикам, ребристой доске, «следами», по канатам. Ходьба с предметами: мешочками с песком, с кубиками в руках, с гимнастической палкой за спиной, на плечах.
Бег. Бег обычный, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по два; бег в медленном, среднем темпе; бег в чередовании с ходьбой, с выполнением имитационных движений, с выполнением различных заданий.
Ползание, лазание. Ползание на четвереньках змейкой между предметами, в прямом направлении; ползание на животе по гимнастической скамейке, на спине по гимнастической скамейке; ползание с опорой на предплечья и ладони. Лазание по гимнастической стенке одноименным и разноименным способом, приставным шагом, произвольным способом, по диагонали, с перехода с пролета на пролет.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь; одна нога вперед, другая назад), с поворотом, с продвижением вперед (на расстояние 3-4 м). прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед. Прыжки и подскоки в подвижных играх и игровых упражнениях.
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча об пол на месте, ловля его двумя руками; подбрасывание мяча и ловля его одной рукой; перебрасывание мяча с одной руки в другую; перебрасывание мяча друг другу и ловля его стоя и сидя разными способами; прокатывание мяча по гимнастической скамейке, доске. Метание мячей, мешочков с песком в горизонтальную и вертикальную цели.
Упражнения в равновесии, на развитие координационных движений. Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком, на носках, перешагивая через предметы. Ходьба по наклонной доске приставным шагом, прямо и боком. Ходьба по шнуру, приставляя пятку одной ноги к другой (прямо, по кругу, зигзагообразно). Сохранение равновесия, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках. Сохранение равновесия после бега и прыжков, приседая на носках, стоя на одной ноге.
5.2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для ног, для туловища, без предметов, с предметами (гимнастические палки, мячи разного диаметра, кегли), с использованием снарядов (гимнастические скамейки, лестницы).
5.3. Упражнения на формирование правильной осанки
Фиксация тела в правильном положении у стены, подтягивание, выпрямление, приседания, наклоны, повороты в упражнениях с палкой, балансирование с грузом на голове. Упражнения, связанные с разгрузкой и вытяжением позвоночника в положении лежа, стоя в упоре на коленях, в висах, во время ползания.
5.4. Упражнения для укрепления мышц стопы, развития ее сводов
Использование специальных физических упражнений, способствующих укреплению мышц нижних конечностей, выравниванию тонуса мышц, которые поддерживают стопу в нормальном положении, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы.
5.5. Упражнения для развития и укрепления мышечного корсета
Упражнения для укрепления мышц спины, мышц брюшного пояса, укрепления мышц боковой поверхности туловища, корригирующие симметричные упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата плечевого пояса, нижних и верхних конечностей.
5.6. Упражнения на расслабление мышц – снижение тонуса различных групп мышц
Определение оптимального количества повторений, частоты выполнения действий в единицу времени, темпа, их общей продолжительности и величины интервалов между ними. Использование игр и игровых упражнений на расслабление.
5.7. Дыхательные упражнения
Частота и глубина дыхания связаны с интенсивностью и характером физической и эмоциональной нагрузки. Движение, которое сопровождается натуживанием, вызывает временную задержку дыхания. Упражнения, требующие динамического равновесия, выполняются с равномерным дыханием. Педагог подсказывает детям наиболее удобный в каждом случае ритм дыхания, привлекает их внимание к наиболее удобному согласованию вдоха и выдоха с определенными моментами движения.
Все дыхательные упражнения делятся на динамические и статические. Динамические сочетаются с движением рук, плечевого пояса, туловища. Статические осуществляются только при участии диафрагмы и межреберных мышц. Общие дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию, укрепляют дыхательную мускулатуру. Это достигается динамическими и статическими упражнениями. Специальные дыхательные упражнения – активное средство профилактики и борьбы с ОРЗ, ОРВИ. Используются различные методики и игровые упражнения: обучение диафрагмальному дыханию, обучение правильному вдоху и выдоху (через нос, через рот), упражнения на дыхание с использованием речи, фонетическая гимнастика и др.
VI. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется специалистами. Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей; осуществляет медицинский контроль состояния детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний). Старшая медсестра ДОО регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного зала, соблюдение воздушно-теплового режима, кварцевание помещений.
Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы по программе (сентябрь-май). Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.
Таблица 2. Схема внешних признаков утомления
Признаки | Степень выражения утомления | |
Небольшая | Значительная | |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение |
Выражение лица | Спокойное | Напряженное |
Потоотделение | Незначительное | Выраженное |
Дыхание | Несколько учащенное, ровное | Резко учащенное, поверхностное |
Движения | Бодрые; задания выполняются четко | Неуверенные, нечеткие; появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность |
Самочувствие | Хорошее, жалоб нет | Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку. Небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему. Отказ от дальнейшего выполнения заданий |
Внимание | Четкое; безошибочное выполнение заданий | Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления движения |
Пульс, уд/ мин | 110-150 | 160-180 |
VII. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ
Мониторинг уровня физической подготовленности детей 5-7 лет осуществляется 2 раза в год (в сентябре и в мае).
Диагностические тесты подобраны с учетом:
- уровня освоения техники основных движений;
- развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей;
- способности детей к использованию уже известного объема двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Диагностические тесты представлены на рис. 4.
Рис.4. диагностические тесты для оценки уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
7.1. Содержание диагностических тестов
- Бег на 30 метров с высокого старта
По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 секунды.
- Прыжки в длину с места
Проводится линия и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту. Участник встает около линии, не касаясь ее носками, затем отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий взмах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами. Участникам даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений руками и ногами.
- Челночный бег 3*10 м
Перед началом забега на линии старта для каждого участника кладут два кубика. По команде «Марш!» участник берет кубика и бежит к финишу, кладет кубик за линию финиша и не останавливаясь возвращается за вторым кубиком, который кладет на пол рядом с первым. Секундомер выключают в момент касания кубиком пола. Время фиксируется с точностью до 0,1 секунды. Бросать кубики запрещается.
- Подтягивание из виса лежа на перекладине (до 80 см)
По команде «Марш!» участник выполняет подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Упражнение выполняется плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается, количество правильных выполнений идет в зачет. Подтягиваются, не отрывая ног от пола.
- Наклоны вперед из положения сидя на полу
На полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на полу, ступнями ног касаются перпендикулярной линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. выполняется 3 наклона, на 4 задерживается дыхание на 2 сек., фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии при касании ее кончиками пальцев, при этом руки удерживаются на фиксируемом результате не менее 2 секунд. Сгибание ног в коленях не допускается.
- Бег 300 метров с высокого старта в спортивном зале
Бег выполняется по кругу в спортивном зале (измеряется длина одного круга, затем вычисляется общая длина дистанции, она должна быть 300 м). В забеге могут одновременно участвовать 6-8 человек. Судьи занимаются подсчетом кругов каждого участника. Время определяется с точностью до 0,1 секунды. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша. Время определяется с точностью до 0,1 секунды.
- Поднимание туловища из положения лежа на спине в сед за 30 секунд
Исходное положение: руки за головой, ноги вместе согнуты в коленях под углом 900, ступни закреплены, фиксируется количество выполненных подъемов до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд. При выполнении данного теста лопатки спины должны касаться мата.
7.2. Таблица оценки уровня физической подготовленности детей 6-7 лет
Очки | Бег 30 м (сек) | Бег 300 м (сек) | Челночный бег (сек) | Прыжки в длину с места (см) | Подтягивание из виса лежа (раз) | Наклоны вперед из положения сидя (см) | Подъем туловища за 30 сек (раз) | |||||||
М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | |
30 | 5,6 | 5,8 | 1,21 | 1,30 | 10,0 | 10,2 | 160 | 160 | 6 | 10 | 12 | 14 | 21 | 20 |
29 | 5,7 | 5,9 | 1,22 | 1,31 | 10,1 | 10,3 | 158 | 157 | - | 9 | 11 | - | 20 | - |
28 | 5,8 | 6,0 | 1,23 | 1,32 | 10,2 | 10,4 | 156 | 154 | - | 8 | - | 13 | - | 19 |
27 | 5,9 | 6,1 | 1,24 | 1,33 | 10,3 | 10,5 | 154 | 151 | - | 7 | 10 | - | 19 | 18 |
26 | 6,0 | 6,2 | 1,25 | 1,34 | 10,4 | 10,6 | 152 | 148 | - | - | - | - | - | - |
25 | 6,1 | 6,3 | 1,26 | 1,35 | 10,5 | 10,7 | 149 | 145 | 5 | - | - | 12 | 18 | 17 |
24 | 6,2 | 6,4 | 1,27 | 1,36 | 10,6 | 10,8 | 146 | 142 | - | 6 | - | - | - | 16 |
23 | 6,3 | 6,5 | 1,28 | 1,37 | 10,7 | 10,9 | 143 | 139 | - | - | 9 | - | 17 | - |
22 | 6,4 | 6,6 | 1,29 | 1,38 | 10,8 | 11,0 | 140 | 137 | - | - | - | 11 | 16 | 15 |
21 | 6,5 | 6,7 | 1,30 | 1,39 | 10,9 | 11,1 | 137 | 132 | - | - | - | - | 15 | 14 |
20 | 6,6 | 6,8 | 1,31 | 1,40 | 11,0 | 11,2 | 134 | 128 | 4 | - | - | - | - | - |
19 | 6,7 | 6,9 | 1,32 | 1,41 | 11,1 | 11,3 | 131 | 124 | - | 5 | 8 | 10 | 14 | 13 |
18 | 6,8 | 7,0 | 1,33 | 1,42 | 11,2 | 11,4 | 128 | 120 | - | - | - | - | 13 | - |
17 | 6,9 | 7,1 | 1,34 | 1,43 | 11,3 | 11,5 | 125 | 116 | - | - | - | - | - | 12 |
16 | 7,0 | 7,2 | 1,35 | 1,44 | 11,4 | 11,6 | 122 | 112 | - | - | 7 | 9 | 12 | - |
15 | 7,1 | 7,3 | 1,36 | 1,45 | 11,5 | 11,7 | 119 | 108 | 3 | 4 | - | - | 11 | 11 |
14 | 7,2 | 7,4 | 1,37 | 1,46 | 11,6 | 11,8 | 116 | 104 | - | - | - | - | 10 | 10 |
13 | 7,3 | 7,5 | 1,38 | 1,47 | 11,7 | 11,9 | 113 | 100 | - | - | - | 8 | 9 | - |
12 | 7,4 | 7,6 | 1,39 | 1,48 | 11,8 | 12,0 | 110 | 96 | - | - | 6 | - | - | - |
11 | 7,5 | 7,7 | 1,40 | 1,49 | 11,9 | 12,1 | 107 | 92 | - | - | - | - | 8 | - |
10 | 7,6 | 7,8 | 1,41 | 1,50 | 12,0 | 12,2 | 104 | 88 | 2 | 3 | - | 7 | - | 8 |
9 | 7,7 | 7,9 | 1,42 | 1,51 | 12,1 | 12,3 | 101 | 84 | - | - | 5 | - | - | 7 |
8 | 7,8 | 8,0 | 1,43 | 1,52 | 12,2 | 12,4 | 98 | 81 | - | - | - | 6 | - | - |
7 | 7,9 | 8,1 | 1,44 | 1,53 | 12,3 | 12,5 | 94 | 78 | - | - | 4 | - | - | 6 |
6 | 8,0 | 8,2 | 1,45 | 1,54 | 12,4 | 12,6 | 90 | 75 | - | - | - | 5 | - | - |
5 | 8,0 | 8,2 | 1,46 | 1,55 | 12,5 | 12,7 | 86 | 72 | 1 | - | 3 | 4 | 5 | 5 |
4 | 8,2 | 8,4 | 1,47 | 1,56 | 12,6 | 12,8 | 82 | 69 | - | - | - | - | - | - |
3 | 8,3 | 8,5 | 1,48 | 1,57 | 12,7 | 12,9 | 78 | 66 | - | 1 | - | 3 | 4 | 4 |
2 | 8,4 | 8,6 | 1,49 | 1,58 | 12,8 | 13,0 | 74 | 63 | - | - | 2 | 2 | - | - |
1 | 8,5 | 8,7 | 1,50 | 1,59 | 12,9 | 13,1 | 70 | 60 | - | - | 1 | 1 | 3 | 3 |
7.3. Показатели эффективности реализации программы
- повышение физической работоспособности и расширение функциональных возможностей органов и систем организма детей;
- достижение высоких результатов в выступлениях на соревнованиях различного уровня.
- разработаны психолого-педагогические основы выявления и развития одаренности, обнаружения и обучения одаренных детей, раскрытия их природного потенциала;
- качество программно-методических документов по работе с одаренными детьми и их родителями.
VIII. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц | Неделя | Программное содержание |
Сентябрь | Мониторинг. Выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств. | |
Октябрь | I |
|
II |
| |
III |
| |
IV |
| |
Ноябрь | I |
|
II |
| |
III |
| |
IV |
| |
Декабрь | I |
|
II |
| |
III |
| |
Январь | II |
|
III |
| |
IV |
| |
Февраль | I |
|
II |
| |
III |
| |
IV |
| |
Март | I |
|
II |
| |
III |
| |
IV |
| |
Апрель | I |
|
II |
| |
III |
| |
IV |
| |
Май | Мониторинг. Выявление основных показателей степени освоения программы. В ходе диагностики установить особенности развития у детей физических качеств, динамику этих показателей в течение года. |
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Здоровый малыш).
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 264 с.
- Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пос. для педагогов дошк. учрежд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 175 с.
- Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н. Бойнович.– СПб.: Акцидент, 1999.–32 с.
- Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятия физическими упражнениями: Метод. Рек. / Авт.-сост. С.О. Филиппова. – Спб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. – 53 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Уч. пос. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. – 400 с.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с. (Здоровый малыш).
- Сальников В.А. Талант, одаренность и способности в структуре спортивной деятельности / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. –2002. – №4. – С. 14-20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей воспитанников
Деятельность педагогического работника по выявлению способностей воспитанников...
Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников
Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников...
3.2. Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников Форма 10
Развитие мелкой моторики дошкольников. Данная деятельность развивает творческие способности дошкольников....
3.1. Деятельность педагогического работника по выявлению способностей воспитанников Форма 9
Мероприятия по развитию способностей воспитанников по теме мелкая моторика...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников
Программа деятельности педагогического работникапо выявлению и развитию способностей дошкольников...
Программа деятельности педагогического работника по выявлению и развитию способностей дошкольников
Программа деятельности педагогического работникапо выявлению и развитию способностей дошкольников...
Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников основной образовательной программы дошкольного уровня
Результативность деятельности педагогического работника по развитию способностей воспитанников основной образовательной программы дошкольного уровня...